+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

С виновника ДТП можно взыскать возмещение без учета износа автомобиля

Содержание

Взыскание ущерба с виновника ДТП (без учета износа, с учетом износа, сверх лимита по ОСАГО)

С виновника ДТП можно взыскать возмещение без учета износа автомобиля

Каким бы аккуратным и законопослушным не был водитель, даже ему избежать ДТП удается не всегда. Ведь безопасность на дороге зависит не только от него одного. Не нарушая правил дорожного движения можно оказаться пострадавшей в аварии стороне по вине других автовладельцев.

Количество ДТП на дорогах не уменьшается, что приводит к увеличению числа лиц, получивших в результате аварий ущерб здоровью или своему имуществу. Кто и каким образом будет возмещать его? Что следует предпринять пострадавшим в ДТП лицам для восстановления своих автомобилей?

Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО

Согласно положений ГК РФ причиненный пострадавшей стороне ущерб возмещается в полном объеме. Из смысла статьи 1072 ГК РФ следует, что при недостаточности суммы, выплаченной страховой компанией по заключенным ею договорам, разницу между суммой реального ущерба и страховым возмещением можно получить с виновника аварии.

При наличии таких обстоятельств примите меры к получению с него сумм, которые позволят вам полностью восстановить свое здоровье и отремонтировать поврежденный автомобиль.

Законодательство устанавливает пределы выплат при наступлении страховых случаев. Вследствие чего ситуации, когда возникает необходимость взыскания дополнительных сумм с виновника аварии, встречаются часто. К примеру, по полису ОСАГО вами была получена максимальная сумма 400 000 рублей. В то время как на полное восстановление автомобиля требуется 535 000 рублей.

Чтобы добиться получения разницы в 135 000 рублей, сделайте следующее:

  • подготовьте письменную претензию виновнику аварии. Укажите в ней размер полученного страхового возмещения, обоснуйте реальную стоимость ремонта и укажите сумму, которую просите выплатить вам. Все изложенные в претензии факты не должны быть голословными. Подтвердите их документально;
  • дождитесь ответа. Обычно на это уходит один месяц. Если виновник ДТП никак не отреагирует на ваше обращение или вы получите отказ, то готовьтесь к защите своих интересов в суде.

Первым делом напишите исковое заявление в трех экземплярах и приобщите к нему указанные ниже документы:

  • протокол о ДТП, составленный сотрудниками ГИБДД;
  • страховой полис;
  • ПТС и технический паспорт на транспортное средство;
  • подтверждение размера полученного вами страхового возмещения;
  • документы о стоимости восстановительного ремонта. Ими могут быть экспертное заключение или квитанции об оплате вами ремонтных работ, или о приобретении запасных частей или деталей;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Все документы, прилагаемые к иску, представляются в копиях. Это не относится к документу об оплате госпошлины. Без ее подлинника иск могут вернуть вам без рассмотрения.

Дела такой категории не считаются в судебной практике легкими и простыми. Зачастую истцу приходится оспаривать и экспертное заключение, если он полагает, что размер реального ущерба намного превышает указанную экспертами. Вместе с тем таких же действий можно ожидать и от ответчика, по мнению которого сумма причиненного им ущерба завышена.

Можете подготовить иск самостоятельно, воспользовавшись образцами, которые несложно найти в интернете. Но все же обратитесь к юристам, которые составят иск с учетом конкретных обстоятельств вашего дела, дадут исчерпывающую консультацию и смогут представить ваши интересы в суде. Именно они смогут найти слабые места в позиции ответчика и опровергнуть его доводы.

Взыскание ущерба с виновника ДТП без учета износа

Гражданское законодательство устанавливает принцип полного возмещения виновным лицом причиненного им материального ущерба (ст. 1072 ГК РФ).

К примеру, виновник аварии обязан будет доплатить пострадавшему разницу между реальной суммой ущерба и страховыми выплатами, сделанными страховщиком. ФЗ «Об ОСАГО» от 25.04.2002 года оговаривает сумму предельных выплат по страховым полисам, оформленным после 01 октября 2015 года. Их максимальный размер равен 400 000 рублям при причинении вреда имуществу.

Согласно ст. 15 ГК РФ потерпевший при ДТП вправе рассчитывать на возмещение ему убытков в полном объеме. Причем под убытками понимаются не только затраты на ремонт и восстановление имущества. К ним относится и упущенная выгода.

К примеру, те доходы, которые получил бы потерпевший при обычном использовании своей автомашины, не будь она повреждена.

В силу ч. 18 и 19 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» страховщик возмещает убытки, определяя сумму расходов, которые потребуются для приведения поврежденного имущества в первоначальное положение, то есть, в то состояние, в каком оно находилось до ДТП. Расходы на запасные части и детали автомобиля определяются им с учетом их износа. Степень износа комплектующих устанавливается экспертами.

