+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Собственник груза не является стороной договора перевозки. Как возместить убытки, если товар был поврежден или утрачен

Содержание

За что отвечает перевозчик, грузоотправитель и экспедитор?

Собственник груза не является стороной договора перевозки. Как возместить убытки, если товар был поврежден или утрачен

  1. Перевозчик заплатит за потерю груза, даже если не виноват
  2. Перевозчик будет платить, даже если нельзя установить реальный ущерб
  3. Грузоотправитель не отвечает за неточную массу груза в пределах погрешности
  4. Экспедитор заплатит за потерю груза, если он же его и перевозит
  5. Экспедитор не отвечает за груз, если он только агент грузоотправителя
  6. Отправитель может приостановить срок исковой давности, если направит претензию
  7. Экспедитор обязан предъявить иск к перевозчику в сокращенный срок

Перевозчик заплатит за потерю груза, даже если не виноват

В пути часть груза потерялась или сломалась. Бывает, что товар полностью испортился. В этих случаях перевозчик должен платить вне зависимости от того, виноват он или нет. Перевозчик обязан возместить ущерб даже за случайное причинение вреда. Например, если товар сломался в результате ДТП.

Компания приняла к перевозке груз общества. В дороге машина попала в аварию, груз был поврежден. В этом ДТП виновником признали не перевозчика, а третье лицо — водителя, который въехал в грузовик с перевозимым товаром.

Общество подало иск к компании о возмещении вреда. Все три инстанции поддержали истца. Суды решили, что в данном деле перевозчик не мог не знать о рисках, которые связаны с авариями. Дорожно-транспортное происшествие можно предвидеть, поэтому ответчик несет риск убытков от аварии.

Суд может освободить профессионального перевозчика от ответственности, если недостача или повреждение груза произошли из-за чрезвычайных обстоятельств, которые объективно нельзя было предвидеть и предотвратить.

На практике суды чаще не поддерживают перевозчиков. Например, суды не считают кражу товара событием, которое перевозчик не мог предотвратить.

В одном из дел суды заставили платить транспортную компанию, у которой в процессе перевозки неизвестные лица похитили груз. В другом споре перевозчик указал, что не мог повлиять на порчу груза, так как у него загорелся автомобиль.

Суд обязал перевозчика возместить вред, так как возгорание машины — это обычный риск предпринимателя.

Грузоотправитель передал товар в бракованной упаковке. Из-за этого в пути часть груза испортилась. За такой недостаток товара перевозчик ответственности не несет. Здесь работает правило: компания, которая занимается перевозкой, не должна возмещать убытки за утрату, недостачу или порчу товаров, если отправитель плохо упаковал груз.

Президиум ВС привел пример, когда перевозчик не платит за повреждение груза. Компании заключили договор перевозки, по которому надо было доставить легковые машины на открытых автовозах.

В дороге один автомобиль получил повреждения — в ветровое стекло попал камень. Грузоотправитель подал иск. Суды встали на сторону перевозчика.

Транспортная компания доказала, что наличие упаковки исключило бы возникшие повреждения.

По общему правилу риск ненадлежащей упаковки груза лежит на грузоотправителе, если только в договоре стороны не прописали обязанность перевозчика упаковать товар. Отправитель обязан подготовить товар таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза.

Перевозчик будет платить, даже если нельзя установить реальный ущерб

Кассация встала на сторону грузоотправителя. Если в транспортных документах не указана стоимость груза, это не освобождает перевозчика от ответственности. Суд обязан определить размер убытков с учетом всех обстоятельств дела.

Грузоотправитель не отвечает за неточную массу груза в пределах погрешности

Если отправитель груза по железной дороге занизил массу товара, перевозчик вправе взыскать с него неустойку. Перевозчик вправе сделать это в двух случаях — если из-за искажения уменьшилась стоимость перевозки или вагон был перегружен. Отправитель может не платить штраф, если докажет, что масса груза искажена с учетом допустимой погрешности.

Например, перевозчик принял к перевозке вагон с распиленными бревнами. Отправитель определил массу груза по обмеру. На станции отправления перевозчик взвесил вагон на контрольных весах и решил, что груз весит больше. Перевозчик потребовал неустойку.

Первая и вторая инстанции удовлетворили иск. Они сослались на международное соглашение, по которому перевозчик отвечает за недостачу груза, если она превышает 0,2 процента от его массы. Эта же цифра — допустимая погрешность при взвешивании груза.

Верховный суд отправил дело на пересмотр. Он указал, что международное соглашение нельзя толковать расширительно. Допустимая погрешность — не абсолютная величина, она может меняться. Стороны должны были доказать ее размер с учетом коммерческих обычаев, свойств груза и обстоятельств перевозки.

