+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

О налоговом мониторинге

Содержание

Новая форма налогового контроля: налоговый мониторинг

О налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг – новая форма контроля, за своевременностью, полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов, страховых взносов и сборов.

Данный метод контроля позволяет налогоплательщику разрешать спорные вопросы с территориальными фискальными органами еще до подачи деклараций и отчетности.

Осуществляется данный вид контроля через доступ налоговых органов, в режиме реального времени, ко всем учетным документом компании с целью проверки своевременности и корректности отражения хозяйственной деятельности с точки зрения налогообложения.

Преимущества налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга позволяет предприятию снизить налоговые риски и избежать доначислений по налогам и сборам. Так при наличии сомнений в предстоящей сделке, компания, находящаяся под мониторингом, может запросить мотивированное мнение в территориальной инспекции, на основании которого принять оптимальное решение.

Так как налоговый мониторинг подразумевает режим реального времени, все спорные вопросы решаются оперативно и позволяют в дальнейшем избежать не только доначислений, но и выездных и внезапных проверок.

Кто вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга?

Налогоплательщик может стать объектом мониторинга при соблюдении ряда условий, предусмотренных в Налоговом кодексе статье 105.26 п 3. пп.1-3:

  • Сумма налогов, уплачиваемых за год предприятием в бюджет, за предшествующий мониторингу период должна составлять не менее 300 млн. рублей. При этом учитываются не только НДС и налог на прибыль, но и акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и пр. То есть при определении возможности включения компании в программу мониторинга учитываются все выплаченные им за год налоги и сборы.
  • Подать заявление в территориальный фискальный орган организация может в случае, если в прошедший год сумма дохода, согласно финансовой и бухгалтерской отчетности составляла от 3 млрд. рублей и выше.
  • Стоимость активов компании, претендующей на проведение налогового мониторинга, за прошедший год должна быть не менее трех млрд. рублей, согласно финансовой отчетности.Как мы видим, участвовать в программе мониторинга могут только крупные налогоплательщики.

Подготовка к налоговому мониторингу

Компания, которая решила перейти на такой способ взаимодействия с фискальными органами должна подать заявление в территориальную инспекцию, где она состоит на учете.

Если до этого компания не участвовала в программе мониторинга, то заявление должно быть подано не позднее июля, тогда организация будет включена в программу мониторинга с 1 января.

Если же организация хочет повторно воспользоваться таким способом взаимодействия с ФНС, заявление должно быть подано до 1 сентября. Вместе с заявлением подаются такие документы:

  • Регламент, по которому будет проходить взаимодействие с территориальной ФНС.
  • Информацию об учредителях – физических лицах, чья доля в компании составляет более 25%.
  • Учетная налоговая ставка, по которой будет предприятие вести хозяйственную деятельность в предстоящем году.
  • Регламент и документы внутреннего учета.

Период налогового мониторинга

Согласно пункту четвертому, статьи 105.26 Налогового Кодекса, началом мониторинга является 1 января, окончанием 1 октября следующего года.
При этом, как указано в законе, на этот период исключаются любые другие налоговые проверки – камеральные и выездные. Однако это не касается ситуаций, указанных в статье 88 п.1.1 и в статье 89 п. 5.1 Налогового кодекса:

  • Если налогоплательщик предоставил декларацию позднее первого июля.
  • Если в декларации заявлено возмещение НДС или акцизных сборов.
  • Если налогоплательщик сдал «уточненку», в которой была уменьшена налоговая сумма или увеличены убытки предприятия.
  • Контрольная выездная проверка работы территориальных налоговых органов, вышестоящим органом ФНС.
  • Прекращение налогового мониторинга раньше срока.
  • Неисполнение налогоплательщиком рекомендаций ФНС – мотивированного мнения.

Может ли налоговый орган отказать организации в проведении налогового мониторинга?

Решение о возможности проведения налогового мониторинга принимается руководителем территориальной инспекции или его замом на основании полученной от компании информации и заявления. Решение должно быть принято, согласно закону, до первого ноября.

И естественно, что вариантов решений два – отказать или применить к компании систему контроля в виде мониторинга. Принятое решение направляется организации в течение пяти дней, при этом отказ в проведении должен быть мотивирован.

Так ФНС может отказать если:

  • Компания, претендующая на такой вид взаимодействия, не предоставила всей требуемой информации или она была неточной.
  • Если регламент взаимодействия не соответствует установленному.
  • Если система внутреннего контроля предприятия не соответствует требованиям к внутреннему контролю.

Если ФНС будет принято положительное решение, то налоговый мониторинг может проводиться и в последующие периоды без заявления налогоплательщика.