Итак, сумма страхового возмещения, которую может получить от страховщика пострадавший в аварии, зависит от стоимости ремонта с учетом износа заменяемых деталей, от упущенной выгоды. Но она ограничивается установленными законодательством лимитами.

Поэтому если вы получили страховое возмещение в максимальном размере, но эта сумма не покрыла всех ваших фактических затрат на восстановление автомобиля, то реализуйте свое право на обращение в суд с иском к ответчику. Именно ему придется выплачивать вам недостающую сумму.

Вопрос о том, можно ли взыскать с виновника аварии ущерб без учета износа запасных частей, долгое время оставался спорным. В судах не было единой позиции при рассмотрении таких дел. Точку в этом вопросе поставил Пленум Верховного суда РФ, разъяснивший в своем постановлении от 23.06.2015 г. № 25 основные моменты.

Он указал, что при определении реального ущерба следует учитывать не только уже понесенные потерпевшим затраты, но и те расходы, которые ему предстоит произвести для восстановления своего имущества. Если при ремонте некоторые запасные части автомобиля были заменены на совершенно новые, то в сумму причиненного потерпевшему ущерба включается их фактическая стоимость.

Даже несмотря на то, что это повлечет за собой существенное улучшение бывшего в использовании автомобиля пострадавшего и увеличение его стоимости. Если ответчику удастся доказать, что помимо установки новых запчастей имелся другой более экономичный и доступный способ устранения проблемы, то размер возмещения судом может быть уменьшен.

Следует иметь в виду, что при определении суммы ущерба будут приниматься во внимание и последствия, которые могут проявиться в будущем. Например, при последующей реализации автомобиля, поврежденного при ДТП, он сможет быть продан только по более низкой цене в связи с утратой его товарного вида либо проведенным восстановительным ремонтом.

Из содержания постановления следует, что ущерб возмещается без учета износа запасных частей. Поэтому при определении причиненного вам ущерба принимайте во внимание стоимость их фактической покупки. Это позволит вам предъявить иск виновнику аварии в большем размере.

Взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа

Размер страхового возмещения по полису ОСАГО рассчитывается по единой методике, утвержденной ЦБ РФ 19.09.2014 года.

Страховая компания определяет сумму расходов на запасные части с учетом их износа, но в пределах утвержденного лимита.

Ранее, если страховая компания определяла размер страхового возмещения и он не превышал 400 000 рублей, то пострадавшее лицо теряло право взыскания с виновника ДТП каких-либо сумм.

Оно могло обратиться в суд только в том случае, если подсчитанная страховщиком выплата была больше 400 000 рублей. Оставшуюся сумму должен был заплатить виновник аварии. Действия пострадавшей стороны находились в зависимости от того, в какую сумму выльется возмещение, подсчитанное страховщиком.

После вмешательства Конституционного суда ситуация изменилась. Автовладельцы из Краснодарского края вынуждены были обратиться за защитой своих интересов в Конституционный суд. Оказавшись пострадавшими в результате ДТП, они безуспешно пытались получить возмещение без учета износа замененных запасных частей. Все судебные инстанции отказывали им в удовлетворении их требований.

Конституционный суд посчитал их позицию обоснованной. Он признал, что ФЗ об ОСАГО можно применять только к отношениям между пострадавшим и страховщиком по поводу получения возмещения. Все остальные вопросы, возникающие между виновником аварии и пострадавшим должны рассматриваться по нормам ГР РФ.

Статьи 15 и 1064 ГК РФ предусматривают обязанность причинителя вреда возместить убытки в полном объеме. Статья 1072 ГК РФ четко оговаривает , что потерпевший должен получить ту сумму невосполненного ему ущерба, которая определяется как разность между суммой полученного возмещения и фактическим размером убытков, если страховая выплата не покрыла их.

Конституционный суд обратил внимание на то, что при определении по указанному выше методу размера выплат он не соответствует действительным затратам. Ведь стандартный подход исключает возможность принятия во внимание индивидуальность каждого автомобиля и особенностей, присущих каждому страховому случаю.

Итак, для получения разницы между страховой выплатой и фактическим ущербом потерпевший может подать иск к виновнику ДТП.

Что нужно предпринять для возмещения вам ущерба без учета износа:

  • правильно оформить документы после совершения ДТП. Сделать это можно, вызвав на место аварии сотрудников ГИБДД. Если позволяют условия, то составьте европротокол;
  • подайте заявление страховщику для получения возмещения или направления автомобиля на ремонт;
  • при покупке новых запасных частей сохраняйте все квитанции в подтверждение ваших расходов на доплату. Она определяется как разница между их реальной стоимостью и суммой, оплаченной страховщиком;
  • составьте претензию в адрес виновника аварии о возмещении вам сумм, потраченных на покрытие указанной выше разницы;
  • направьте претензию виновнику аварии почтой или вручите ему ее лично. Главное, иметь документы, подтверждающие получение им претензии с указанием даты ее вручения;
  • не забудьте приобщить к претензии копии всех подтверждающих документов;
  • при неполучении ответа или отказе виновника аварии готовьте иск в суд.