Если отправитель занизил массу груза за рамками погрешности, придется платить неустойку. Размер неустойки — пятикратная плата за перевозку. Но суд может уменьшить штраф, если сумма явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Грузоотправитель неправильно указал в транспортной накладной массу груза. В результате была не только искажена реальная масса товара, но и превышена предельная грузоподъемность вагона.

За каждое из этих двух нарушений перевозчик решил взыскать санкции с отправителя. Он подал иск о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности вагона и за искажение сведений в транспортной накладной — всего 897 тыс. руб.

Ответчик попросил снизить неустойку.

Суды удовлетворили исковые требования частично и снизили неустойку до 538 тыс. руб. Они приняли доводы ответчика о том, что перевозчик не понес убытки из-за перегруза, а излишки товара выгрузили сразу после перевески.

Экспедитор заплатит за потерю груза, если он же его и перевозит

Отправитель вправе взыскать деньги за утрату, недостачу или повреждение груза с экспедитора. Условие — если экспедитор перевозил груз собственным транспортом, выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика.

Президиум привел пример в обзоре. Стороны заключили договор транспортной экспедиции.

Компания обязалась лично или с привлечением третьих лиц обеспечивать доставку груза общества автомобильным транспортом.

В ответ на заявку клиента компания сообщила, когда приедет автомобиль под управлением определенного водителя, чтобы принять груз. Водитель пропал вместе с грузом. Общество подало иск к компании.

Первая инстанция отказала. Экспедитор обязан организовать перевозку груза и не отвечает за его утрату, которая возникла по вине перевозчика. Так же решила и апелляция.

Кассация направила дело на новое рассмотрение. Общество не согласовывало кандидатуры конкретных перевозчиков. Цена услуг экспедитора сопоставима с рыночными.

На сайте экспедитора в интернете, через который был заключен договор, указано, что компания обеспечивает доставку груза. При этом ответчик указал клиенту конкретного водителя.

Таким образом, компания приняла на себя обязательство по доставке груза и отвечает за его утрату при перевозке.

Экспедитор не отвечает за груз, если он только агент грузоотправителя

С экспедитора нельзя взыскать убытки за утрату, недостачу или порчу груза перевозчиком, если по договору он является лишь агентом отправителя. Из этого правила есть исключения: экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.

Экспедитор обязан предъявить иск к перевозчику в сокращенный срок

Источник: https://pravx.ru/stati/za-chto-otvechaet-perevozchik-gruzootpr/

Транспортная компания испортила/потеряла груз: что делать. Составляем претензию к транспортной компании

Собственник груза не является стороной договора перевозки. Как возместить убытки, если товар был поврежден или утрачен

Ситуации, когда транспортная компания теряет или портит груз, к сожалению, нередки. Причин тому много: халатность персонала, неотлаженные процедуры хранения, транспортировки и передачи грузов, а также независящие от компании-перевозчика обстоятельства (стихийные бедствия, аварии и т.п.).

Какой бы ни была причина, итог один — груз получателю доходит в ненадлежащем виде или не доходит вовсе.

Что делать в этих случаях, какие действия предпринимать и какие могут быть варианты развития событий, разберем ниже.

Какие документы регламентируют ответственность транспортной компании по утере, порче груза

Один из самых главных документов — Гражданский кодекс РФ. В частности, порядок взаимодействия с перевозчиком по поводу утери и порчи перевозимого груза описан в статьях 796 и 797.

Перевозки груза на автотранспорте регламентирует «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», утвержденный федеральным законом РФ № 259-ФЗ в 2007 году (далее — УАТ РФ),

В случае с международными перевозками действует «Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом» (она же КДПГ).

Помимо указанных документов, ответственность участников сделок помогут определить заключенные договора на оказание услуг между компанией-перевозчиком и грузоотправителем.

Юридические основы для решений споров по задержке доставки, порче или утрате грузов

Споры, связанные с взаимодействием юридических лиц, в том числе и касательно порчи, утраты грузов во время перевозок и ответственного хранения, решают арбитражные суды.

Для того, чтобы не переписывать полностью или не цитировать тексты действующих документов и законов, обозначим основные аспекты, позволяющие истцу претендовать на возмещение (компенсацию) стоимости утерянных или испорченных грузов транспортной компанией.

  1. Необходимость доказывать невиновность лежит на компании-перевозчике. Это значит, что для суда при обращении истца (компании-страхователя груза, отправителя или получателя) перевозчик остается главным ответчиком, только если не докажет обратного.
  2. Снять обязательства по уплате штрафов, возмещений и т.п. суд может только после доказательства компанией-перевозчиком факта, подтверждающего, что ситуация возникла по неустранимым и непреодолимым причинам, независящим от ответчика. К таким фактам могут относиться всевозможные форс-мажоры: наводнения, землетрясения, другие стихийные бедствия, аварии по вине третьих лиц и др.
  3. Для того, чтобы суд признал факт передачи груза под ответственность перевозчика, у обвинителя в обязательном порядке должен иметься документ, подтверждающий переуступку товарно-материальных ценностей. Иными словами, без подписи о том, что перевозчик принял груз под свою ответственность, дело может развалиться как безосновательное.
  4. Подача исков ограничена жесткими сроками — один год с момента обнаружения факта недовоза или порчи (точный момент отсчета регламентируют соответствующие кодексы и уставы, в зависимости от типа транспорта и условий перевозки).

