Подряд по госконтракту. Как изменить или расторгнуть договор, ставший убыточным для подрядчика

Содержание

Одностороннее расторжение договора подряда

Подряд по госконтракту. Как изменить или расторгнуть договор, ставший убыточным для подрядчика

Договор подряда принято считать одной из сложнейших сделок в гражданском праве. Он имеет массу разновидностей, а также является одним из самых распространенных соглашений, заключаемых в предпринимательской сфере.

Объект договора – это всегда выполнение определенных работ, а потому закон предусматривает массу разнообразных требований к сторонам договора, сроки исполнения обязательств, качество проделанных работ и обстоятельства, при которых возможно одностороннее расторжение договора.

Как прекратить договор подряда в одностороннем порядке

Гражданский кодекс нашей страны предусматривает несколько способов избавиться от невыгодного договора как заказчику, так и подрядчику. При этом прекратить договор подряда любая из сторон может двумя способами:

  • Путем отказа одной стороны от договора.
  • В результате решения суда о досрочном расторжении договора по требованию одной из сторон.

Эти два способа расторжения договора и прекращения соответствующего обязательства имеют одно существенное различие. Отказаться от исполнения договора подряда может любая из сторон в случае изменения обстоятельств, при которых договор становится невыгодным, а также по собственному желанию.

При этом для одностороннего отказа достаточно своевременно в письменной форме уведомить другую сторону о своем намерении.

При этом отказ от договора подряда может быть произведен на различных стадиях исполнения обязательства до момента принятии работы, а потому в этом случае сторонам придется решать вопросы, что же делать с уже частично выполненной работой и как компенсировать друг другу причиненные таким отказом убытки.

В ряде подобных ситуаций сторонам удается договориться. Однако в большинстве случаев стороны вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав, которые были нарушены не ввиду прекращения договора, а ввиду наступления негативных последствий такого шага, предпринятого одной из сторон.

Нормы статьи 310 Гражданского кодекса устанавливают невозможность одной из сторон по своему желанию отказаться от исполнения договора, при этом допуская наличие исключений из общего правила. Именно договор подряда и является таким исключением. В этом его существенное отличие от прочих гражданско-правовых договоров.

Основная специфика договора подряда также и в том, что он регламентирует определенный процесс, который может длиться не один год. А потому расторжение договора до момента его исполнения всегда будет приводить к ряду проблем, так как прерывание процесса исполнения обязательства повлечет убытки для обеих сторон.

Во избежание подобных неприятностей закон и предусматривает ряд случаев, когда сторона может в одностороннем порядке отказаться от договора подряда, понимая, что выгоднее это сделать до начала работ или в самом начале исполнения договора, чем когда будет выполнена значительная часть работы либо получится уже готовый результат, который не устроит заказчика.

Однако в части возможности расторгнуть соглашение по требованию одной из сторон договор подряда вполне соответствует общим принципам гражданского законодательства.

А поэтому требовать расторжения договора стороны могут лишь в случаях, когда имеются существенные нарушения условий соглашения контрагентом либо имеют место обстоятельства, в результате которых стороны не смогут выполнить свои обязательства.

В этом случае договор может быть расторгнут только в судебном порядке на основании обращения в суд одной из сторон.

И суд будет рассматривать спор как о расторжении договора в одностороннем порядке (и далеко не всегда договор будет расторгнут), так и о возмещении убытков в связи с неисполнением одной из сторон договора своих обязанностей. При этом суду еще и придется решать вопрос, что делать с частично выполненной работой и как сторонам компенсировать друг другу убытки.

Основания для расторжения договора (отказа от договора) подряда для заказчика

Заказчик всегда является инициатором заключения договора подряда. Именно он размещает предложение о заключении договора.

Соответственно, ему же и принадлежит право на отказ от договора в любой момент до фактического принятия результата работы. Именно такое право закрепляет за заказчиком статья 717 Гражданского кодекса.

При этом стороны в договоре между собой могут ограничить такое право заказчика.

Если договор не содержит подобного пункта, то заказчик в случае расторжения договора по собственному желанию будет обязан оплатить фактически произведенные работы на момент отказа от сделки, а также возместить убытки, нанесенные подрядчику. При этом величина убытков должна быть компенсирована в пределах разницы сумм между общей ценой заказа и оплатой за фактически выполненные работы.

Стороны также вправе установить фиксированную сумму, которая будет причитаться подрядчику в случае одностороннего отказа заказчика от договора в качестве компенсации.

В ряде случаев у заказчика могут возникнуть претензии к качеству выполненной работы. В этом случае у него имеется выбор:

  • Потребовать уменьшения стоимости работы.
  • Требовать устранения недостатков и предоставить на это разумный срок.
  • Требовать возмещения расходов, если заказчик будет устранять недостатки самостоятельно или с привлечением других подрядчиков.

Однако если недостатки своевременно не были устранены или их вообще устранить невозможно, заказчик вправе отказаться от исполнения договора, но уже по причине некачественного выполнения работы. В случае отказа от договора по этому основанию заказчик не будет обязан возмещать расходы подрядчика, более того, он вправе требовать от последнего компенсации понесенных убытков.