Решение о продлении контроля в виде мониторинга на следующий период принимается до первого декабря. Предприятие информируется о продлении программы взаимодействия на следующий период.

Компания может отказаться от продления периода мониторинга, написав соответствующее заявление.

Порядок проведения налогового мониторинга

Проводится мониторинг в территориальной инспекции по месту регистрации компании.

Суть его заключается в том, что если уполномоченное лицо обнаружило противоречия в документах или представленной информации или если информация, находящаяся в распоряжении ФНС противоречит предоставленной налогоплательщиком, в адрес компании направляется требование предоставить дополнительную информацию, пояснения или внести исправления. Для этого налогоплательщику отводится срок в пять дней.

После изучения полученной от компании информации или при ее отсутствии, при обнаружении ошибок в исчислении сумм налогов и сборов или при несвоевременной внесении платежей, уполномоченное лицо направляет компании мотивированное мнение.

Согласно процедуре данного вида налогового контроля, инспектор имеет право истребовать у налогового агента любые документы или информацию, относящуюся к налогам и сборам, своевременности и корректности их исчисления и уплаты.

Предоставлены они должны быть в течение пяти дней.

Если по какой либо причине налогоплательщик не может в указанный срок предоставить пояснения или предоставить информацию и документы, он должен об этом известить налоговый орган, сообщив при этом причины отказа от предоставления запрашиваемой информации.

Пояснения предоставляются письменно в день, следующий за днем получения запроса от инспектора. Решение о продлении срока предоставления информации принимается руководителем или заместителем территориального органа.

Решение может быть как положительным, так и отрицательным.

Мониторинг предусматривает кроме того повторное истребование документов в оригинале, если до этого были переданы копии.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
Мотивированное мнение имеет две формы:

  • По инициативе ФНС.
  • По запросу компании.

В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.

Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу.

Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы.

При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.

Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:

  • В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
  • Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.

В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.

Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.

Источник: http://nalog-blog.ru/nalog-plan/novaya-forma-nalogovogo-kontrolya-nalogovyj-monitoring/

Общие положения о налоговом мониторинге

О налоговом мониторинге
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Общие положения о налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.

Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/nalogovyj-kontrol/obshhie-polozheniya-o-nalogovom-monitoringe.html

Что такое налоговый мониторинг? Закон о налоговом мониторинге

О налоговом мониторинге

В российском праве появился новый термин — “налоговый мониторинг” (2015-й год ознаменовался вступлением в силу соответствующих законов). Он предполагает организацию принципиально нового механизма взаимодействия между ФНС и предприятиями. В чем особенность нововведений, о которых идет речь? Каковы преимущества соответствующей схемы для предприятий и ФНС?

Сущность термина

Что такое налоговый мониторинг? Под этим термином понимается сравнительно новый для РФ введенный в 2015 году режим администрирования уплаты налогов. Иногда его называют “горизонтальный налоговый мониторинг”.

Ключевые принципы: прозрачность деятельности плательщика налогов в аспекте отчетности перед ФНС, а также процедур в рамках внутреннего контроля, лояльность ФНС в отношении проверок — выездных или камеральных. Налоговый мониторинг предполагает стать инновационным инструментом, позволяющим вывести взаимоотношения бизнеса и государства на новый уровень.

Один из ключевых аспектов механизма, о котором идет речь, — возможность организации взаимодействия налогоплательщиков и контролирующих органов в электронном виде. Это предполагает, прежде всего, более высокую скорость принятия необходимых решений.

В числе главных идей концепции налогового мониторинга — возможность предоставления ФНС доступа к необходимым сведениям, отражающим дисциплину предприятия в аспекте отчетности и перечисления необходимых сборов государству. В свою очередь, сам налогоплательщик может задействовать все доступные каналы для получения нужной информации со стороны ведомства.

Компоненты мониторинга

Рассмотрим компоненты, которые можно рассматривать как ключевые составляющие части соответствующего режима коммуникации между ФНС и бизнесом. Прежде всего, стоит отметить такой инструмент, как мотивированное мнение.

С его помощью стороны могут разрешать возможные споры и разногласия, связанные с правоотношениями в сфере уплаты налогов и отчетности.

Мотивированное мнение формирует налоговая служба, и если плательщик сборов выполняет предписания, то он может быть освобожден от возможных штрафов и взысканий.

Другой примечательный компонент, который включает в себя налоговый мониторинг, — это установление договорной схемы информационного взаимодействия между предпринимателем и ФНС. Данный механизм предполагает работу по особому регламенту.

Ожидается, что ФНС и налогоплательщики будут взаимодействовать по одному из двух вариантов: посредством предоставления в ведомство документов (в электронном формате) либо в порядке прямого доступа ФНС к файлам предприятия.