Если говорить о размерах компенсаций, то документами установлены следующие положения:

  • если испорчена часть груза, то перевозчик компенсирует разницу, равную размеру ущерба, то есть сумму уценки товара в результате его порчи. Если же товар нельзя восстановить (полученные дефекты неустранимы), то оплачивается полная стоимость испорченного груза (не всей партии, а только того товара, который восстановить нельзя);
  • в случае утраты компенсируется полная стоимость груза (тех позиций, что были утеряны);
  • если у груза была объявлена фиксированная стоимость, то компенсации производится согласно последней;
  • помимо возмещений по порче или утере груза, перевозчик обязан вернуть стоимость за свои услуги, если они были обозначены отдельной суммой (не входит в стоимость груза).

Порядок действий по истребованию

Часто происходит так, что согласно договору поставки между перевозчиком и грузополучателем (отправителем) прописывается обязательное условие осмотра и проверки товара при его сдаче, а также при его получении.

Однако, для ускорения процедур приемки грузополучатели не убеждаются в качестве перевезенного груза и подписывают акт передачи. Такое случается сплошь и рядом. А зря.

Таким образом, получатель берет на себя всю ответственность, даже если позже выяснится, что груз в процессе транспортировки был поврежден, частично утерян и т.п. Доказать свою правоту скорее всего не получится.

Как же действовать в ситуациях приемки и отправки, чтобы максимально обезопасить себя от неоправданных рисков?

  1. Ввиду того, что возможная компенсация за испорченный или недовезенный товар будет исчисляться в первую очередь из его обозначенной заранее стоимости, для минимизации издержек и необходимости доказывания действительной цены груза необходимо точно и явно указывать его стоимость.
  2. Для того, чтобы ваша сделка с компанией-перевозчиком была официальной, нужно в обязательном порядке заключать договор на оказание услуг со всеми необходимыми разделами и четко, недвусмысленно прописанными процедурами передачи/приемки грузов.
  3. Если груз особо важен и ценен — застрахуйте его перед отправкой.
  4. Груз (товар) должен быть документально передан под ответственность перевозчику (должен существовать подписанный обеими сторонами акт, накладная).
  5. При приеме товар в обязательном порядке осматривается грузополучателем. Акт или накладная о получении товара/груза подписывается только в том случае, если груз не пострадал, пришел без недостачи, в том виде, в котором он был сдан на транспортировку.
  6. Если обнаруживается недостача или порча груза, составляется соответствующий акт, с которым ознакомляется представитель транспортной компании (ответственное лицо). Именно этот документ будет служить основой для последующих действий по получению компенсаций. Для оценки ущерба лучше всего пригласить независимое лицо, например, эксперта из торговой палаты вашего города. К слову, представитель перевозчика может отказаться от подписания акта, тогда документ составляется в одностороннем порядке. В самих сопроводительных документах подпись о приемке ставится только с указанием того, что была обнаружена недостача/повреждение груза, которые детально описаны в акте (никаких стандартных реквизитов для этого не предусмотрено, это может быть короткая запись от руки, например, «Был составлен акт о повреждениях/недостаче №__», если такого поля не предусмотрено в сопроводительных документах).
  7. Спор по сложившейся ситуации по недостаче, порче, опоздании в сроках поставки решается в первую очередь в досудебном порядке между участниками процесса. Для этого грузополучатель (отправитель) составляет письменное требование в сторону компании-перевозчика (это претензия к транспортной компании), в котором обозначает понесенный ущерб и другие обоснованные требования, подлежащие устранению ответственной стороной. Сроки и порядок подачи претензий описываются в соответствующих уставах и кодексах.
  8. Иск подается в арбитражный суд только в том случае, если перевозчик в полном или частичном объеме отказывается от компенсации в пользу пострадавшей стороны.

Дополнительно

Написание претензии перевозчику — обязательный этап. Если вы сразу обратитесь в суд, то можете получить отказ в делопроизводстве. Четко установленного формата претензии нет, она составляется в свободной форме со всеми необходимыми реквизитами, как для любого делового документа.

Стоит отметить, что если стоимость перевозимого груза не была четко указана в договоре, то расчет суммы компенсации при утере или порче будет производиться на основе аналогичных товаров по месту получения. Последнее необходимо доказать документально.

