+7(499)495-49-41

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Содержание

Внесение участника в РНП при одностороннем расторжении контракта

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке зачастую является единственным и наиболее оптимальным для заказчика способом прекратить договорные отношения с недобросовестным поставщиком и избежать затяжных переписок, переговоров, а, возможно, и судебных разбирательств.

Для участника же одностороннее расторжение контракта влечет за собой ряд серьезных последствий, некоторые из которых способны существенно повлиять на его дальнейшую деятельность:

  • включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП);
  • потеря финансовых средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Последствия одностороннего расторжения контракта для поставщика

Закон о контрактной системе предусматривает несколько способов досрочного прекращения контрактных отношений, среди которых одностороннее расторжение является одной из крайних мер, к которой вынужден прибегнуть заказчик, когда никаких других возможностей достигнуть взаимопонимания с поставщиком уже нет. Участник, контракт с которым был расторгнут в одностороннем порядке, считается недобросовестным.

Для участника закупки односторонний отказ со стороны заказчика – это довольно серьезное событие, влекущее за собой определенные последствия. Прежде всего, согласно части 16 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, поставщик, контракт с которым был расторгнут в одностороннем порядке, вносятся в РНП, в следствии чего он на два года лишится возможности участвовать в государственных и муниципальных закупках.

Не менее значимой может стать потеря денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения контракта. В зависимости от начальной (максимальной) цены и величины установленного размера обеспечения, сумма в денежном выражении может быть очень существенной.

Обязанности заказчика при одностороннем расторжении контракта

На практике заказчики зачастую относятся к одностороннему расторжению контракта не достаточно серьезно.

Они уверены в своей правоте и стремятся как можно скорее избавиться от нерадивого поставщика, напрочь забывая о том, что это не такая простая процедура, как им может показаться на первый взгляд.

Закон обязывает заказчика реализовать целый ряд мероприятий, предусмотренных положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

В контрактной системе заказчик как правило заинтересован в получении качественного товара (работы или услуги), а потому односторонний отказ от исполнения контракта – несомненно, вынужденная мера. Однако, в стремлении наказать недобросовестного поставщика, избавиться от него и заключить новый контракт заказчики забывают о собственных обязательствах.

Между тем, судебная практика показывает, что по причине халатного отношения со стороны заказчиков данная процедура далеко не всегда приводит к включению недобросовестного участника в РНП.

Закон предусматривает строгий порядок и сроки принятия решения об одностороннем расторжении контракта, его публикации в единой информационной системе, условиях отмены и т.д.

Одним из наиболее значимых этапов с точки зрения судебной практики является процедура уведомления участника закупки об одностороннем отказе заказчика от контрактных обязательств.

Несоблюдение именного этого требования зачастую является причиной для отказа во включении поставщика в РНП.

Уведомление поставщика об одностороннем расторжении контракта

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик не позднее трех рабочих дней с даты принятия такого решения обязан направить его копию поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении, а также телеграммой, факсом или e-mail. Важно помнить, что использовать следует лишь те контактные данные и адреса, которые были прописаны в подписанном контракте.

Использование каких-либо иных способов, не позволяющих зафиксировать факт уведомления или нарушение установленных сроков трактуется как ненадлежащее уведомление поставщика.

Что это может означать на практике? С точки зрения судебной практики, поскольку поставщик не уведомлен надлежащим образом (или не уведомлен вовсе), он может не знать о факте одностороннего расторжения контракта заказчиком и наличии у него каких-либо претензий. А значит, поставщик лишен возможности исправить ситуацию и устранить нарушения, при том, что такое право закреплено за ним законом.

Последствия ненадлежащего уведомления об одностороннем расторжении контракта

Исходя из вышесказанного, даже если поставщик действительно оказался недобросовестным, но заказчиком не были соблюдены предусмотренные законом требования процедуры одностороннего расторжения контракта, в частности надлежащего уведомления, такой поставщик не только не попадет в РНП, но и может подать встречный иск о противоправных действиях заказчика.