Чем будет руководствоваться суд при рассмотрении вашего иска?

Он будет учитывать рекомендации Конституционного суда и принимать во внимание следующее:

  • насколько эти расходы были необходимы и обоснованны;
  • условия использования автомобиля;
  • какие требования установлены производителем автомобиля;
  • имелся ли помимо замены запчастей на новые другой способ устранения повреждений автомобиля: более экономичный и вполне доступный;
  • подтверждены ли документально эти расходы.

Вместе с тем суд принимает во внимание сумму реального ущерба, указанную в исковом заявлении потерпевшим, только при условии, что она подтверждена доказательствами. Обязанность ее доказывания лежит на истце.

Источник: http://UrOpora.ru/dtp/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/vzyskanie-ushherba-s-vinovnika-dtp-bez-ucheta-iznosa-s-uchetom-iznosa-sverx-limita-po-osago.html

Вопрос: можно ли взыскать износ с виновника ДТП по ОСАГО?

С виновника ДТП можно взыскать возмещение без учета износа автомобиля

Вы попали в ДТП. Виновником оказался второй водитель. К счастью, у него было все в порядке с полисом ОСАГО, и вы даже без суда смогли получить направление на ремонт.

Все бы хорошо, но есть одно «но»: страховая насчитала ущерб по единой методике с учетом износа, поэтому для завершения ремонта вам пришлось доплатить из своего кармана еще несколько тысяч рублей.

Конечно же, вы жаждете получить эти деньги с виновника ДТП, но до недавнего времени суды отказывались удовлетворять такие иски.

Почему раньше суды отказывались взыскивать износ с виновника?

Потому что существовало разъяснение Верховного Суда РФ из обзора судебной практики №4 за 2015 год. Мы подробно рассказывали о нем вот в этой статье: Верховный суд: выплата по ОСАГО даже при ремонте идет с учетом износа.

Вкратце: ФЗ об ОСАГО предусматривает, что размер выплаты определяется по единой методике (положение ЦБ РФ №432-П от 19.09.2014). Методика и закон исходят из того, что все расходы на запчасти определяются с учетом износа.

То есть потребовать доплату с виновника ДТП можно только в случае, когда размер страховой выплаты по ОСАГО получается больше 400 тысяч рублей. Страховая выплатит вам 400 тысяч, остальное вы можете взыскивать с виновника.

Если размер выплаты меньше 400 тысяч рублей, всю сумму ущерба вам перечисляет страховая, а с виновника ничего получить нельзя. Так было до недавнего времени, пока в ситуацию не вмешался Конституционный суд.

Почему Конституционный суд разрешил взыскивать износ с виновника ДТП?

Четверо автолюбителей из Краснодарского края, попав в ДТП, решили попробовать через суд получить возмещение за износ с виновников аварий. Все суды им в этом отказали на основании позиции Верховного Суда. Тогда водители обратились в Конституционный суд, и 10 марта 2021 года в постановлении №6-П КС принял их сторону.

КС напомнил, что ФЗ об ОСАГО регулирует лишь отношения между потерпевшим и страховой компанией по поводу получения страховой выплаты. Отношения вследствие причинения вреда (то есть между потерпевшим и виновником) регулируются ГК РФ.

Статьи 15 и 1064 ГК РФ дают потерпевшему право требовать полного возмещения причиненных убытков с причинителя вреда.

В 1072 статье ГК РФ также прописана необходимость возмещения потерпевшему разницы между суммой страхового возмещения и фактическим размером ущерба, если страховой выплаты недостаточно для полного возмещения ущерба.

Конституционный суд также обратил внимание на то, что рассчитанная по единой методике сумма выплаты может не соответствовать реальным затратам на ремонт, а формулы расчета износа являются усредненными и не учитывают особенности конкретной машины.

Вывод КС РФ: для покрытия разницы между страховой выплатой и фактическим ущербом потерпевший может подать иск к виновнику ДТП.

Как получить сумму износа с виновника ДТП?

  1. Правильно оформить ДТП — с вызовом полиции или без вызова, если размер ущерба позволяет. Как оформить ДТП без вызова полиции.

  2. Обратиться в страховую компанию в порядке прямого возмещения ущерба (или в страховую виновника, если прямое возмещение в данном случае невозможно) и получить страховую выплату или направление на ремонт.

  3. Сделать доплату за износ при ремонте авто и обязательно сохранить подтверждающие документы (акт из страховой компании, чеки, квитанции и др.). При получении денежной выплаты собирайте все документы на покупку необходимых запчастей и проведение ремонта, чтобы обосновать недостаточность страховой выплаты.

