+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Содержание

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Современное налоговое законодательство дает налогоплательщикам широкие права в том случае, если им приходится сталкиваться с нарушением материальных или процессуальных требований закона.

Так, налоговый кодекс предоставляет ему выбор способа защиты при незаконных притязаниях со стороны налогового органа.

В такой ситуации гражданин может выбрать между досудебным порядком обжалования и обращением за защитой своих интересов в судебные органы.

  • [ps2id url=offset=]Порядок обжалования [/ps2id]
  • [ps2id url=#pht1 offset=]Административное обжалование и судебное производство[/ps2id]
  • [ps2id url=#pht2 offset=]Существует возможность отозвать обращение в любой момент до принятия решения по нему.[/ps2id]

Каждый из вариантов восстановления нарушенных прав имеет как плюсы, так и минусы. Если говорить о досудебном урегулировании спорной ситуации, то к ее плюсам можно отнести:

  • Возможность судебной защиты в случае неблагоприятного исхода административной процедуры обжалования.
  • Отсутствие денежных затрат в виде необходимости оплаты государственной пошлины.

Но у этого порядка есть и один существенный недостаток – тридцатидневный срок рассмотрения жалобы, который предоставлен законом должностным лицам налоговой службы. Такой длительный срок решения вопроса может неблагоприятно сказаться на предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Яркий пример негативных последствий действий налоговиков – запрет проведения банковских операций. Этот запрет будет действовать все время рассмотрения жалобы вышестоящим должностным лицом, а в случае признания административной жалобы необоснованной еще и время рассмотрения обращения в судебные органы.

Именно поэтому важно точно определить, что административное урегулирование спора позволит избежать судебной тяжбы.

Порядок обжалования

Решить вопрос о том, какой порядок обжалования выбрать, не так просто как кажется на первый взгляд. Необходимо полноценно изучить все нюансы ситуации, учесть интересы лица, чьи права нарушены, определить серьезность нарушения закона сотрудниками налоговой службы.

Все эти аспекты указывают на то, что сделать выбор без глубоких знаний законов и особенностей работы налоговиков невозможно, и поэтому стоит посоветоваться с профессионалом, который поможет принять оптимальное решение, позволяющее свести к минимуму негативные последствия нарушения частных интересов.

Высококвалифицированный специалист изучит все аспекты проблемы и подберет верную стратегию восстановления прав клиента. В случае когда речь идет о досудебном порядке, юрист подготовит жалобу, соответствующую всем требованиям закона, и будет представлять интересы налогоплательщика в ходе разбирательства.

Административное обжалование и судебное производство

Одним из наиболее существенных моментов спора с налоговой службой является законодательно предусмотренная возможность одновременного возбуждения двух процедур – административного обжалования и судебного производства.

Помимо этого, в любом случае возбуждения спора можно попросить о приостановлении действия спорного нормативного акта. Для этого нужно подать ходатайство об этом вышестоящему должностному лицу или написать заявление об обеспечительных мерах в суд.

Исходя из судебной практики, суды часто устанавливают обеспечительные меры, о которых просит заявитель. При этом вышестоящая налоговая инстанция нередко отказывает в приостановлении действия решения инспектора, так как она мало заинтересована в исходе дела, который будет благоприятен для налогоплательщика.

Именно этим и обосновано привлечение высококвалифицированных правоведов, которые смогут грамотно и быстро защитить законные интересы налогоплательщиков.

Как и любой другой правовой спор, досудебная процедура обжалования решений и действий налоговых органов четко прописана в законодательстве. Основные аспекты установленных законом правил обращения налогоплательщика за защитой своих интересов заключаются в определенных особенностях досудебного порядка урегулирования разногласий.

Определенный срок, предоставленный для подачи жалобы на действие, нарушающее законные интересы гражданина равен девяноста дням, и начинает течь с момента, когда налогоплательщик узнал о том, что его права нарушаются. Этот срок можно продлить, но придется доказывать уважительный характер его пропуска.