В ходе выполнения работ возможны и другие нарушения со стороны подрядчика. Так, например, статья 715 Гражданского кодекса определяет еще одну возможность заказчика отказаться от договора подряда. Наступает она в том случае, если:

  • Подрядчик еще не начал выполнение работ либо выполняет их настолько медленно, что, очевидно, не успеет завершить их к определенному в договоре сроку.
  • Стало очевидно по ходу выполнения работ, что их результат будет не соответствовать предъявляемым требованиям по качеству.
  • Однако заказчик будет обязан доказать перечисленные факты, что на практике всегда вызывает сложности и долгие судебные тяжбы.

Еще одним проблемным вопросом в ходе исполнения договора подряда может стать необходимость проведения дополнительных работ или повышение цены на используемые материалы, которые ранее договором предусмотрены не были.

Согласно нормам закона в случае, когда очевидно, что для получения необходимого результата потребуется проведение работ, которые договором предусмотрены не были, подрядчик должен уведомить об этом заказчика. Если подрядчик своевременно не осуществил информирование заказчика об этом обстоятельстве, то все расходы на проведение дополнительных работ лягут на подрядчика.

В случае же уведомления у заказчика имеется два варианта действий. Либо согласиться на увеличение объема работ и соответственно увеличить размер оплаты, либо отказаться от договора. Если заказчик отказывается от исполнения договора, то ему придется оплатить фактически произведенные работы и возместить убытки подрядчика.

Основания для расторжения договора (отказа от договора) подряда для подрядчика

Объектом договора подряда всегда выступает определенный объем работ. При этом часто вещи или объекты, над которыми необходимо производить работы, находятся у заказчика.

Кроме того, в ряде случаев для исполнения договора подрядчику могут потребоваться различные материалы, приборы, инструменты, документация на вещь и прочие предметы, находящиеся у заказчика, без которых подрядчик не сможет выполнить обусловленный объем работ.

Если в сроки, обусловленные договором, заказчик не исполнит перечисленные условия, то есть не передаст саму вещь или предметы, необходимые для выполнения работ, то подрядчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, нанесенных ему бездействием заказчика.

В ряде случаев возможны ситуации, когда заказчик предоставит подрядчику все необходимое для работы. Но предоставленные предметы будут ненадлежащего качества или будут иметь место иные обстоятельства, которые препятствуют выполнению работ качественно и в срок. Подрядчик обязан уведомить об этом заказчика.

В случае если заказчик не предпримет мер для решения возникших проблем или не проведет замену предоставленных предметов, то подрядчик вправе отказаться от исполнения условий договора, а также требовать возмещения понесенных убытков.

На практике может сложиться и еще одна довольно интересная ситуация. Согласно закону существенным условием договора подряда является цена. То есть если в договоре не указана конкретная стоимость работ либо нет механизма ее определения, то договор будет считаться незаключенным.

В цену в обязательном порядке, помимо стоимости работы подрядчика, должны быть включены и понесенные им расходы на приобретение материала, оборудование и другие цели в рамках производства необходимых заказчику работ.

Естественно, что подрядчик просчитает все свои возможные расходы. Но все предусмотреть невозможно, а потому сумма фактических расходов может превысить расчетную цифру.

При этом если такое превышение возникло не по вине подрядчика (например, выросли цены на необходимые материалы), то подрядчик вправе требовать у заказчика увеличения и своего гонорара за проделанную работу.

Если же заказчик не согласится на увеличение сметы, то в данной ситуации у подрядчика возникнет право требовать расторжения договора.

Подчеркнем, именно расторжения, так как во всех остальных случаях речь шла об одностороннем отказе от договора.

В этом случае подрядчику придется обращаться в суд и в судебном порядке доказывать, что превышение цены допущено не по его вине, а ввиду действий третьих лиц.

Если суд посчитает аргументы подрядчика убедительными, договор будет расторгнут по общим правилам гражданского законодательства.

При рассмотрении вопроса о расторжении договора подряда стоит коснуться и еще одного нюанса.

Договор подряда является обыкновенной сделкой, а значит, на него распространяются общие нормы недействительности сделок.

Поэтому стороны договора могут расторгнуть договор в одностороннем порядке путем признания его недействительным. Перечень оснований для такого требования является стандартным, в него включаются:

  • отсутствие самостоятельности волеизъявления (если договор заключается в результате действия угрозы, насилия или обмана, нахождения в трудной жизненной ситуации);
  • если одна из сторон не в состоянии адекватно оценивать свои действия по причине психического расстройства;
  • если допущены существенные нарушения закона при заключении договора;
  • лицами, которые по разным причинам не имеют права заключать такие соглашения.

В этих случаях сторона, чьи права нарушены, вправе требовать признания договора недействительным и возвращения контрагентов в первоначальное состояние.

Источник: http://www.advokat-moskva.ru/articles/odnostoronnee-rastorzhenie-dogovora-podryada/

Подряд по госконтракту. Как изменить или расторгнуть договор, ставший убыточным для подрядчика

Подряд по госконтракту. Как изменить или расторгнуть договор, ставший убыточным для подрядчика

В связи с ухудшением экономической ситуации подрядчик по госконтракту вынужден работать себе в убыток. Можно ли рассчитывать на изменение или расторжение контракта?