Если же груз при приеме не досматривался (то есть нет возможности доказать, что перевозился конкретный предмет, стоимость которого можно определить), то транспортная компания с большой степенью вероятности выплатит компенсацию из расчета веса (размер компенсации за килограмм может определяться в договоре).

Даже если вы застраховали груз, в случае его утраты можно остаться без компенсации ввиду стечения следующих обстоятельств:

  1. случай утери, порчи не будет определен в договоре страхования;
  2. повреждение груза или его пропажа вызваны независящими от перевозчика причинами.

В этих случаях суд может занять сторону ответчиков. Для подачи правильного судебного иска лучше всего ознакомиться с судебной практикой по ситуациям, схожей с вашей. Тогда вероятность успешного исхода дела будет значительно выше.

Источник: https://MainMine.ru/transportnye-kompanii/info/cargo-corruption

Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза

Собственник груза не является стороной договора перевозки. Как возместить убытки, если товар был поврежден или утрачен

Далеко не всегда продавец берет на себя обязанности по доставке проданного товара до склада покупателя. И далеко не каждый покупатель располагает собственным автопарком, чтобы перевезти купленный товар самостоятельно.

В этой ситуации товар обычно перевозит транспортная организация. Соответственно, и за груз во время перевозки отвечает она.

Чем эта ответственность обернется для бухгалтера организации-покупателя, если при перевозке с грузом в пути что-то случится? Давайте разбираться.

Прежде чем перейти к вопросам налогообложения и документального оформления ситуаций, когда с грузом при перевозке произошли какие-то неприятности, нужно несколько слов сказать о правовых последствиях. Тут надо помнить, что взаимоотношения перевозчика и владельца груза (в нашем случае — покупателя) регулируются Гражданским кодексом.

Согласно ему, ответственность за сохранность груза во время перевозки несет перевозчик (ст. 796 ГК РФ). Именно он отвечает как за утрату, так и за повреждение груза во время перевозки.

Единственный случай, когда ответственность с перевозчика снимается — это наличие доказательств того, что повреждение или утрата груза произошли из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранить. Об этом говорится в той же статье 796 ГК РФ.

Итак, ответственное лицо известно.

В чем же заключается суть ответственности? По ГК РФ при повреждении груза перевозчик обязан возместить владельцу груза сумму, на которую понизилась стоимость груза (вплоть до полной его стоимости, если повреждение привело к невозможности использования груза по назначению). При утрате (в том числе частичной) груза перевозчик должен возместить владельцу груза стоимость утраченного (недостающего) груза.

Дополнительно Гражданский кодекс возлагает на перевозчика обязанность вернуть грузовладельцу плату за перевозку в той части, которая приходится на перевозку утраченного груза (ст. 796 ГК РФ).

Фиксируем факт недостачи

Итак, с общими положениями законодательства о том, кто, за что и в каком размере отвечает при перевозках, мы разобрались. Перейдем теперь непосредственно к ситуации, когда по прибытии груза к покупателю выясняется, что доставлено меньшее количество товара, чем было отправлено. Какие действия должен совершить бухгалтер в такой ситуации?

Сначала нужно зафиксировать факт недостачи. Обычно это делается актом по форме № ТОРГ-2, а если товар импортный, то по форме № ТОРГ-3 (обе формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132). При этом ТОРГ-2 составляется в четырех подлинных экземплярах, а ТОРГ-3 — в пяти.

Также надо иметь в виду, что в зависимости от вида транспорта, которым осуществлялась перевозка, законодательством (в частности, транспортными Уставами) могут быть установлены дополнительные требования к документальному оформлению случаев частичной утраты груза в пути. Наконец, особенности оформления могут содержаться и в договоре перевозки.

Поэтому к данной работе лучше сразу подключить юристов.

После того, как акт составлен и подписан всеми членами комиссии (в том числе, главбухом организации-покупателя) и представителем компании-перевозчика (не забудьте проверить его доверенность на подписание подобных документов, а также снять с нее копию), руководитель компании-покупателя должен утвердить этот акт и принять на его основании решение о дальнейших действиях.

На этом документальное оформление факта недостачи груза можно считать завершенным.

Составляем претензию и идем в суд

Согласно разъяснениям по заполнению акта № ТОРГ-2, которое приведено в постановлении Госкомстата № 132, этот акт является основанием для выставления претензии перевозчику. Таким образом, стандартный алгоритм предполагает, что на основании ТОРГ-2 будет составлен документ под названием «претензия», который направляется перевозчику.

В претензии нужно кратко описать сложившуюся ситуацию.

То есть указать, какой груз, на основании какого договора и каких отгрузочных документов перевозился, когда и кем была выявлена недостача, каким документом она зафиксирована.

Далее приводится расчет суммы компенсации, на которую рассчитывает покупатель. Напомним, что она состоит из стоимости утраченного груза и стоимости перевозки, приходящейся на потерянную часть груза.