Существует и максимальное время, когда можно обжаловать решение налоговиков о привлечении к ответственности. Такой срок равен одному году, но он начинается с момента, когда решение было оглашено.

Исключительный характер формы подачи жалобы – она обязательно подается в виде письменного документа.

Специфичный порядок подачи предполагает необходимость обращения с жалобой в тот налоговый орган, который вынес решение или совершил действие, противоречащее закону. У инспекции есть три дня, чтобы передать заявление в инстанцию, правомочную рассматривать его.

Существует возможность отозвать обращение в любой момент до принятия решения по нему

Уполномоченный орган может: удовлетворить заявление, и соответственно признать решение не соответствующим нормам закона, может отказать в удовлетворении, может изменить решение, а может выдать новый акт правоприменения, отличный от решения первой инстанции, может отменить акт и закрыть дело.

Рассматривается заявление в течение месяца, этот срок может быть продлен еще на полмесяца, это возможно в случае запроса дополнительных документов и доказательств.
После вынесения решения по спору ответ направляется заявителю в течение трех рабочих дней.

Наиболее частым нарушением в порядке рассмотрения жалоб граждан является пропуск срока рассмотрения. И в такой ситуации помощь юриста становится жизненно необходимой.

Именно специалист, контролируя рассмотрение дела, может проследить за соблюдением процессуального законодательства.

В том же случае, если сроки все-таки будут нарушаться, юрист сможет использовать этот факт в ходе дальнейшего разбирательства.

Важным правовым моментом в административной процедуре обжалования является составление налоговым органам специального документа, в который вносятся результаты проверки инспекции относительно того, соответствуют ли доводы в жалобе реальному ходу дел.

Обжаловать этот акт в ходе рассмотрения жалобы нельзя, но можно подать на него свои возражения. Срок на их подачу составляет пятнадцать дней.

Если налоговый орган получает такие возражения, то он обязан в течение трех дней собрать жалобы сторон и обсудить все указанные в возражении несоответствия.

Наша компания всегда готова помогать добросовестным плательщикам налогов и разрешать любые спорные ситуации в пользу лица, чьи права нарушаются налоговыми органами нашего государства.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Источник: http://siosagio.ru/dosydebnyi-poriadok-yregylirovaniia-nalogovyh-sporov.html

Урегулирование налоговых споров в 2021 году – в досудебном порядке, способы, общая характеристика

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Как происходит урегулирование налоговых споров в 2021 году подробно указано в Налоговом Кодексе РФ и иных законодательных актах.

Зная имеющиеся нюансы можно отстоять персональные интересы. В области налогообложения всегда имелось огромное число конфликтных ситуаций.

Споры между сторонами редко когда удается решить мирным путем, из-за чего возникает необходимость в обращении в судебный орган.

Как итог, это привело к серьезной загруженности судов и регулярному затягиванию делопроизводств. Рассмотрим подробней порядок урегулирования налоговых споров в суде и до него.

Основные сведения

Процедура урегулирования налоговых споров несет под собой огромное число нюансов, о которых важно знать.

Благодаря этому есть возможность отстоять свои интересы и возможно выиграть дело в судебном органе, если в него последует исковое заявление.

Что нужно знать

Любую разновидность спора можно решить без обращения в судебный орган. Для этого вполне достаточным будет подписать договор о досудебном урегулировании.

Некоторые ситуации требуют подписание такого документа, несмотря на отсутствие желания одной из сторон.

Из этого делается выбор, что досудебное урегулирование может быть:

  • добровольным;
  • и обязательным.

Одновременно с этим стороны могут выступать категорически против досудебного урегулирования и твердо стоять на решении вопроса в судебном органе. В данной ситуации речь идет о промежуточном этапе.

В ситуации с налоговыми разбирательствами, попытка обращения в вышестоящий орган, а не в суд, относилась бы к добровольной.

Начиная с 2014 года, досудебное урегулирование конфликтов в области налогообложения считается обязательным всем налогоплательщикам.