Основной вопрос: в связи с ухудшением экономической ситуации подрядчик по госконтракту вынужден работать себе в убыток. Можно ли рассчитывать на изменение или расторжение контракта?

Решение: основания для изменения или расторжения госконтрактов еще более жесткие, чем для обычных договоров. Но в связи с экономическим кризисом в законе № 44-ФЗ сделано некоторое послабление. Правда, оно сработает, только если госзаказчик пойдет навстречу. В иных случаях стоит рассчитывать лишь на пункт 6 статьи 709 ГК РФ.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

  • Сохраните и распечатайте памятку сотрудникам

Николай Андрианов, менеджер проектов по разрешению споров и урегулированию конфликтов юридической фирмы VEGAS LEX

В условиях стабильного рынка государственные и муниципальные контракты очень привлекательны для бизнеса: заказы по ним, как правило, объемные, а контрагент гарантированно платежеспособен.

Изменившаяся экономическая ситуация внесла существенные коррективы, и многие госконтракты не просто стали невыгодными для исполнителей, но и превратились в убыточные. Особенно это касается таких дорогостоящих и длительных проектов, как подряд.

Попавшие в ловушку кризиса компании задаются вопросом: можно ли изменить условия госконтракта о цене или хотя бы расторгнуть его? В отличие от обычных договоров в случае с государственным или муниципальным контрактом желание изменить или расторгнуть его осложняется тем, что такая возможность ограничена даже по соглашению сторон. Иными словами, даже когда заказчик готов пойти навстречу, закон ограничивает возможность изменения или расторжения контракта.

Основания для изменения госконтракта

Изменение существенных условий госконтракта при его исполнении не допускается (ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — закон № 44-ФЗ).

Даже по соглашению сторон госконтракт можно изменить только в случаях, перечисленных в пунктах 1−7 части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ, причем госконтракт и информация о закупке изначально должны содержать положения о возможности изменения его условий.

Недавно закон № 44-ФЗ пополнился специальными антикризисными возможностями по изменению госконтрактов (ч. 1.1 ст. 95 закона № 44-ФЗ), которые заработали с 18 марта 2015 года.

Общие условия для изменения госконтракта. Среди возможных изменений условий госконтракта, которые должны быть названы в самом госконтракте (ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ), фигурируют уменьшение цены без изменения других условий (об объеме, качестве и др.

), а также пропорциональное изменение цены и объема или качества производимых работ. Кроме того, основаниями изменения условий госконтракта являются изменение регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, а также уменьшение лимитов бюджетных обязательств.

Помимо этого предусмотрена возможность внести изменения в крупные госконтракты, если их исполнение становится невозможным по не зависящим от сторон обстоятельствам. Изменения в этом случае вносятся на основании решения соответствующего органа исполнительной власти — Правительства Р. Ф.

, высшего исполнительного органа субъекта РФ либо местной администрации муниципалитета.

Иными словами, даже теоретическая возможность договориться с госзаказчиком об изменении условий предусмотрена лишь для немногих исполнителей. Остальные подрядчики столкнутся с необходимостью завершить проект по ранее согласованной цене себе в убыток (вследствие роста цен на используемые материалы и оборудование) или будут искать возможность выхода из проекта.

Специальные антикризисные возможности.

В связи с непростой экономической ситуацией в закон № 44-ФЗ были внесены поправки, которые должны помочь подрядчикам договориться с заказчиками об изменении цены или срока выполнения работ, даже если такая возможность не была предусмотрена самим госконтрактом.

Это исключение из общего правила будет иметь временный характер (часть 1.1 вводится в статью 95 закона № 44-ФЗ на период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года).

Временная норма предусматривает возможность изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами.

Правда, эта норма распространяется только на контракты, срок исполнения которых завершается в 2015 году. Дополнительные условия для использования этой нормы и порядок ее применения конкретизированы в постановлении Правительства Р. Ф. от 06.03.15 № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта ” (далее — Правила № 198). Нужно отметить, что многое в этих Правилах № 198 описано достаточно туманно и вызывает вопросы.

В частности, там установлено, что изменить контракт в порядке части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ можно лишь при одновременном соблюдении трех условий. Во-первых, срок контракта должен быть свыше шести месяцев. Во-вторых, эта возможность распространяется лишь на контракты с предметом, названным в Правилах № 198.

В частности, на контракты, предметом которых является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Третье условие для применения части 1.

1 статьи 95 закона № 44-ФЗ: исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Нетрудно заметить, что имеется в виду основание, предусмотренное в статье 451 Гражданского кодекса.

В одном из пунктов Правил № 198 есть прямая ссылка на эту статью: для заключения допсоглашения об изменении госконтракта исполнитель по этому госконтракту (подрядчик, поставщик и т. д.

) должен направить госзаказчику письменное обращение с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса. Однако судебная практика традиционно не признает кризисные явления в экономике изменением обстоятельств в смысле статьи 451 Гражданского кодекса. С учетом этого не ясно, на какие именно обстоятельства может сослаться исполнитель.