  4. Написать виновнику претензию о возмещении суммы износа, вручить лично под роспись или отправить ценным письмом с описью вложения и уведомлением. К претензии нужно приложить копии подтверждающих документов.
  5. При отсутствии реакции готовить исковое заявление в суд.

Как подтверждать обоснованность доплаты за износ с виновника?

Конституционный суд в постановлении 6-П от 10.03.2021 предлагает при определении обоснованности доплаты с виновника учитывать следующие факторы:

  • необходимость и экономическую обоснованность понесенных расходов;
  • требования завода-изготовителя;
  • условия эксплуатации транспортного средства;
  • достоверно ли подтверждены понесенные расходы;
  • есть ли более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений;
  • не произошло ли при использовании новых деталей, узлов или агрегатов значительного улучшения транспортного средства, которое приводит к несправедливому увеличению его стоимости за счет виновника (например, при замене деталей с нормальным износом на новые).

При этом представлять доказательства того, что размер фактического ущерба превышает сумму страхового возмещения, должен потерпевший.

Что делать виновнику ДТП, если с него требуют доплату за износ?

После получения претензии от потерпевшего обязательно свяжитесь с ним и попросите документы, подтверждающие его реальные расходы на новые запчасти. Если такие документы потерпевший не предоставит, возможно, вам стоит подождать, пока он обратиться в суд.

В суде вы сможете знакомиться со всеми материалами дела и представлять свои доказательства, в том числе требовать экспертизу (оценку ущерба).

В любом случае рекомендуем принимать решение об удовлетворении претензии потерпевшего и выбирать тактику для суда после подробной консультации с юристом по всем имеющимся документам и анализа судебной практики по своему региону.

Учтите, что по новым правилам, вступившим в силу 28.04.2021, доплата за износ запчастей при направлении поврежденной машины на ремонт отменена.

Про ОСАГО:
Как бесплатно восстановить КБМ и скидку по ОСАГО?
Верховный суд: выплата по ОСАГО даже при ремонте идет с учетом износа
Поправки в ФЗ об ОСАГО: новые правила ремонта

Статья с сайта «Вести права» — правовые решения и советы юриста

Кот-юрист в Телеграме и ТамТаме

Источник: https://vestiprava.com/stati/vopros-mozhno-li-vzyiskat-iznos-s-vinovnika-dtp-po-osago.html

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

С виновника ДТП можно взыскать возмещение без учета износа автомобиля

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2021 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2021 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2021 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наш юридический центр.

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Как взыскать ущерб с виновника ДТП

С виновника ДТП можно взыскать возмещение без учета износа автомобиля

Наличие страховых полисов предназначено для того, чтобы регулировать финансовые вопросы между виновником и потерпевшим после наступления страхового случая.

Не всегда страховщик осуществляет страховые выплаты, даже когда вину его клиента в ситуации полностью доказано. Также бывает так, что страховщик оценивает последствия ДТП необъективно, занизив реальную сумму.

Не нужно сразу отчаиваться, потому что законодательство выступает на стороне автомобилистов и разрешает им обращаться в суд для взыскания компенсации убытков с виновной стороны.

Но для этого должны быть веские основания, о которых мы и поговорим в данной статье.

Также мы расскажем о видах взыскания (материальный ущерб, без износа, упущенная выгода, расходы на погребение и франшиза), о том, как определяется размер выплаты и кем, об особенностях заполнения искового заявления, о порядке проведения процедуры, и приведем реальные примеры из судебной практики.

Многие автомобилисты пренебрегают регламентом закона, поэтому не имеют обязательной страховки, мы расскажем как происходит взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО.

Виды

Основанием для того, чтобы потребовать дополнительное возмещение от виновника дорожно-транспортного происшествия может стать заниженная страховщиком сумма компенсации, которой не хватает для покрытия ущерба.

Если СК и вовсе не выплачивает страховую премию, если у виновника вовсе не оформлен полис ОСАГО, имеющаяся страховка не страхует здоровье людей.

В ГК РФ (а именно – в статье 1072) указано, что субъект, причинивший ущерб движимому имуществу или увечья здоровью других граждан, выплачивает разницу между страховой компенсацией и реальной суммой для покрытия всех расходов от ситуации потерпевшему лицу.

Взыскание материального ущерба с виновника ДТП

Самый распространенный вид взысканий с виновной стороны через судебное разбирательство, хотя зачастую бывает, когда виновник и потерпевший от ДТП мирно регулируют возникший финансовый вопрос, и последнему лицу выплачивается недостающая сумма ущерба.