В заключительной части претензии четко указываем свое требование (в такой-то срок перечислить на расчетный счет организации такую-то сумму). Обратите внимание, что законом на рассмотрение претензии перевозчику отведено 30 календарных дней (п. 2 ст. 797 ГК РФ). Поэтому устанавливать в претензии меньший срок нельзя.

Подготовленную таким образом претензию нужно подписать у руководителя организации, заверить печатью и передать представителям перевозчика (лично или по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении).

В дальнейшем, если перевозчик не удовлетворит претензию в отведенные сроки, компания получает возможность обратиться с соответствующим иском в суд.

Обратите внимание, что для договора перевозки порядок действий установлен именно такой: сначала обязательно нужно направить претензию и только после того, как она осталась неудовлетворенной (полностью или частично), можно обращаться в суд (п. 1 ст. 797 ГК РФ).

Это значит, что к иску в суд надо будет приложить как копию претензии, так и копии документов, подтверждающих ее вручение перевозчику (подп. 7 п. 1 ст. 126 АПК РФ).

Налоги при недостаче

Перейдем теперь к вопросу о том, что произойдет с налогами, если перевозчик доставит вам только часть товара.

НДС по полученному товару принимается к вычету только в той части, которая реально оприходована. Ведь по утраченному грузу не выполняется одно из условий применения налогового вычета — принятие товара на учет (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ). Соответственно, при удовлетворении претензии стоимость утраченного товара будет возмещена покупателю также с учетом налога.

Поскольку стоимость перевозки тоже будет снижена, аналогичным образом необходимо будет скорректировать суммы, принимаемые к вычету и по данной услуге.

Такая корректировка обойдется без уточненных деклараций, поскольку на учет в данном случае будет приниматься услуга по перевозке только части груза, т.е. сумма вычета изначально будет меньшей.

Обязательно проследите за тем, чтобы перевозчик по результатам рассмотрения претензии (если она удовлетворена) выставил правильный счет-фактуру.

Таким образом, составление акта по форме № ТОРГ-2 для бухгалтера означает, что вычеты как по перевозимому товару, так и по самой перевозке надо скорректировать, отражая в декларациях не полные суммы, а суммы, за минусом тех, что указаны в претензии к перевозчику.

По налогу на прибыль также возникают дополнительные операции. Так, сумма ущерба, которую обязан возместить перевозчик, для нашего покупателя будет внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ).

Но при этом в доходы, на наш взгляд, нужно ставить сумму компенсации за вычетом стоимости потерянного при перевозке груза.

Ведь в этой части компенсация не влечет для налогоплательщика экономической выгоды, а значит, и дохода (ст. 41 НК РФ).

Несколько проще обстоит дело с учетом в расходах суммы оплаты за перевозку. Она, напомним, должна быть уменьшена пропорционально потерянному грузу. Но для целей налога на прибыль это уменьшение не повлечет каких-то дополнительных действий со стороны бухгалтера. Ведь если перевозка оплачивается «по факту», то в расходы сразу попадет уже уменьшенная сумма.

Если же услуги были оплачены авансом, то ситуация также не изменится — авансы в расходах не учитываются (п. 14 ст. 270, подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ). Поэтому и тут в расходы будет включена только согласованная сторонами сумма. А перевозчик должен будет вернуть покупателю часть уплаченного раньше аванса. Эта сумма, естественно, доходом являться не будет (ст.

41 НК РФ).

Особый случай — естественная убыль

В заключение рассмотрим еще одну ситуацию. Перевозчик привез груз в меньшем количестве, чем ему было передано по накладной, однако выявленная разница находится в пределах норм естественной убыли при перевозке. Как поступать в такой ситуации? Оформлять ли ТОРГ-2? Составлять ли претензию? И что будет с налогами?

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2012/11/6645

Утрата груза перевозчиком, 6 рекомендаций как вернуть деньги за груз + претензия о возмещении стоимости утраченного груза и образец искового заявления

Собственник груза не является стороной договора перевозки. Как возместить убытки, если товар был поврежден или утрачен

Большинство представителей бизнеса доставляют товар покупателю или получают его для себя с помощью услуг автомобильного транспорта. Однако часто в силу разных причин происходит утрата груза. Она причиняет убытки, как грузоотправителю, так и его получателю.

Если уж такая ситуация произошла, то следует заручиться квалифицированной юридической поддержкой.

Поэтому в данной статье мы расскажем об ответственности перевозчика за утрату груза и как правильно оформить недостачу груза при приёмке. А также вы получите полезные рекомендации о том, как действовать, чтобы вернуть деньги за груз.

Обратимся к нормам законодательства. В частности, это ГК РФ, а именно его положения в части перевозки. Также для некоторых видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного) существуют свои уставы. Они устанавливают виды ответственности для транспортной организации, включая и штрафные санкции.