После получения от исполнителя указанного выше письменного обращения госзаказчик в срок не более чем 30 дней принимает решение о внесении изменений в контракт, изменение оформляется дополнительными соглашением.

При этом в Правилах № 198 не установлено, что в каких-либо случаях госзаказчик обязан внести изменения в контракт — есть лишь перечень обстоятельств, из которых заказчик должен исходить, принимая решение.

Остается только догадываться, как именно соответствующие обстоятельства должны влиять на принятие решения об изменении условий контракта или сохранении прежних. Например, среди этих обстоятельств, которые должен учесть заказчик, — объем фактически исполненных обязательств по контракту.

Означает ли это, что при большом объеме уже выполненных работ цена или сроки не подлежат изменению или, наоборот, нужно пойти навстречу подрядчику, не ясно.

На случай если госзаказчик согласен повысить цену, Правила № 198 устанавливают рамки, в пределах которых возможно повышение. Для расчета предельного значения повышенной цены Правила № 198 содержат ряд формул (в зависимости от вида контракта и предусмотренного в нем способа определения цены).

Основания для расторжения госконтракта

Согласно пункту 8 статьи 95 закона № 44-ФЗ, расторжение госконтракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения «в соответствии с гражданским законодательством».

То есть закон № 44-ФЗ отсылает в данном случае к общим основаниям отказа от договора, установленным в Гражданском кодексе.

Причем в части 19 статьи 95 закона № 44-ФЗ уточняется, что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, без упоминания этого права в самом контракте основания Гражданского кодекса для одностороннего отказа от договора не работают.

Принимая во внимание, что закон № 44-ФЗ в качестве оснований для одностороннего отказа подрядчика от договора называет обстоятельства, указанные в качестве таковых в Гражданском кодексе (и одновременно с этим предусмотренные контрактом), а параграф 5 главы 37 Гражданского кодекса («Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд») не предусматривает специальных оснований для одностороннего отказа подрядчика от исполнения госконтракта, такие основания должны определяться в соответствии с параграфом 1 главы 37 Гражданского кодекса («Общие положения о подряде»). А применительно к строительному подряду — в соответствии с параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса («Строительный подряд»).

Что касается права требовать расторжения договора в судебном порядке, то оно возникает у подрядчика в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 450 и статьей 451 Гражданского кодекса. Еще один случай, специальный для договоров подряда, предусмотрен в пункте 6 статьи 709 Гражданского кодекса.

Основания для внесудебного отказа от договора подряда. Общие положения о подряде и положения о строительном подряде предусматривают всего три основания для отказа подрядчика от договора подряда.

И все они связаны с нарушениями, допущенными со стороны заказчика (п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 745 ГК РФ).

Следовательно, законодательство не предоставляет подрядчику право в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного (муниципального) контракта по мотивам, не связанным с нарушениями со стороны заказчика.

Основания для судебного расторжения договора.Пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса тоже предусматривает возможность расторжения договора лишь при его нарушении другой стороной.

Причем речь идет о существенном нарушении, когда заказчик в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

Строго говоря, в пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса упоминаются еще и «иные случаи, предусмотренные настоящим кодексом, другими законами или договором».

Но в случае с подрядными госконтрактами никаких «иных случаев» нет: как мы помним, закон № 44-ФЗ не содержит специальных положений для расторжения контракта, но отсылает к нормам Гражданского кодекса, а сам госконтракт не может содержать иных оснований (дополнительных к названным в Гражданском кодексе) для его расторжения.

Источник: https://www.law.ru/article/1612-podryad-po-goskontraktu-kak-izmenit-ili-rastorgnut-dogovor-stavshiy-ubytochnym-dlya

Юридическое сопровождение изменения/расторжения подрядчиком договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ

Подряд по госконтракту. Как изменить или расторгнуть договор, ставший убыточным для подрядчика

При заключении договора не всегда удается предусмотреть все возможные последствия. Изменившаяся экономическая обстановка, недобросовестное поведение второй стороны в договорных отношениях и другие обстоятельства могут привести к тому, что исполнение договора строительного подряда уже становиться невыгодным или даже невозможным.

В этой ситуации может понадобиться помощь юриста по 44-ФЗ, который поможет грамотно провести процедуру изменения или расторжения договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ.

Данная процедура осложняется тем, что договорные отношения по государственному контракту заказчика и подрядчика регулируются не только Гражданским кодексом РФ, но более «жестким» законом – О контрактной системе в сфере закупок (44-ФЗ).

Изменение условий госконтракта

Согласно закону о госзакупках изменить контракт можно только по соглашению сторон. Это означает, что для внесения изменений в контракт недостаточно волеизъявления одной стороны, а оба участника правоотношений должны согласиться на изменения.