В большинстве случаев они формируются из-за непонимания различных норм российского законодательства. По этой причине могут возникать сложности в период налогового аудита.

В случае несогласия налогоплательщика с решением квалифицированных проверяющих налоговиков, то можно приступить к процессу обжалования.

С целью решения конфликтных ситуаций рекомендуется обращаться за помощью к квалифицированным юристам. В таком случае на них нужно составить нотариальную доверенность.

Функции, выполняемые отделом

На основании Приказа ФНС РФ от июня 2008 года внутри налоговой системы России были сформированы специализированные отделы досудебного аудита.

Основная цель формирования таких структурных отделов заключается в обеспечении процесса рассмотрения налоговых споров на обоих этапах:

  • изучения акта налогового органа;
  • оспаривания действий конкретных должностных лиц.

Структурные подразделения урегулирования налоговых споров берут на себя такие функции:

  • проверка жалоб граждан по вопросу различных налоговых решений;
  • рассмотрение сформированных разногласий по результатам заключения актов проверок;
  • подготовка заключений по предоставленным жалобам.

Именно эти функции являются основными.

Действующие нормативы

Основным законодательным актом выступает Налоговый Кодекс РФ. В частности рекомендуется ознакомиться с такими статьями:

Ст. 139.2Указывает на перечень сопровождающей документации, которая может быть приложена к жалобе
Ст. 139Отображает правила подачи жалобы
Ст. 139.3Отображает период обжалования

Указанные нормы НК РФ являются наиболее значимыми в данном вопросе. Дополнительно рекомендуется ознакомиться на сайте ФНС  с Письмом от сентября 2013 года, в котором указаны правила составления жалобы.

Способы урегулирования налоговых споров (общая характеристика)

Как показывает арбитражная практика, обращение в налоговый орган часто не дает результатов. Несмотря на это, многие компании не хотят наживать себе врагов, давая тем самым предпочтение мирному решению вопросу.

Обращаться в судебные органы лица не решаются, даже при высоком риске получения отказа.

Несмотря на это, каждое физическое и юридическое лицо самостоятельно устанавливается для себя модель поведения в подобных ситуациях, но стоит помнить, что из-за беспечного отношения у руководства налогового органа можно быть возвышено чувство безнаказанности.

Этапы процедуры

В зависимости от того, о досудебном урегулировании идет речь либо же об обращении в судебный орган, возникают различные особенности, о которых крайне важно знать. По этой причине целесообразно ознакомиться с каждой ситуацией по отдельности.

При досудебном

Российское законодательство в некоторых ситуациях предусматривает досудебное обязательное решение возникшего конфликта. Бланк договора о досудебном урегулировании споров можно скачать здесь.

Одним из них является принятие налоговым органом решения относительно привлечения налогоплательщика к ответственности либо же наоборот, отказ.

Оно может быть принято по результатам выездной либо же камеральной проверки. Иные ситуация могут быть сразу поданы на рассмотрение в судебный орган.

После того, как будет сформировано заключение (в обязательном порядке предоставляется в течении первых 5 календарных дней с момента составления), налогоплательщику нужно составить по общепринятым правилам апелляционную либо же стандартную жалобу в вышестоящий орган.

Апелляция подлежит формированию в течении первых 10 календарных дней с периода вручения принятого решения, действие которого на момент изучения жалобы будет приостановлено.

Принятый ответ от территориального налогового органа должен быть предоставлен в течении 30 календарных дней после принятия составленной жалобы. В некоторых ситуациях период подлежит продлению до 1,5 месяцев.

При судебном

В том случае, если сформированная жалобы в вышестоящий орган не принесла должных результатов, на которые рассчитывали налогоплательщики, то у них появляется возможность обжаловать решение путем формирования иска в судебный орган.

Для этого законодательство РФ отводит 90 календарных дней. Необходимо обращать внимание на то, что процедура урегулирования налоговых споров обладает некоторой сложностью, которая заключается в том, что даже квалифицированные юристы не могут сориентироваться в неоднородном и одновременно с этим огромном массиве нормативно-правовой документации.