Кроме того, бизнесмены смогут включать в регламент характеристики алгоритмов внутреннего контроля.

Появление мониторинга в РФ

Механизм, о котором идет речь, в России с недавних пор закреплен на уровне федеральных правовых актов. Закон о налоговом мониторинге в ноябре 2014 года был подписан Президентом РФ.

В соответствии с ФЗ №348, по которому были внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс, предприятия получили возможность работать с ФНС по-новому. Закон о налоговом мониторинге вступил в силу с 1 января 2015 года.

Но некоторые его положения приобретут нормативный характер в 2021 году.

Как в России деловое сообщество пришло к осознанию того, что необходимо внедрять налоговый мониторинг? Законопроект, ставший впоследствии федеральным правовым актам, по некоторым данным, был инициирован властями при содействии крупных бизнесменов и консалтинговых брендов в 2012 году. Непосредственное участие в разработке соответствующего закона приняло Агентство стратегических инициатив, а именно — рабочая группа, ответственная за модернизацию процедур налогового администрирования в России.

Практическая эффективность института мониторинга

Некоторыми предприятиями, а также исследовательскими агентствами были реализованы пробные схемы взаимодействия ФНС и бизнеса, которые показали высокую эффективность механизмов в рамках налогового мониторинга. Каких результатов удалось достичь в ходе данных мероприятий?

Так, многим бизнесам импонировал тот факт, что в процессе электронного взаимодействия с ФНС у них появилась возможность оперативным образом получать консультацию по тому или иному вопросу.

Также некоторые исследователи отметили, что в ходе коммуникаций, о которых идет речь, практиковалось неформальное, свободное от официальной терминологии общение, что было немыслимо при старой схеме. Однако без лишнего официоза, как выяснилось, многие вопросы решались эффективнее.

До появления института налогового мониторинга многим российским компаниям не хватало такой возможности.

Как показали пробные механизмы коммуникации бизнеса и ФНС, основания для каких-либо существенных разногласий между сторонами правоотношений в ходе взаимодействия по новой схеме наблюдались нечасто.

Вместе с тем повысилось качество взаимопонимания налоговой службы и предпринимателей.

Снизилась трудовая нагрузка на специалистов с той и другой стороны: попросту не было необходимости проведения лишней работы, характерной для процедур по старой схеме.

По оценке экспертов, российскому бизнесу был очень нужен такой механизм, как налоговый мониторинг.

Законопроект, ставший впоследствии полноценным правовым актом, при этом был качественно проработан, в него были включены все необходимые положения для реализации нового механизма.

Это дало повод специалистам высоко оценить его перспективы не только с точки зрения актуальности регулирующих положений, но и в аспекте перспектив их практической реализации.

Как оформить работу по новой схеме

Но каким образом предприятию начать взаимоотношения с ФНС в рамках налогового мониторинга? Существует ряд критериев, при соответствии которым бизнес может рассчитывать на привилегию, о которой идет речь. В числе ключевых:

– предприятие перечисляет государству в виде налогов, акцизов и иных сборов 300 млн. руб. и более в течение года;

– выручка бизнеса в соответствии с бухгалтерской отчетностью составляет 3 млрд. руб. и более в течение года;

– суммарная цена активов компании — 3 млрд. руб. и более по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Рассмотрим подробнее то, какую конкретную пользу может принести государству и частному рынку институт налогового мониторинга.

Что это дает?

Благодаря рассматриваемому механизму добросовестные плательщики сборов в казну, которые сумели выстроить эффективную систему внутреннего финансового контроля, смогут взаимодействовать с ФНС в порядке, при котором какие-либо сложности будут сведены к минимуму.

В числе ключевых преимуществ, которые дает налоговый мониторинг, — это, как мы уже отметили выше, освобождение бизнеса от проверок ФНС. Данное обстоятельство позволяет компаниям, к примеру, существенно сэкономить на обращении к услугам юристов и адвокатов, помощь которых иногда просто необходима при повышенном внимании к бизнесу со стороны ФНС.

Благодаря такому механизму, как мотивированное мнение, основные налоговые риски и разногласия, характерные для деятельности предприятий, будут разрешаться в самые оперативные сроки. До того как в РФ был внедрен налоговый мониторинг и методика его проведения была соответствующим образом утверждена, сложности в коммуникациях компаний и ФНС могли разрешаться годами.

Эффективное взаимодействие по правовым вопросам

Предусмотренный законодательством РФ механизм взаимодействия ФНС и предприятий характеризуется важным преимуществом — фирма может, если в этом будет необходимость, запрашивать в ведомстве те или иные комментарии, касающиеся соответствующей сферы правоотношений. Также сотрудники ФНС, проводя налоговый мониторинг, будут оперативно изучать имеющие отношение к отчетности документы и проверять то, насколько корректно они составлены.