Не любой повод может стать основанием для изменения существенных условий контракта. Все основания указаны в ст. 95 закона о госзакупках:

  • возможность внесения изменений предусмотрена в документации по закупке и контракте (когда снижается цена, но при этом объем работ не уменьшается и не снижается ее качество; заказчик решил уменьшить или увеличить количество объем работ, но не более чем на 10%);
  • цена контракта изменилась – превысила цену, установленную Правительством РФ, а сам контракт не может быть исполнен с первоначальными условиями по независящим от воли сторон обстоятельствам, то условия такого контракта изменяются – для федеральных контрактов по решению Правительства РФ (только для контрактов заключенных на срок не менее 3 лет), для региональных контрактов – по решению региональных властей (только для контрактов заключенных на срок не менее 3 лет), для муниципальных контрактов – по решению местных властей (только для контрактов заключенных на срок не менее 1 года);
  • изменились цены на работы в соответствии с законодательством РФ;
  • сократилось бюджетное финансирование в соответствие с бюджетным законодательством.

Если вас интересуют вопрос о том, как подрядчику отстоять свои права по договору строительного подряда, прочитайте нашу статью на данную тему.

Односторонний отказ подрядчика от договора подряда в рамках 44-ФЗ

Закон о госзакупках допускает возможность расторжения контракта в следующих случаях:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • при одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ.

Вместе с тем, отказ подрядчика от исполнения договора подряда в рамках 44-ФЗ ставится в зависимость от условий контракта. Чтобы было возможно, например, расторжение муниципального контракта по инициативе подрядчика, необходимо наличие в контракте права заказчика в одностороннем порядке отказаться от контракта.

Итак, односторонний отказ от договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ по инициативе подрядчика возможен только при наличии двух обстоятельств:

  • контракт содержит условие о возможности одностороннего расторжения по инициативе заказчика;
  • присутствуют основания, предусмотренные гражданским законодательством.

Гражданское законодательство содержит следующие основания для одностороннего отказа от исполнения договора подряда со стороны подрядчика:

  • использовать, представленные заказчиком материалы и оборудование, невозможно без ухудшения качества работ, а заказчик не хочет их заменять (ст. 745 ГК РФ);
  • заказчик во время не предоставил все необходимое для выполнения работ – материал или оборудование, техническую документацию и т.п. (ст. 719 ГК РФ);
  • подрядчик предупредил заказчика об обстоятельствах, которые негативно отразятся на результатах работ (например, непригодность представленного материала, неверно выбранный способ исполнения работ и т.п.), а заказчик не предпринял мер, чтобы устранить указанные обстоятельства (ст. 716 ГК РФ).

В указанных случаях ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда заказчиком подрядчик может расторгнуть данный договор без суда.

Для расторжения контракта подрядчиком по 44-ФЗ необходимо соблюсти следующий порядок действий:

  • в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о расторжении контракта – направить данное решение в адрес заказчика. Способ направления решения — заказное письмо с уведомлением о вручении, в письме указывается адрес заказчика, который отражен в контракте. Дополнительно нужно направить телеграмму или сообщение по факсу, или по электронной почте, или с использованием других средств связи или доставки, которые позволят зафиксировать передачу решения и получить подтверждение о вручении решения. Дата надлежащего уведомления – получение подрядчиком подтверждения о вручении указанного уведомления;
  • 10 дней с момента надлежащего уведомления – решение о расторжении контракта по инициативе подрядчика вступает в силу, а контракт считается расторгнутым;
  • если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчик устранил нарушения контракта, то подрядчик обязан отменить не вступившее в силу решение о расторжении контракта.

Законом о госзакупках предусмотрены последствия отказа от исполнения договора подряда – подрядчик вправе потребовать возмещения только фактического ущерба, который непосредственно связан с обстоятельствами, послужившими основанием для расторжения договора.

Если у вас возникла необходимость оформить односторонний отказ от договора строительного подряда с госзаказчиком, наш юрист по 44-ФЗ в СПб поможет в проведении данной процедуры. Позвоните нам +7 (812) 409-49-30.

Расторжение контракта по суду в рамках 44-ФЗ

Расторгнуть контракт можно также и в судебном порядке. Гражданское законодательство выделяет следующие случаи для расторжения договора в судебном порядке — сторона договора существенно нарушила его условия (ст.

450 ГК РФ). Также контракт по строительному подряду можно попытаться расторгнуть через суд, если существенно изменились обстоятельства, которые подрядчик и заказчики учитывали при заключении контракт (ст. 451 ГК РФ).

В данной ситуации подрядчику может понадобиться юридическая помощь по 44-ФЗ для подготовки необходимых документов и обращения в суд.

Так, например, при существенном изменении обстоятельств предстоит доказать следующие моменты:

  • при заключении контракта заказчик и подрядчик рассчитывали на то, что такого изменения обстоятельств не будет;
  • обстоятельства изменились по причинам, на которые подрядчик не мог повлиять при осмотрительном поведении;
  • при исполнении контракта имущественные интересы подрядчика нарушаются и ему будет причинен такой ущерб, что он лишится возможности получить тот доход, на который он рассчитывал при заключении контракта;
  • из обычаев или существа контракта не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет подрядчик.

Кроме того, нужно ориентироваться в том, какие изменения обстоятельств будут существенными, а какие – нет.