Если нет договоренности между сторонами, то пострадавший обращается в суд с взысканием о материальном ущербе, в котором детально описывает сложившуюся ситуацию, требуют возмещение материальных убытков их имуществу, описывают ущерб, называют конкретный размер компенсации, указывают, что ранее пытались полюбовно уладить конфликт с виновником.

Также предусматривается рассматриваемой статьей ГК взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО.

Упущенной выгоды

Под таким видом взыскания подразумеваются неполученные деньги, которые бы мог получить автомобилист, но в контексте других обстоятельств, то есть, если бы не наступил страховой случай.

Если виновник, нарушающий права потерпевших в ДТП участников, получил бы сумму для возмещения своего ущерба, то потерпевший смог бы требование компенсацию вместе с другим ущербом упущенных выгод.

Такая компенсация составляет сумму, которая не может быть меньшей, чем предоставленные виновнику доходы.

Для взыскания упущенной выгоды истцом предоставляются доказательства о следующих аспектах:

  • права потерпевшего в ситуации нарушены;
  • нанесен ущерб имуществу (в каком масштабе, называется сумма для возмещения последствий);
  • есть доказанная причинно-следственная связь между нарушенными правами и убытками.

Отметим, что судебное разбирательство при взыскании упущенной возможности может быть продолжительным, потому что возникает сложность в необходимости потерпевшего предоставить доказательства неполученной выгоды.

Согласно статье 1082 ГК РФ, виновник обязан выплатить неполученную прибыль.

Без учета износа

Статья 1072 рассматриваемого Кодекса гласит, что частные и юридические лица, которые имеют действующий полис ОСАГО, в случаях получения неполной компенсации от страховщика, могут самостоятельно возместить потерпевшему недостающую сумму, о чем было сказано ранее.

Размер компенсации для устранения ущербу транспортному средству регулируется статьями 18 и 19 закона «Об ОСАГО».

Размер растрат на комплектующие детали, которые должны заменяться во время ремонтных работ, также входит в компенсационную выплату.

Это значит, что согласно нормативным документам государственного уровня, страховщик при расходе страховой премии, обязан учитывать и износ пострадавшего автомобильного транспорта. Размер определяется компетентным экспертом.

Но в случаях, когда предоставленной страховой компании компенсации недостаточно для восстановления ТС от последствий столкновения, то разница возлагается на виновника.

Но судебная практика показывает некие противоречия между регламентом закона и действительности. Под реально нанесенным ущербом подразумеваются и затраты на восстановления нарушенных прав по отношению истца.

Если все последствия от ДТП восстанавливались совсем новыми деталями, агрегатами, то это будет включено в сумму ущерба.

Но нет значения, что стоимость транспортного средства может увеличиться по сравнению с его стоимость до дорожно-транспортного происшествия.

Также размер компенсации может уменьшаться в случаях, когда виновник доказывает наличие более рационального и не затратного способа устранения повреждении.

Согласно Постановлению Государственной Думы от 2014 года, истец может потребовать с виновной стороны сумму больше, чем лимиты, предусмотренные его страховой компанией.

Расходов на погребение

Статистика ДТП показывает, что значительная часть аварий имеет в качестве последствий смерть одного или нескольких участников.

Статья 1064 ГК РФ гласит, что вред, который получили потерпевшие и их имущество в результате дорожно-транспортного происшествия, должен быть компенсированным в полном размере.

Если обвиняемый полностью доказывает свою невиновность, то с него снимается такое требование (статья 1083 ГК). Но если вина доказывается, то ответственность за смерть потерпевших он несет уже уголовную, при этом на него возлагаются растраты на погребение (согласно статье 1094 ГК РФ).

Пособия от государства, которые получают родственники погибшего, не засчитываются как расходы на погребение, поэтому они имеют право через суд требовать эту сумму от виновной стороны.

Франшизы

Стоимость страхового полиса периодически растет, поэтому многие автомобилисты, пытаясь сэкономить, пользуются франшизой. Стоит отметить, что данный метод является действенным. Есть два типа франшиз – условная и безусловная.

Рассмотрим каждый из случаев детально:

  1. При наличии условной франшизы покрытие страхового случая, которое не превышает лимит максимальной компенсации, имеет розницу, которую СК не покрывает. Если превышают, то страховщик их выплачивает.
  2. Если оформлена безусловная франшиза, то она предусматривает наличие ущерба, который не будет возмещаться СК при расчете и предоставлении страховой премии, предназначавшей потерпевшему.

Например, размер компенсации составляет 100 000 рублей, а размер установленной безусловной франшизы – 15 000 рублей.

Если последствия ДТП оценены в 10 000 рублей, то они не будут возмещаться страховым полисом, потому что их показатель не превышает размер франшизы.

Если же последствия аварии оцениваются в 20 000, то страховщик возмещает 5 000, а остальная сумма возлагается на их клиента.