Помимо этого процедура усложняется необходимостью в учете ведомственной инструкции и обширностью принятия решения по подобным вопросам на практике.

Исходя из этого, решить подобные споры в суде самостоятельно невозможно, из-за чего нужно обращаться за помощью к опытным специалистам.

Какая эффективность

Многие специалисты в сфере налоговых споров заверяют в эффективности досудебного разбирательства. Особенно, когда данная разновидность процедуры является обязательной.

В 2021 году эффективность досудебного урегулирования споров заключается в комфортном и одновременно легком выяснении возникших налоговых конфликтных ситуаций.

Одновременно с этим, этап судебного разбирательства не только не выгоден с экономической стороны, но и требует к себе немало временных затрат.

Процедура досудебного урегулирования предоставляет возможность освободить налогоплательщика от необходимости личного присутствия при разбирательстве.

Проблемные вопросы

За последние годы урегулирование налоговых споров прошло через много этапов совершенствования.

Несмотря на это, многие граждане России, в том числе и юридические лица, относятся с высоким уровнем недоверия к вышестоящим органам в данном вопросе.

Со слов Правительства РФ это во многом связано с наличие высокого уровня проблема в познаниях норм законодательства, из-за чего отсутствует возможность верно составить жалобу, указав при этом в ней актуальные моменты, из-за чего возник спор с налоговым органом.

По этой причине Правительство совместно с вышестоящим руководством налогового органа регулярного принимает различные законы с целью внесения поправок в имеющиеся нормативно-правовые акты.

Благодаря этому можно существенно снизить риски возникновения предвзятости государственных органов к населению и юридическим лицам в частности.

Плюсы и минусы

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров включает в себя такие преимущества:

Скорость рассмотрения жалобыНе больше месяца
Попытка обратиться за помощью в вышестоящие инстанции (имеется в виду внесудебный порядок) является бесплатнойПри обращении в суд нужно платить госпошлину
Соблюдение конфиденциальностиИз-за чего нет необходимости переживать за снижение репутации
Вышестоящая инстанция не может принять решениеИз-за которого финансовое положение существенно ухудшиться
Обязательное досудебное урегулирование налоговых споровНе влечет за собой каких-либо сложностей
Имеется много способовКоторые позволяют узнать этапы рассмотрения жалобы

Отрицательной стороной в рассматриваемом вопросе принято считать наличие недостаточного уровня информирования, из-за чего существенно повышается показатель обращения в судебный орган.

Из дополнительных недостатков принято считать неуверенность граждан в положительном решении их разбирательств.

: досудебное урегулирование налоговых споров

Иными словами, на сегодня они еще не уверены в том, что суд может стать на их сторону, если даже, и собрана вся необходимая доказательная база.

В завершении можно отметить — урегулирование налоговых споров может быть как в судебном, так и внесудебном порядке. В зависимости от конкретной ситуации жалоба подается в соответствующий орган.

В случае получения отказа от вышестоящего органа, возникает необходимость отстаивать свои интересы в суде. В таком случае невозможно обойтись без помощи квалифицированного юриста.

Источник: http://yurday.ru/uregulirovanie-nalogovyh-sporov/

Урегулирование и разрешение налоговых споров

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

Определение категорий и понятий

Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

Субъекты разделяются на

  • публичные (структуры ФНС или таможенные)
  • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

  • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
  • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
  • структуры ФНС;
  • таможенные структуры.

Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Судебное рассмотрение конфликтов

Заинтересованное лицо (организация, частный предприниматель) имеют право направить в суд иск о признании неправомерными действий или наличии бездействия уполномоченных лиц, правовых актов (полностью или в некоторой части). Доступный период для подачи заявления составляет 3 месяца (ст. 198 АПК).

Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

Налоговая структура может направить иск в течение 60 дней после задержки обязательных бюджетных платежей или пени, при этом могут подниматься вопросы о:

  • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
  • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  • закрытии организации;
  • установлении недействительности в отношении сделки.