Так, например, если цены на материалы и оборудование существенно возросли, а заказчик отказывается увеличить цену по договору, то подрядчик может ссылаться на существенное изменение обстоятельств (ст. 709 ГК РФ).

А изменение курса валюты по отношению к рублю нельзя расценивать как существенное изменение обстоятельств (Обзор судебной практики ВС РФ №1, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).

Судебная практика по расторжению договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ

Подрядчик считает, что имеет право на односторонний отказ от контракта, но не всегда с ним соглашается суд.

Пример 1. Подрядчик должен был осуществить строительство школы.

Но после получения от заказчика функциональных требований к зданиям и помещениям общеобразовательных организаций, разработанных Минобрнаукой совместно с Минстроем, подрядчик направил письмо заказчику.

В нем он указал на необходимость расторжения контракта, так как данные функциональные требования не содержались в условиях торгов. Данные требования увеличивают стоимость работ и сроки ее выполнения.

Суд встал на сторону заказчика и посчитал необоснованным односторонний отказ от исполнения договора подряда. Суд отметил, что работы должны выполняться качественно и в соответствии с действующими нормами и правилами. В п. 2.

2 контракта отмечено, что состав и объем работ определяются, в том числе и техническим заданием (Приложение № 1 к контракту). В Приложении 1 указано, что подрядчик при проектировании обязан руководствоваться, в том числе действующим законодательством РФ.

Поэтому ссылка подрядчика на отсутствие в документации функциональных требований несостоятельна (Постановление АС Поволжского округа от 19.10.2016 года №Ф06-13912/2016).

Пример 2. Подрядчик пытался взыскать ущерб, причиненный ему при расторжении контракта – расходы на экспертизу, расходы по выдаче банковской гарантии, расходы по возмещению банку в порядке регресса денежных средств.

Подрядчик после осмотра объекта работ, уведомил заказчика о том, что требуется проведение дополнительных работ, не учтенных в сметной документации. Не получив одобрения от заказчика, отказался от исполнения контракта.

Вместе с тем, суд отметил, что истцу была представлена вся необходимая техническая документация, которая получила положительное заключение, она не имела дефектов, которые бы препятствовали выполнению работ.

В связи с этим суд посчитал необоснованным отказ подрядчика от исполнения договора подряда и отказал во взыскании ущерба (Постановление АС Северо-Западного округа от 11 декабря 2015 года по делу №А56-6324/2015).

При определении законности одностороннего отказа от исполнения договора строительного подряда суды нередко обращают внимание на правильность оформления данной процедуры.

Пример 1. Суд признал обоснованным односторонний отказ подрядчика от контракта.

Подрядчик после того, как приступил к работам на объекте совместно с заказчиком и эксплуатирующей организацией обнаружил замечания, которые не позволяют выполнить работы в соответствии с проектной документацией.

Кроме того, заказчик не оформил порубочный билет (данная обязанность лежит на заказчике в соответствии с региональным законодательством).

В течение нескольких месяцев подрядчик неоднократно направлял заказчику письма с просьбой согласовать изменения проектной документации и оформить порубочный билет. Несмотря на многочисленные обращения подрядчика госзаказчик не представил необходимые документы.

Учитывая данные факты, суд посчитал правомерным односторонний отказ от исполнения договора подряда (Постановление АС Северо-Западного округа от 06 декабря 2016 года по делу №А56-8997/2015).

Пример 2. Подрядчик обратился в суд с иском о расторжении контракта по причине того, что заказчиком была представлена непригодный локально сметный расчет.

После начала работ подрядчик обнаружил, что при составлении сметы заказчик не изучил фактическое состояние объекта работ. А технология, предложенная заказчиком, не позволит качественно сделать работы.

Обо всех этих фактах подрядчик уведомил заказчика, но заказчик настаивал на проведении работ без каких-либо изменений.

Суд посчитал позицию подрядчика обоснованной и подтвердил законность расторжения контракта (Постановление АС Уральского округа от 30 мая 2017 года №Ф09-1833/17).

Помощь в расторжении контракта по суду, изменении условий контракта, а также при одностороннем отказе вам окажет наш юрист по 44-ФЗ в Санкт-Петербурге. Обратившись к нам по телефону +7 (812) 409-49-30, вы сможете рассчитывать на:

  • консультацию юриста по 44-ФЗ по указанным выше вопросам с анализом вашей конкретной ситуации;
  • услуги юриста по 44-ФЗ при оформлении документов для одностороннего отказа от контракта или изменения его условий;
  • подготовку искового заявления в суд по 44-ФЗ для расторжения контракта;
  • сопровождение дела в суде;
  • участие в переговорном процессе с госзаказчиком.

Источник: http://trdat.ru/uslugi/yurist-po-44-fz-reshaem-slozhnye-voprosy-v-goszakupkax/yuridicheskoe-soprovozhdenie-izmeneniyarastorzheniya-podryadchikom-dogovora-stroitelnogo-podryada-v-ramkax-44-fz/

Расторжение государственного контракта по инициативе подрядчика — 44 ФЗ

Подряд по госконтракту. Как изменить или расторгнуть договор, ставший убыточным для подрядчика

Любой подрядчик, заключивший договор с государственным заказчиком в результате электронного аукциона (закупок), знает, как трудно доказать свою правоту. Потому что 44 ФЗ, регулирующий данную сферу отношений — строго регламентирован и имеет «уклон» в пользу заказчика. 