Однако, если дело касается международных перевозок, то полезно изучить и договора, заключённые РФ с соответствующими странами.

Следует также использовать и материалы судебной практики. Особенно это касается решений Верховного Суда РФ. Они являются негласными прецедентами для нижестоящих инстанций.

За сохранность груза по законодательству отвечает перевозчик или экспедитор. Именно с них осуществляется возврат стоимости груза в суде. При этой процедуре следует ориентироваться и в нормах процессуального законодательства.

Ответственность перевозчика за утрату, утерю, хищение и повреждение груза

Статья 796 ГК РФ определяет презумпцию ответственности транспортной компании за утрату (утерю) груза.

Повреждение груза в результате ДТП, кто несёт ответственность

В случае с дорожной аварией на территории РФ отвечать за имущество придётся перевозчику вне зависимости от наличия у него вины в ДТП. Если машина транспортной компании не виновата в инциденте, то перевозчик получает право на регрессные требования к виновнику.

Если груз был похищен

Кражи имущества в пути сегодня обычное дело. И если такое произошло с вверенным грузом, отвечать перед его получателем все равно перевозчику. При этом транспортной компании необходимо не откладывая написать заявление о случившемся в правоохранительные органы.

Избежать санкций перевозчику удастся только в том случае, если он в суде убедительно докажет, что утрата груза стала следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс– мажора).

Оформление утраты и недостачи груза грузополучателем

Чтобы взыскать ущерб, причинённый потерей груза, важно правильно составить все документы.

Первым из них является акт утраты или недостачи груза при перевозке.Он составляется с участием уполномоченных представителей транспортной компании и грузополучателя.

Акт составляется в тот же день, когда прибыл груз. В виде исключения допускается оформить документ на следующие сутки.

Бывает так, что водитель перевозчика или иной его представитель не захочет поставить свою подпись под актом. В таком случае получатель оформляет его в одностороннем порядке с обязательным извещением об это представителей транспортной компании.

Часто груз нельзя посчитать в единицах (например, это касается сыпучих продуктов). В этом случае определяется недостача груза по массе. Для этого предусмотрены специальные процедуры взвешивания.

Если имела место недостача груза по количеству, то в акте указывается количество недостающих единиц, ящиков, упаковок и так далее. Чтобы было понятно, как выглядит документ, мы предлагаем здесь скачать образец акта о недостаче груза при перевозке.  

Куда обращаться, если груз был застрахован

Часто перемещаемое имущество страхуется. Поэтому возникает закономерный вопрос, что делать, если произошла утеря застрахованного груза. В этом случае следует обращаться к страховой компании, которая выдала полис.

К заявлению следует приложить все документы, составленные по недостаче. В дальнейшем страховщик взыщет все издержки с перевозчика или иного виновника утери груза.

Как получить деньги за утраченный груз: пишем претензию и обращаемся в суд

Снова вернёмся к ГК РФ. В нём указано о том, что перед тем, как придёт время обращения в суд, должно осуществиться досудебное урегулирование спора. Оно заключается в предъявлении претензии перевозчику.

С этим затягивать не стоит, поскольку исковая давность по утраченному грузу составляет только один год с момента выявления соответствующего факта. Кроме того, стоит сделать также поправку и на месячный срок, в рамках которого рассматривается претензия к перевозчику за утрату груза.

Требования к перевозчику о возмещении груза

Они могут заключаться как в предоставлении такого же имущества, так и о возмещении его стоимости. Важно при этом сослаться на все документы.

Если же утрата груза дополнительно причинила его получателю ещё и материальный ущерб, то в претензии можно заявить и о нём. Но следует в любом случае обосновать признание груза утраченным.

Чтобы получить более полное представление о том, как выглядит претензия о возмещении стоимости утраченного груза, мы предлагаем бесплатно скачать примерный образец обращения к перевозчику. В него, естественно, каждый пострадавший получатель груза может внести собственные коррективы.

Возврат стоимости груза в судебном порядке

Это происходит посредством подачи иска в арбитражный суд. Если говорить о спорах по перевозке, то здесь действует исключительная подсудность. Она предполагает, что иск предъявляется всегда по месту расположения перевозчика.

В нём описываются обстоятельства, при которых была обнаружена утеря груза. Дальше следует ссылка на документы, обосновывающие не только факт утраты имущества, но и величину нанесённого ущерба.

Нужно также описать и сведения о до арбитражном урегулировании существующего конфликта.

К иску должны быть приложены и необходимые документы.

Вот их основной список:

  1. Копия договора перевозки (его можно получить у отправителя)
  2. Товаро сопроводительные документы на груз
  3. Акт об утере имущества
  4. Копия претензии перевозчику и ответа на неё

Не нужно также забыть и о госпошлине. Она уплачивается в процентах от общей величины заявленных требований.