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

Особенности досудебного обжалования

Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

В орган, который вынес спорное решение, апелляционную жалобу следует направить до дня вступления в силу документа со спорным пунктом. Несоблюдение срока делает невозможным применение апелляционного варианта разрешения конфликта. Получившая жалобу структура обязана в срок до 3 дней после приема заявления перенаправить материалы в вышестоящий орган.

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

  • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
  • в части или в полном объеме изменено или отменено;
  • отменено, но принято новое решение;
  • отменено, а производство по делу прекращается.

Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган.

Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней).

Результат доводится до плательщика в письменном виде.

Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

  • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
  • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
  • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
  • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/nalogovye-spory/

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Процессуальным законодательством (ст. 4 АПК РФ, ст. 131 ГПК РФ, ст. 4 КАС РФ) предписывается обязательный досудебный порядок по тем спорным вопросам налогообложения, которые прямо упомянуты в законе. Такое урегулирование проводится путем вручения оппоненту письменного документа (жалобы, требования).

В настоящее время досудебное урегулирование необходимо для таких налоговых споров, как:

  1. Взыскание налоговых недоимок и санкций:
    • с физических лиц, кроме предпринимателей (ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ);
    • организаций и граждан, занимающихся предпринимательством, если фискальный орган упустил возможность списания в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ, ст. 213 АПК РФ).
  2. Апелляционное обжалование (ст. 138 НК РФ) решений фискального органа, на основании которых лицо подлежит или не подлежит привлечению к ответственности, установленной налоговым законодательством, и которые еще не обрели законную в силу.
  3. Простое обжалование:
    • ненормативных документов, изданных инспекциями и управлениями (в том числе вступивших в силу решений, указанных в предыдущем пункте);
    • действий или бездействия налоговиков.

Письменные возражения, которые налогоплательщик представляет при проведении налоговиками проверки, не должны рассматриваться как надлежащее выполнение досудебного порядка. Необходимо составлять отдельную жалобу, даже если доводы, содержащиеся в возражениях, будут дословно воспроизведены в жалобе.

Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется

Из общего правила об обязательном досудебном порядке урегулирования налоговых споров есть несколько исключений.

Прежде всего, к таким исключениям относятся действия или бездействие сотрудников Федеральной налоговой службы, а также принятые ими акты ненормативного характера, оспаривать которые можно только непосредственно в суде по той причине, что орган, вынесший решение, является конечной инстанцией в налоговой иерархии и не имеет над собой вышестоящего звена.

Кроме того, не требуется досудебное урегулирование споров, которые рассматриваются в порядке искового производства, а не путем обжалования ненормативных актов государственных органов.

Это обусловлено тем, что в НК РФ не упоминается об обязательном досудебном урегулировании подобных исковых требований. Так, в постановлении пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.

 65) особо отмечено, что к имущественным требованиям, с которыми налогоплательщик вправе обращаться в суд, исключая досудебную стадию, относятся споры:

  • о возврате или возмещении излишне уплаченных налогов, неустоек;
  • признании не подлежащими исполнению постановлений о взыскании налога, инкассовых поручений.

В перечисленных случаях не требуется досудебное урегулирование, если иск предъявляется независимо от оспаривания акта ненормативного характера.

Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров о взыскании недоимок и налоговых санкций реализуется путем вручения неплательщику требования об их уплате (ст. 69 НК РФ). Этот документ должен быть доставлен в течение:

  • 3 месяцев с момента обнаружения недоимки (в отношении задолженности, превышающей 500 руб.);
  • 1 года с момента обнаружения задолженности, составляющей менее 500 руб.;
  • 20 рабочих дней с момента обретения законной силы решением, принятым после процедуры проверки.

Апелляционное обжалование допускается в период, пока еще не обрело полную силу решение инспекции о привлечении или непривлечении к налоговой ответственности. Апеллировать можно в течение 1 месяца с даты получения решения налогоплательщиком (ст. 101 НК РФ).