Анализируя практику по государственным контрактам при подготовке иска в суд, я обратила внимание, что подрядчик (исполнитель) часто сам делает все возможное и невозможное, чтобы попасть под штрафные санкции или не получить оплату за свою работу.

Соглашается на дополнительную работу без оформления бумаг, либо оформляет дополнительное соглашение, забывая (или не зная), что закон запрещает изменять стоимость контракта более чем на 10%. Не приступает вовремя к работе, потому что заказчик «не возражает».

Либо не может приступить к работе — потому что объект пока не готов, но не уведомляет об этом письменно заказчика. Перечислять тут можно долго и такое поведение в принципе свойственно многим в силу правовой неподготовленности.

Тем не менее, несмотря на особенность положений 44 закона, подрядчик все же может защитить свои права и отстоять правду в суде.

Расторгнуть договор, если его интересы нарушаются заказчиком, либо вовсе признать его незаключенным — если предмет договора не соответствует фактическим работам на объекте (а это бывает очень часто, кстати.

В электронной документации заказчик указывает одно, а по завершению торгов подрядчик (исполнитель) обнаруживает по факту — другое).

Основания для расторжения государственного контракта по инициативе подрядчика

Закон о государственных закупках не содержит специальных оснований для расторжения контракта по инициативе подрядчика, отсылая к общим нормам ГК РФ. Общие нормы — это, в первую очередь, нормы о возмездном оказании услуг, подряде или специальные нормы о строительном подряде.

При этом, как указано в законе, Подрядчик имеет право расторгнуть контракт, если такое право предусмотрено договором для заказчика (ст. 95).

Иными словами — праву заказчика расторгнуть контракт противопоставляется аналогичное право подрядчика, даже если об этом не будет специально сказано в договоре.

Контракт может быть расторгнут без суда по основаниям, указанным в законе или при существенном его нарушении другой стороной в судебном порядке.

Оснований для внесудебного расторжения не много, это: п. 2 ст. 782 ГК РФ (для возмездного оказания услуг), п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719 ГК для подряда, п. 3 ст. 745 ГК для строительного подряда. Если указанные статьи подходят — главное соблюсти процедуру расторжения контракта, уведомить заказчика о принятом решении.

По всем другим основаниям путь один — судебный (ст. 450, 451, 709 ГК РФ). Нарушения со стороны заказчика должны быть значительными в той степени, в которой контракт вовсе не был бы заключен, а подрядчик лишается того, на что рассчитывал изначально. При этом практика по статье 709 ГК (увеличение стоимости материалов) разная и больше отрицательной.

Перед подачей иска необходимо направить претензию-уведомление с описанием нарушений, можно даже дважды.

И еще, что следует учесть. Если работы по контракту не выполнялись, а их объем, стоимость, сам объект работ не соответствуют согласованным условиям — в таком случае целесообразнее подавать иск о признании договора незаключенным, а не расторгать его. Потому что расторжение предполагает в любом случае какие то последствия для сторон.

Немного о практике

Летом 2017 года вышел Обзор ВС по госзакупкам. И вот что там интересно. В пункте 12 суд указывает, что стороны не имеют право увеличить стоимость работ более чем на 10%, заключив дополнительное соглашение.

  Подписать документ они конечно могут (что, кстати, бывает очень часто), но вот потом взыскать оплату в суде свыше этого предела подрядчику будет очень трудно — суд удовлетворит иск только если установит, что работы были необходимы и выявлены в ходе выполнения контракта.

Как видно — дополнительные работы не должны быть попутными или иными, они должны быть связаны с основными, быть необходимыми. А как бывает на практике? Заказчик просит подрядчика сделать дополнительно что то, подписывает соглашение.

Подрядчик (особенно субъект малого предпринимательства) полагает, что у него есть документ — в суде оплату взыщет в случае чего, выполняет работы. А не тут то было.

В пункте 14 ВС указывает, что в контракте достаточно указать на право стороны его расторгнуть, без раскрытия конкретных причин для расторжения. И в то же время стороны имеют право подробно описать существо нарушения, которое будет являться основанием для отказа стороны от договора (пункт 15).

Таким образом, если заказчик нарушает договорные обязательства, увеличивает объем и прочее — не нужно вести переговоры, ждать. Нужно как минимум направлять уведомления о нарушении и обращаться в суд.

Страница 1 из 11

Источник: https://urist-rostov.com/rastorzhenie-kontrakta/

Расторжение договора подряда по инициативе подрядчика — порядок действий

Подряд по госконтракту. Как изменить или расторгнуть договор, ставший убыточным для подрядчика

Подрядные отношения получили широкое распространение в деловом обороте.

Предлагается провести анализ особенностей расторжения договора подряда по инициативе подрядчика.