Благодаря взаимодействию с ФНС по новой схеме предприниматели получили возможность запрашивать разъяснения, касающиеся перечисления сборов от сделок, еще до момента их совершения. Это значительный шаг вперед во взаимодействии бизнеса и государства в аспекте конструктивного сотрудничества.

Участие предприятий в налоговом мониторинге позволяет избежать крупных и иногда неприятных для бюджета фирмы дополнительных начислений сборов в казну, которые порой необходимо уплачивать по факту выездных проверок. В процессе взаимодействия между бизнесом и ФНС по новой схеме вероятность подобных ситуаций минимальная.

Электронный обмен информацией

В числе явных преимуществ договоренности между ФНС и предпринимателями о том, что мониторинг налоговых доходов будет осуществляться в рамках схемы, о которой идет речь, — возможность полноценного электронного обмена документами.

Данный формат коммуникаций для многих бизнесменов более желателен, чем бумажный документооборот, так как в этом случае предполагается гораздо меньше затрат по времени и трудовым ресурсам на осуществление необходимых отчетных процедур.

После того как институт налогового мониторинга был утвержден, фирмы получили официальную возможность полностью перевести взаимодействие с ФНС в электронный формат.

Для самого ведомства это также удобно: нет необходимости тратить время сотрудников на выездные мероприятия.

Добровольный формат

Добровольный порядок заключения договоренности с ФНС — важный аспект такого механизма, как соответствующего типа мониторинг. Налоговых льгот у крупных предприятий не так много, и они всегда рады шагам навстречу со стороны государства.

Вместе с тем многим компаниям может потребоваться время на то, чтобы привести свои системы финансовой отчетности и контроля в соответствие с требуемыми критериями.

Но все те ресурсы, которые предприятие вложит в необходимую модернизацию инфраструктуры, с высокой вероятностью окупятся.

Прекращение мониторинга и внеплановые проверки

Налоговый мониторинг — это фактически привилегия. В некоторых случаях ее предоставление может быть в законном порядке прекращено. Это допустимо, если, например, организация предоставляет в ФНС ложные сведения или пренебрегает обязательством направлять туда те или иные документы.

Законом также предусмотрены сценарии, при которых выездные проверки могут быть проведены, даже если предприятие и ФНС заключили соответствующее соглашение по новой схеме. Это возможно, если:

– проверку проводит вышестоящая структура ФНС, контролирующая эффективность работы подотчетных подразделений ведомства;

– предприятие не выполнило предписаний, содержащихся в мотивированном мнении;

– фирме необходимо предоставить уточненную декларацию за период, соответствующий срокам реализации процедур мониторинга, например, в связи с тем, что величина сборов к уплате уменьшена в сравнении с суммой, которая фигурирует в ранее предоставленном документе.

Также выездная проверка может быть осуществлена, если соответствующего типа правоотношения между бизнесом и ФНС были прекращены в порядке, о котором мы сказали выше.

Актуальные задачи по реализации новой схемы

Внедрение модернизированной схемы взаимодействия между предприятиями и налоговой службой предполагает формирование принципиально новых структурных подразделений как в ФНС, так и в фирмах.

Ведомству, например, предстоит создавать новые штатные подразделения специалистов, которые будут компетентны во взаимодействии с налогоплательщиками в режиме онлайн. Аналогичную задачу будет необходимо решать также и многим предприятиям.

Налогоплательщики, как мы отметили выше, во многих случаях должны будут инвестировать в модернизацию инфраструктуры внутрикорпоративных отчетных процедур с целью приведения их в соответствие с законодательными критериями.

Источник: http://fb.ru/article/186870/chto-takoe-nalogovyiy-monitoring-zakon-o-nalogovom-monitoringe

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

О налоговом мониторинге

Что такое налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.

В каких случаях проводят налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.

Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.

Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.

Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.

За какой период проводят налоговый мониторинг

Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2021 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.

Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2021 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2021 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.

Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2021 года. То есть только в 2021 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2021 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Как подать заявление о налоговом мониторинге

Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

К заявлению о проведении мониторинга приложите:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

  • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.

Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:

  • нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
  • в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
  • дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.

Как инспекция проводит налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.

Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:

  • выслать в инспекцию по почте;
  • вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
  • направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.

Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

Как оформляют результаты налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.

Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Инициатива инспекции

Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение.

Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом.

Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.

Инициатива организации

Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.

После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру

Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.

Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.

Плюсы налогового мониторинга

Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:

1) камеральные проверки, которые проводятся:

  • если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
  • если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.

Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.

2) выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_provoditsja_nalogovyj_monitoring/14-1-0-976

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.