Обжалование других документов налоговиков, носящих ненормативный характер, а также действий или бездействия его работников допускается в течение 1 года. Этот период исчисляется с даты, когда лицо узнало (или имело возможность узнать) о нарушении его прав, или даты, когда было вынесено решение после проведенной проверки, если оно не оспаривалось.

Несоблюдение досудебного порядка влечет невозможность судебного оспаривания решений фискальных органов.

Согласно п. 67 постановления № 57, если в вышестоящем органе была обжалована только часть решения, нельзя обращаться в суд с требованием об отмене другой, не оспариваемой ранее части решения.

ВАЖНО! Если апелляционная жалоба была удовлетворена частично, можно повторно апеллировать в вышестоящий орган, однако необходимо помнить о соблюдении срока для обращения в суд (ст. 198 АПК РФ). Так, ВС РФ в своем определении от 07.10.2015 № 306-КГ15-12146 отметил, что подача повторной апелляции не оправдывает пропуск срока.

Налоговая медиация

Источник: https://rusjurist.ru/reshenie_sporov/dosudebnoe_uregulirovanie/dosudebnyj_poryadok_uregulirovaniya_nalogovyh_sporov/

Досудебное урегулирование налоговых споров. Юридические услуги

Плюсы и минусы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Ожеcтoченные cпoры налoгoвикoв и налoгoплательщикoв еще недавнo были реальнoй прoблемoй для арбитражных cудoв.

С каждым гoдoм кoличеcтвo таких cпoрoв рocлo, чтo являлocь причинoй oгрoмнoй загруженнocти cудoв и раcтягивалo cудебные прoцеccы на гoды вперед.

Пoнимая вcю тяжеcть cитуации, закoнoдатель решил иcпoльзoвать уcпешный мирoвoй oпыт, введя прoцедуру дocудебнoгo урегулирoвания налoгoвых cпoрoв, cделав ее oбязательнoй для cтoрoн. 

В чем же заключаютcя преимущеcтва и недocтатки этoй прoцедуры. Начнем c плюcoв: 

1. Срoки. Срoк раccмoтрения жалoбы в налoгoвoй cocтавляет oдин меcяц (мoжет быть прoдлен пo решению налoгoвoгo oргана на тoй же cрoк). Жалoба дoлжна быть пoдана в течение гoда, кoгда лицу cталo извеcтнo или дoлжнo былo быть извеcтнo o нарушении cвих прав. 

2. Экoнoмичнocть.

Пoлoжительнoе дocудебнoе урегулирoвание налoгoвых cпoрoв пoмoгает cэкoнoмить денежные cредcтва на уcлуги налoгoвoгo адвoката, не прихoдитcя oплачивать гocпoшлину, как при oбращении в cуд, предoтвращаютcя риcки взыcкания денежных cредcтв пo требoванию налoгoвoгo oргана. Крoме тoгo, для раccмoтрения жалoбы, приcутcтвие заявителя не требуетcя, чтo пoзвoляет cэкoнoмить не тoлькo деньги, нo и время. 

3. Невoзмoжнocть принятия вышеcтoящим налoгoвым oрганoм решения ухудшающегo пoлoжение налoгoплательщика. 

4. Прocтoта. Претензиoннoе урегулирoвание cпoрoв – бoлее прocтая и быcтрая прoцедура, чем учаcтие в арбитражнoм cуде. Для вoзбуждения прoизвoдcтва неoбхoдимo лишь направить жалoбу в налoгoвый oрган. Крoме тoгo, налoгoвoе закoнoдательcтвo не уcтанавливает к ней каких-либo cпециальных требoваний. 

Вмеcте c тем, cледует пoнимать, чтo для уcпешнoгo урегулирoвания вoпрocа дo cуда, нужен юриcт пo налoгoвым cпoрам, кoтoрый не тoлькo разбираетcя в арбитраже, нo знает, как не дoвеcти делo дo cудебнoгo разбирательcтва, пoмoжет cфoрмирoвать неoбхoдимые дoкументы для oтcтаивания cвoей пoзиции на претензиoннoй cтадии. 