Если же вы попали в ситуации, когда у виновника страховой полис с франшизой, то требуйте с него розницу. Отметим, что франшиза снижает цену страховой премии единожды в год, поэтому несколько раз по ней сэкономить не получится.

Морального вреда

Такие взыскания также предусматривает Гражданский Кодекс нашей страны. Но для этого нужно выполнение следующих условий:

  • установить виновника происшествия;
  • вызвать инспектора ГИБДД для получения справки о ДТП;
  • вызвать медицинскую помощь;
  • соберите свидетелей, запишите их показания;
  • сохраняйте все квитанции и чеки, свидетельствующие о растратах на лечение;
  • подать пакет предусмотренных документов для экспертизы, чтобы установить размер ущерба и сумму, которая понадобится для его компенсации;
  • опишите моральный вред, полученный в результате ДТП.

Перечисленные меры будут доказательством того, что другой участник происшествия нанес ущерб имуществу и здоровью. Таким образом, у потерпевшего есть полное право подавать в суд иск для взыскания морального вреда.

Только нужно помнить, что не сам гражданин определяет размер компенсации, а лишь судья имеет на это полномочия.

Поэтому есть большая возможность того, что все требования истца не будут удовлетворенными в полном размере. Сумма компенсации определяется размером доходов виновника.

При оформлении иска для получения выплаты по моральному ущербу следует указать, что действия виновной стороны негативно сказались на физическом и моральном здоровье потерпевшего.

Как и кем определяется сумма

После наступления дорожно-транспортного происшествия следует вызвать представителей ГИБДД и все нужные для случая службы (скорая помощь, спасатели и т.д.), а также предупредить свою страховую компанию, чтобы они выслали независимого эксперта.

Это нужно для того, чтобы оформить на месте аварии все нужные документы и определить стоимость убытков каждой из сторон, оперируя правила Национального Банка РФ.

Используется такая методика:

  1. Учитываются растраты на ремонтные работы (стоимость деталей и услуг СТО);
  2. Расчет стоимости уцелевших и пригодных для эксплуатации остатков, если транспортное средство не погибло на все 100%.
  3. Учет среднего пробега автомобиля за год.

Во время определения размера страховой премии осуществляется и судебная экспертиза. В случае соблюдения всех прав суд дает одобрение для компенсации требований потерпевшей стороны.

Если возникают неприятные ситуации с выплатами для покрытия последствий ДТП, то следует обращаться в суд с иском, в котором будут указаны все нюансы происшествия.

Исковое заявление

Заявление в суд является официальным документом, поэтому он заполняется потерпевшим или его законным представителем.

Иск имеет следующие обязательные реквизиты:

  • дату, когда компенсация должна быть уплаченной;
  • сумму страховой выплаты;
  • подробные просчеты с их обоснованием;
  • аргументирование претензии;
  • данные и заверение истцом.

Как правило, заявление пишется от руки. Можно воспользоваться услугами опытного автоюриста, который поможет со всеми бюрократическими вопросами во время судебного разбирательства.

В каком порядке происходит

Процесс взыскания страховой выплаты с виновной стороны, из-за которой произошло ДТП, состоит из нескольких этапов.

Если вы стали потерпевшей стороной, то вам следует:

  1. Попробовать самостоятельно договориться с виновником происшествия.
  2. Предоставить ему претензию в письменном виде.
  3. Подать иск в суд.

Кроме заявления следует подать и такие документы:

Если вся документация в норме, то дело принимается на рассмотрение в судебном порядке.

После официального решения потерпевший получает исполнительный лист, который следует предоставить судебному приставу, чтобы тот занялся исполнением судебного вердикта. У виновника есть право на обжалование решения суда.

Не рекомендуется сразу доводить дело до суда, лучше – самостоятельно и мирно урегулировать вопрос компенсации. Тогда не будет потрачено много времени на разбирательства.

Но даже при обоюдном решении следует все фиксировать в письменном виде, чтобы в дальнейшем были доказательства.

Примеры из судебной практики

Практика показывает, что существует множество случаев, которые можно расценивать как типичные, и как исключения из правил.

Но во всех из них следует пользоваться законными методами урегулирования вопроса, аргументировать свою позицию и предоставлять документальные доказательства.

Предлагаем ознакомиться с несколькими ситуациями, которые произошли в судебной практике:

  1. В Омске мужчина обратился суд с претензией к виновному в ДТП автомобилисту, в результате которого умер родственник истца. Он потребовал моральную компенсацию в размере 500 000 рублей. Суд одобрил его требование, потому что выплаты по моральному ущербу, когда есть смерть человека, практически всегда требует выполнение иска в полном размере.
  2. Водителем транспортного средства был совершен наезд на проходящего мимо гражданина, в результате чего пешеход был травмирован и получил инвалидность второй группы. Это отразилось на его трудоспособности, потому что он потерял ее на 85%. В иске потерпевший требует ежемесячно пособие, которое будет выплачивать виновник. Размер регулярной компенсации будет составлять 10 000 рублей. Суд полностью удовлетворяет требования.