Чтобы понимать, как должно выглядеть исковое заявление о взыскании стоимости утраченного груза, мы предлагаем скачать его образец, который актуален в 2017 году.

Как вернуть стоимость утраченного груза при перевозке: 6 рекомендаций, которые нужно знать

Ниже мы предоставим порядок действий, которые необходимо совершить в том случае, когда необходимо возместить ущерб за утраченный груз.

Юридическая консультация

Это первый шаг, который нужно предпринять для восстановления своих прав. Юрист может дать как устные, так и письменные советы.

В частности, специалист отдельный акцент сделает на том, когда груз считается утраченным. Так, по законодательству груз считается утраченным по истечении 30 дней от планируемой даты его передачи получателю. Данные правила действуют при перевозке грузов железной дорогой.

Кроме того, юрист изучит документы, которые уже были составлены ранее. На основе полученной информации специалист подскажет, как правильно действовать клиенту.

Претензионный порядок

Пред тем, как будет подан иск о взыскании стоимости утраченного груза, к транспортной компании необходимо обратиться с претензией. Её предъявление обусловлено как требованиями ГК РФ, так и нормами процессуального законодательства по арбитражному судопроизводству.

Начать судебный процесс можно будет в том случае, если перевозчик не предоставил ответ на претензию в установленный срок или же отклонил требования, содержащиеся в ней.

Обращение с иском в суд

Он подаётся в арбитраж по месту нахождения перевозчика. В нём следует указать все сведения о договоре перевозки, обстоятельства утраты груза и их документальное подтверждение.

Также стоит привести и обоснованный расчёт ущерба. Чем больше будет приложено к заявлению документов, тем выше вероятность выиграть спор с транспортной компанией.

Получение исполнительного листа

Он выдаётся со вступлением в силу решения арбитражного суда. Это происходит в двух случаях: с истечением срока на подачу апелляции или же по итогам её рассмотрения. В любом случае за исполнительным листом следует обращаться в арбитражный орган по первой инстанции.

Обращение в банк

Перед тем, как начинать исполнительное производство, стоит попытаться решить вопрос через банк, обслуживающий перевозчика. Туда следует подать заявление о списании средств с его счета, приложив к нему оригинал исполнительного листа.

И если у транспортной фирмы будут на счетах средства, то они будут переведены на счёт истца (пострадавшей стороны). В противном случае исполнительный лист будет передан взыскателю назад.

Исполнительное производство

Если вариант с банком не привёл к положительному результату, то возмещение стоимости утраченного груза придётся осуществлять с помощью судебных приставов.

Для этого готовится отдельное заявление о начале исполнительного производства. Оно подаётся в орган ФССП по месту нахождения перевозчика.

Далее полезно курировать работу приставов и оказывать им посильное содействие при исполнении судебного решения.

Почему нужно обратиться к юристам

Это следует сделать по нескольким причинам.

Юрист по грузоперевозкам, после изучения всех документов может правильно применить нормы законодательства в досудебном разбирательстве с транспортной компанией и слушании дела в суде.

Изучив детально ситуацию, возьмёт на вооружение материалы судебной практики. Согласитесь, что знание прецедентов может сыграть не последнюю роль в споре с транспортной компанией и другими перевозчиками.

Кроме того, специалист поможет составить все необходимые документы, которые зафиксируют утрату груза. Ведь от правильности их оформления зависит итоговый результат спора.

Также, юрист сможет построить правильную тактику судебного процесса и доказать в ходе него правоту своего клиента. Бывает и так, что специалист должен вступить в уже существующий процесс. Тогда он предварительно ознакомится с делом и сформирует собственную позицию в пользу клиента.

При необходимости юрист по спору с перевозчиком подготовит апелляционную или кассационную жалобу. Если же обжаловать решение намерен перевозчик, то юрист подготовит обоснованные возражения.

Источник: https://yur-usl.ru/perevozka/utrata-gruza-perevozchikom.html

Утеря груза

Собственник груза не является стороной договора перевозки. Как возместить убытки, если товар был поврежден или утрачен

Утеря груза при транспортировке сама по себе очень неприятна и всегда несвоевременна.

Ведь она означает и прямой убыток (груз стоил определенных денег), и недополученную прибыль, и, возможно, штрафные санкции из-за того, что сорваны сроки поставки.

Вдвойне обидно, если не удается либо отыскать груз, либо вернуть финансовые потери за счет возмещения убытков организацией, организовавшей перевозку.

И уж совсем «ни в какие ворота», как говорится, если при разбирательстве в суде виновным в утере груза признают вас самих – и, помимо понесенных убытков, вам придется выплатить судебные издержки, да еще и моральную компенсацию перевозчику, к примеру. А таких случаев в арбитражной практике гораздо больше, чем может показаться человеку, несведущему в логистике.

Что необходимо знать, чтобы в случае возникшей с грузом неприятности, все-таки не остаться в накладе?