Основания для расторжения договора

Одним из аспектов свободы договора является право договаривающихся сторон включать в него любые условия, за исключением случаев, прямо прописанных в законах или других нормативно-правовых актах (п. 4 ст. 421, п. 3 ст. 407 ГК РФ).

Если заказчик волен отказаться от исполнения договора в любой момент времени, то для подрядчика законодатель четко обозначил условия отказа.

Во всех случаях первопричина этого кроется в неисполнении своих договорных обязательств другой стороной.

Основанием для отказа признаются следующие факты:

  • оповещение заказчика о негодности или низком уровне качества технической документации, предметов труда или оборудования остается без внимания;
  • сообщение заказчику о возможности неблагоприятных последствий выбранного им способа достижения результата не побуждает лицо, заинтересованное в выполнении работы, изменить этот способ;
  • предупреждение заказчика об обстоятельствах, которые неподвластны контрагенту и могут негативно повлиять на годность работы, не заставляет его устранить эти обстоятельства.

В строительстве к указанному перечню добавляются еще две ситуации (ст. 719 ГК РФ):

  • заказчик, в нарушение своих обязанностей по договору, не предоставил в распоряжение контрагента документацию для осуществления работ, предметы труда либо оборудование;
  • обстоятельства однозначно свидетельствуют о том, что заказчик сорвет сроки выполнения своих договорных обязательств.

Помимо перечисленных выше причин, договор не подлежит реализации, если в содержании этого документа игнорируется установление цены. Без указания этого существенного условия соглашение сторон признается незаключенным. Общие правила недействительности сделок распространяются и на договор подряда.

Он признается недействительным, если заключен:

  • под давлением, то есть нарушена норма свободы волеизъявления (ст. 179);
  • недееспособным лицом (ст. 71, 176);
  • с существенным нарушением законов (ст. 168);
  • лицами, не уполномоченными на совершение подобных действий (ст. 174).

Данные ситуации тоже являются серьезным основанием для расторжения договора в одностороннем порядке.

Закон обязует подрядчика надлежащим образом зафиксировать факт предупреждения контрагента о наличии вышеперечисленных обстоятельств.

Порядок действий

Применительно к договору подряда одностороннее расторжение требует от исполнителя некоторых знаний и умений, которые позволят избежать критичных ошибок.

Последовательность действий подрядчика предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подготовка к расторжению подрядного соглашения.
  2. Осуществление действий, направленных на расторжение договора.
  3. Фиксация хода и результатов одностороннего расторжения.
  4. Оценка полученных результатов.

В ходе первого этапа осуществляется тщательное изучение всех пунктов договора подряда. Расторгнуть договор на основаниях, зафиксированных статьей 719, подрядчик имеет право только в том случае, если договором подряда не предусмотрено иное.

В рамках второго этапа подрядчик подготавливает письменное предупреждение об отказе от исполнения договора с обоснованием причин расторжения (ст. 716). На этом этапе важной является своевременная приостановка работ, явившаяся следствием выявленных обстоятельств (ст. 714).

Третий этап знаменуется тем, что предупреждение отправляется заказчику.

Документальным подтверждением факта надлежащего уведомления контрагента может выступать, например, подпись уполномоченного представителя на копии предупреждения.

Также стоит подготовиться к возможности судебного спора относительно правомерности досрочного прекращения договорных обязательств подрядчиком, собрав доказательства того, что исполнитель либо не начинал работы, либо приостановил их.

В рамках четвертого этапа подрядчик имеет право потребовать от второй стороны договорных отношений возмещения убытков, обусловленных их расторжением.

Судебная практика подтверждает, что без письменного предупреждения заказчика и без приостановки работ аргументы подрядчика о несоблюдении контрагентом условий договора судом не принимаются.

Последствия расторжения договора подряда по инициативе подрядчика

Разрыв договора имеет следствием прекращение обязательств контрагентов. Заказчик должен расплатиться за завершенные этапы, подрядчику придется вернуть аванс.

Ориентиром для оценки понесенных подрядчиком убытков являются, как правило, не рыночные цены, а уровень издержек по завершенным этапам работы. На этом настаивает обширная судебная практика по рассматриваемому вопросу.

Разрыв договорных отношений раньше предоставления окончательного результата не снимает с подрядчика ответственности за качество выполненных этапов.

Если незавершенная часть работ выполнена некачественно, то за заказчиком сохраняется право на безвозмездное устранение недостатков, уменьшение стоимости выполненного этапа или на возмещение расходов, понесенных заказчиком в связи с самостоятельным устранением проблем (ст. 723).

Подрядчик, в свою очередь, может обосновать наличие недостатков низким качеством давальческих материалов, если до производства работ это нельзя было установить.

Не прекращается в момент расторжения контракта и обязательство исполнителя на соблюдение гарантийного срока в части выполненных работ (ст. 722).

Таким образом, расторжение договора подряда — непростая процедура. При невыполнении предусмотренных законодательством условий дело будет рассматриваться в суде, что отнимет немало времени.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-74-42, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://lawyer-guide.ru/administrativnoe-pravo/oformlenie-dokumentov/rastorzhenie-dogovora-podryada-po-iniciative-podryadchika.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.