Гoвoря o минуcах, внеcудебнoе урегулирoвание налoгoвых cпoрoв, пoрoй не дocтигает cвoегo результата в cвязи c вoзмoжнoй небеcприcтраcтнocтью налoгoвых oрганoв.

Однакo cейчаc мы видим, чтo предприниматели вcе меньше бoятcя cпoрить c чинoвниками и cтараютcя дoказать cвoю правoту вcеми закoнными cпocoбами.

Мнoгие предприниматели cразу, не риcкуя, ищут cпециалиcта, так как адвoкат пo налoгам знает, как заcтавить налoгoвую дейcтвoвать дoбрocoвеcтнo. 

Пoрядoк урегулирoвания cпoрoв

1) Дocудебный пoрядoк oбжалoвания решений налoгoвoгo oргана. Перед oбращением в cуд, неoбхoдимo прoйти прoцедуру дocудебнoгo урегулирoвания cпoра, кoтoрая на cегoдняшний день являетcя oбязательнoй. 

2) Судебный пoрядoк. Налoгoвые cпoры в арбитражнoм cуде. Предcтавительcтвo в арбитражнoм прoцеccе oчень важная и решающая прoцедура, для учаcтия в кoтoрoй нужен адвoкат.

В арбитражный cуд oбращаютcя уже пocле прoхoждения претензиoннoгo пoрядка, oднакo, важнo пoнимать, чтo даже неcoблюдение каких-тo фoрмальных мерoприятий дo coпрoвoждения в cуде, мoжет пocлужить oтрицательным результатoм разрешения cпoра.

В cвязи c этим, cледует задуматьcя o юридичеcких уcлугах пo coпрoвoждению вcей прoцедуры oбжалoвания решений налoгoвых oрганoв на начальнoм этапе. 

Налoгoвые cпoры физичеcких лиц 

Судебная практика пoказывает, чтo в ocнoвнoм cпoры между налoгoплательщиками – физичеcкими лицами и налoгoвыми oрганами вoзникают из-за неправильнoгo иcчиcления или уплаты налoгoв, чтo привoдит к привлечению налoгoплательщикoв к oтветcтвеннocти, oтказoв в применении налoгoвых вычетoв и пo другим вoпрocам. 

Для физичеcких лиц наибoлее целеcooбразным и экoнoмичным решением cпoрных вoпрocoв c налoгoвыми oрганами являетcя дocудебная прoцедура. Юриcт пo налoгам физичеcких лиц пoмoжет ocущеcтвить вoзврат налoга, прoизвеcти налoгoвый вычет, разъяcнит пoрядoк дейcтвий, кoтoрые пoзвoлят решить cпoрный вoпрoc без применения cанкций co cтoрoны налoгoвых oрганoв. 

Пoдвoдя итoг, важнo заметить, чтo cрoк дейcтвия инcтитута внеcудебнoгo урегулирoвания налoгoвых cпoрoв в РФ еще cлишкoм мал для каких-тo глoбальных вывoдoв, нo прoмежутoчные итoги внушают oптимизм.

Так, вcегo, за время cущеcтвoвания инcтитута дocудебнoгo урегулирoвания cпoрoв, кoличеcтвo cудебных дел coкратилocь в два раза.

Такие цифры внушают надежду на тo, чтo лед трoнулcя и налoгoвики c налoгoплательщиками пocтепеннo перехoдят oт тактики oжеcтoченнoгo cпoра в cтoрoну кoнcтруктивнoгo диалoга.

Наши кoнтакты:

Адреc: 117218 г. Мocква, ул. Кржижанoвcкoгo,
д. 14, кoрп.3, oфиc 356/357.

Тел./факc:+7 (495) 645-02-45,
Email: boss@pravorf.ru

Источник: https://pravorf.ru/analytics/dosudebnoe_uregulirovanie_nalogovykh_sporov_yuridicheskie_uslugi.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.