Но не всегда судебное решение может совпадать с иском потерпевших при ДТП на все 100%. Как правило, в большинстве случаев требования покрываются на 30-50%.

Чем лучше истец подготовится, собрав нужную документацию и аргументы к фактам, тем большей будет вероятность получить компенсацию в нужном размере.

Если ситуация оставляет потерпевшего без компенсации нанесенного ему ущерба, то урегулировать вопрос можно законным и эффективным способом – через суд.

Для этого следует собрать все документальные сведения о происшедшем, записать показания очевидцев. Для успеха дела можно воспользоваться услугами опытного автоюриста, который разбирается в подобных судебных делах.

Его услуги – платные, но он поможет грамотно написать иск, правильно сформулировать претензию в нем.

Бывает так, что существует и взыскание ущерба страховой компанией с виновника ДТП, но это возможно лишь тогда, когда СК самостоятельно покрыла ущерб, но позже следствие показало, что происшествие не предусматривается как страховой случай регламентом страхового договора.

Взыскание ущерба при ДТП если виновник не установлен – невозможное, потому что его личность не известная, следствие ничего не знает о его страховщике, о наличии и актуальности полиса.

Поэтому в данном случае следует полагаться лишь на свой КАСКО и свою страховую фирму. Если через некоторое время обнаруживается виновная сторона, то следует отправлять пакет документов о ДТП и заявление на получение компенсации в его страховую компанию.

: ДТП взыскание ущерба

Источник: http://avtopravozashita.ru/dtp/vzyskanie-ushherba-s-vinovnika-dtp.html

Как виновнику дтп избежать выплат разнице по износу деталей

С виновника ДТП можно взыскать возмещение без учета износа автомобиля

Тогда водители обратились в Конституционный суд, и 10 марта 2021 года в постановлении №6-П КС принял их сторону. КС напомнил, что ФЗ об ОСАГО регулирует лишь отношения между потерпевшим и страховой компанией по поводу получения страховой выплаты.

Отношения вследствие причинения вреда (то есть между потерпевшим и виновником) регулируются ГК РФ. Статьи 15 и 1064 ГК РФ дают потерпевшему право требовать полного возмещения причиненных убытков с причинителя вреда.

В 1072 статье ГК РФ также прописана необходимость возмещения потерпевшему разницы между суммой страхового возмещения и фактическим размером ущерба, если страховой выплаты недостаточно для полного возмещения ущерба.

Виновникам дтп придется доплачивать за ущерб

Если он повредит машину десятилетней давности, то пострадавшему лицу будет положена компенсация как за новое авто. Страховая компания компенсирует только часть расходов, а разницу обязан будет платить виновник.

Также нужно попросить выписку о том размере компенсации, которую возместила страховая компания.

Вопрос: можно ли взыскать износ с виновника дтп по осаго?

Конституционный суд разъяснил, что при недостаточности страховой выплаты по ОСАГО на покрытие ущерба потерпевший вправе потребовать с виновного через суд недостающую сумму полностью — без учета износа деталей. Ранее Верховный суд в обзоре судебной практики указывал, что сумма ущерба должна рассчитываться по Единой методике, где износ деталей учитывается.

Внимание Конституционный суд разъяснил нормы Гражданского кодекса, на основании которых решается вопрос о размере страховых выплат за ремонт поврежденного в аварии автомобиля. После массового ДТП четверо жителей Краснодарского края получили со страховых компаний выплаты на ремонт автомобилей с учетом износа деталей и пытались в судебном порядке дополнительно взыскать с виновников аварий суммы, составляющие разницу между ущербом, рассчитанным с учетом износа и без учета износа деталей.

Взыскание выплаты без износа по осаго с виновника — законно ли и что делать?

  • Случаи, в которых страховая компания может подать иск к виновнику ДТП, с целью взыскания с него суммы ремонта авто потерпевшего лица.

    Это так называемый регрессивный иск, который может иметь место в ситуациях, когда:

  • ДТП – умышленное деяние виновника;
  • у претендента не было прав на управление ТС;
  • наличие отягощающего обстоятельства в виде алкогольного, токсического, наркотического опьянения;
  • скрытие с места происшествия;
  • имела место компенсация по аварии, имевшей место в непредусмотренный ОСАГО срок;
  • виновная сторона фактически уже восстанавливает авто;
  • страховая компания не получила материалы по ДТП в установленный законом пятидневный срок;
  • предоставление недостоверной информации страховщику.
  1. Новые лимиты Европротокола.