Есть в юриспруденции точные положения, которые определяют, кто должен нести ответственность за утраченный (утерянный или поврежденный) при перевозке груз и в каком объеме. Они изложены в статье 796 (главы 40) Гражданского кодекса РФ.

Со статьей каждый может ознакомиться сам, мы же просто напомним, что:

→ В отношении перевозчика узаконена «презумпция виновности», то есть, если груз утерян в период с момента принятия груза к перевозке и до момента сдачи его получателю – именно перевозчик должен доказывать, что утрата произошла из-за обстоятельств, которые перевозчик не мог ни предвидеть, ни предотвратить, ни устранить. Если доказать этого он не сможет – именно он несет ответственность за утерю;

→ Ущерб возмещается в объеме стоимости груза – объявленной (если ценность груза объявлялась при оформлении перевозки) либо фактической (на основе документов купли-продажи или по аналогии с подобными товарами).

При этом, если утрачена лишь часть груза – возмещается стоимость утраченной части.

Но, если без утраченной части, груз становится непригодным (утрачен, к примеру, важный компонент сложного изделия) – возмещается стоимость всего груза.

Все, вроде бы, четко. Но в процессе судебного разбирательства выясняется множество нюансов, которые могут снять ответственность с перевозчика за утерю груза. Чтобы вам – владельцу товара – не остаться и без груза, и без денег, разумнее всего обратиться к опытному юристу по перевозке грузов, который сумеет доказать вину перевозчика (разумеется, если она, действительно есть).

Какие действия следует предпринимать вам при организации перевозки, на что следует обратить особое внимание (наличие договора, указание срока доставки, объема груза и иных условий перевозки), чтобы впоследствии, в арбитражном суде, всегда можно было доказать, что груз был передан перевозчику в полном соответствии с действующими нормами, вы можете прочитать здесь→.

А далее в этой статье мы приведем ряд практических рекомендаций и пример грамотной работы транспортного адвоката (Москва).

 Утеря груза — кто виноват и что делать?

Во-первых, внимание к сопроводительным документам минимизирует возможные негативные последствия от «утери». Если в документах допущена ошибка, приводящая к «недостаче» — не удивляйтесь, если недостача произойдет и в реальности. И ни доказать ее, ни получить страховку будет невозможно, поскольку без документов груза как бы и не существует.

Во-вторых, на ответственные должности подбирайте надежный персонал. Если нерадивый кладовщик доверит печать водителю, чтобы не выходить на мороз или не мокнуть под дождем – вы можете не досчитаться товара, на который у водителя образовались свои виды.

Наконец, в-третьих, достаточно эффективным способом сохранности груза (и свидетельством вины перевозчика в случае его утраты) является совместная с перевозчиком приемка-передача груза.

При этом составляется совместный акт, ведется фото- и видеосъемка. Если выявляются нарушения, немедленно оповещается виновник с требованием нарушение устранить.

Документальный отчет (видеофайл, например) может стать свидетельством допущенного перевозчиком нарушения при разбирательстве в арбитражном суде.

 Вам поможет юрист по грузам!

Если все-таки, несмотря на все предосторожности, утери груза избежать не удалось – доверьтесь опытному юристу по грузам. Он сумеет истребовать с виновника возмещение причиненного вам ущерба.

Как в приведенном ниже реальном случае.

Металлургический завод вывозил лом и негабаритные отходы общим весом более ста тонн, выбрав в качестве перевозчика компанию «РЖД». Но на станции назначения оказалось лишь 35 тонн металлического лома.

Завод предъявил «РЖД» претензию с требованием убыток возместить, но перевозчик ее отклонил. На том основании, что довез, мол, весь груз, который ему отгрузили.

Завод обратился в арбитражный суд – и с помощью адвоката по перевозке грузов – дело выиграл.

На чем основывалась линия защиты?

→ На ответственности перевозчика в соответствии со статьей 796 ГК РФ: компания «РЖД» не сумела предоставить доказательства того, что все меры по предотвращению утери груза были ею предприняты;

→ На обязанности перевозчика сверить массу принимаемого груза с записью в транспортных накладных (ст. 27 и 118 Устава ж/д транспорта – Федерального закона № 18 от 10.01.2003), чего сделано не было;

→ На неосуществлении профессиональным перевозчиком мер по сохранности груза на всем пути следования – в нарушение 309 ст. ГК РФ.

Суд, приняв во внимание доводы адвоката, обязал компанию «РЖД» возместить заводу стоимость утерянного груза в сумме около 600 тысяч рублей.

Если вы, в случае утери или повреждения груза, обратитесь за защитой в нашу компанию – профессиональные юристы приложат все усилия к тому, чтобы убыток был вам безусловно возмещен.

Источник: http://legal21.ru/yuridicheskie-uslugi/transportnyj-yurist-i-advokat/uterya-gruza/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.