Выплаты по осаго без учета износа — новые правила

Следовательно, если виновником ДТП стал страховик, то компания обязана компенсировать ущерб пострадавшей стороне. С учетом тех изменений, которые внесены в закон об обязательном страховании, страховщик восстанавливает автомобиль пострадавшего лица. Рассчитывать на денежную компенсацию сторона теперь не сможет. Компания обеспечит оплату ремонта автомобиля, оплачивая услуги СТО.

Оплачиваться будет ремонт тех повреждений, которые возникли в результате аварии. Но если учесть момент, что на момент аварии автомобиль не был новым, то должен быть учет параметр износа.

Ранее выплату страховой компенсации производили с учетом степени изношенности детали, которая подлежит замене. Далее компания выплачивала компенсацию на восстановление авто непосредственно автовладельцу.

Второй вариант — оплата услуг СТО, которая производила ремонтные работы.

Износ должен оплачивать виновник?!

Деталь нельзя отремонтировать и приходится менять на новую. Страховая выплатит только часть денег за бампер, а разницу доплатит автовладелец.
Бампер стоит как новый, но страховая почему-то считает, что он трехлетний. Как считают ущерб по ОСАГО По общим правилам ущерб можно взыскать с виновника аварии, даже если у него есть полис ОСАГО.

Например, если автовладелец заплатил за ремонт 70 тысяч рублей, страховая выплатила с учетом износа 40 тысяч рублей, то еще 30 тысяч можно получить с виновника ДТП. Но это на бумаге. По факту суды отказывали автолюбителям в таких исках, ссылаясь на методику ЦБ.

Важно Верховный суд поддерживал эту позицию. Но тут четыре автолюбителя обратились в Конституционный суд. До этого они проиграли суды во всех инстанциях и не смогли получить компенсацию ущерба с виновников ДТП.

Кс разрешил взыскивать с виновного в дтп полную разницу в стоимости ремонта

Вы попали в ДТП. Виновником оказался второй водитель. К счастью, у него было все в порядке с полисом ОСАГО, и вы даже без суда смогли получить направление на ремонт.


Все бы хорошо, но есть одно «но»: страховая насчитала ущерб по единой методике с учетом износа, поэтому для завершения ремонта вам пришлось доплатить из своего кармана еще несколько тысяч рублей.

Конечно же, вы жаждете получить эти деньги с виновника ДТП, но до недавнего времени суды отказывались удовлетворять такие иски.

Почему раньше суды отказывались взыскивать износ с виновника? Потому что существовало разъяснение Верховного Суда РФ из обзора судебной практики №4 за 2015 год. Мы подробно рассказывали о нем вот в этой статье: Верховный суд: выплата по ОСАГО даже при ремонте идет с учетом износа.

Вкратце: ФЗ об ОСАГО предусматривает, что размер выплаты определяется по единой методике (положение ЦБ РФ №432-П от 19.09.2014).

Конституционный суд: ущерб без учета износа с виновника

Краснодарский краевой суд, ссылаясь на данные ранее разъяснения Верховного суда, не удовлетворил их требования. В обзоре судебной практики Верховного суда говорится, что потерпевший может требовать от виновника аварии сумму ущерба, рассчитанную по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, т.

е. с учетом износа деталей, узлов и агрегатов. Заявители же захотели взыскать с виновника аварии сумму возмещения убытков без учета износа деталей и, таким образом, восстановить свои нарушенные права в полном объеме, так как детали при ремонте пришлось ставить новые.

Они попросили признать норму обязательного учета износа не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 15 (часть 1,2), 19 (часть 1), 35 (часть 1,2) и 55 (часть 2).

Судебная практика в настоящее время идет по следующему пути: поскольку закон не предусматривает взыскание со страховщика ОСАГО стоимость восстановительного ремонта, превышающую его стоимость с учетом износа, то потерпевший вправе потребовать взыскания с виновного в ДТП лица разницу между полной стоимостью восстановительного ремонта автомобиля без учета износа и его стоимостью с учетом износа. Основание: в соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со ст.

Ранее урегулирование вопроса при участии только своей страховой компании было возможным лишь при минимальном количестве участников ДТП, не более двух. Сегодня в такой способ вопрос можно решить и при большем количестве участников процесса, три и более.

  • Ограничения на выплату компенсации представителю потерпевшей стороны.

    У коллекторских компаний пропал интерес выкупа битых авто, так как на денежно возмещение они рассчитывать теперь не вправе.

  • Кого коснутся нововведения? Сразу стоит отметить, что все вышеперечисленные новшества коснутся не всех участников дорожного движения. Они будут относиться лишь к новым клиентам, страховавшим авто по договору ОСАГО в период с 28 апреля 2021 года.

    Для того чтоб правила распространялись на ранее купленные полисы, между страховой компанией и страховиком должна быть составлена письменная договоренность.

Источник: http://yurburo61.ru/kak-vinovniku-dtp-izbezhat-vyplat-raznitse-po-iznosu-detalej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.