В данном случае неправомерные действия будут выражены в нарушениях требований закона о госзакупках в части одностороннего расторжения контракта, а также лишении участника закупки возможности своевременно исправить нарушения и исполнить требования контракта в полном объеме.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: http://good-tender.ru/poleznye-stati/505-vnesenie-uchastnika-v-rnp-pri-odnostoronnem-rastorzhenii-kontrakta

Односторонний отказ от исполнения контракта 44 ФЗ

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Разберемся, возможно ли одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком, и как это сделать.

Процесс проведения закупки начинается с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. Но факт заключения контракта не означает, что он будет успешно исполнен.

Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и победителя, и каждый участник договора может быть не согласен с выдвинутыми в его адрес претензиями. Можно обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне.

Поэтому важно знать, что еще можно предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ.

В соответствии со ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено в случаях:

  • по решению суда;
  • расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ;
  • односторонний отказ.

Причины одностороннего отказа

В одностороннем порядке расторжение контракта допускается по 44-ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа.

В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

  • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
  • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
  • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация.

Односторонний отказ по инициативе заказчика

Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч. 12 ст. 95).

Скачать

Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения. Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС.

Скачать

Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п. 26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика.

Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене.

Имейте в виду, что это правило действует только один раз.

Скачать

Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Скачать

Одностороннее расторжение по инициативе поставщика

Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.

Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора.

При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ.

Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

Источник: https://goscontract.info/kontrakt/odnostoronny-otkaz-ot-ispolneniya-kontrakta-44-fz

Расторжение контракта по 44-ФЗ – случаи и порядок

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона.

Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение –  ГК РФ).

Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ. 

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта.

В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке.

Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать – совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта.

На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор.

Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием. Существенность обстоятельств – довольно субъективный критерий.

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию – это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ.

Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС.

Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.

Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.

Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут – это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке. 

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт.

Делается это любым способом, главное – чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте).

С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого “провинившаяся” сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны “рассчитаться” за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг. 

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

ПричинаЧем регламентируется
1Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ. Просрочки должны быть зафиксированы два и более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
2Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более разПункт 3 статья 523 ГК РФ
3Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов)Пункт 1 статья 719 ГК РФ
4Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке.Пункт 6 статья 709 ГК РФ

Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков

Причина Чем регламентируется
1Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
2Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку.Пункт 2 статья 480 ГК РФ
3Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
4Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график.Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ
5Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности.Пункт 3 статья 723 ГК РФ
6Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44.Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44
7Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядке

Тут, конечно, законодательство несколько несправедливо. Штрафные санкции, предусмотренные контрактом, накладываются на обе стороны. А вот в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении закона попадает только одна сторона – не сложно догадаться какая. Реестра недобросовестных заказчиков, увы, не существует. Хотя для многих он мог бы быть полезен.

Расторжение контракта в судебном порядке

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут придти к обоюдному согласию. 

Что влечет за собой расторжение контракта через суд. Если суд принял решение о расторжении контракта по вине поставщика/подрядчика/исполнителя, то данные о нем наверняка будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций. 

Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.

Как избежать нежелательных последствий при расторжении контракта

Главное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика – заключать его только тогда, когда уверен в своих силах. И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием. 

Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться! Согласие между сторонами – идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий. 

И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.

Источник: http://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/76-rastorzhenie-kontrakta-po-44-fz-sluchai-i-poryadok

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Если будет обнаружена недобросовестность участника закупки, заключившего госконтракт, госзаказчик обязан расторгнуть соглашение.

В части 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.

13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ) предусмотрены случаи, когда госзаказчик обязан расторгнуть уже заключенный контракт.

Причиной расторжения может стать недобросовестное поведение компаний, выигравших торги, такое поведение грозит им потерей контракта, а также включением в реестр недобросовестных поставщиков.

О госконтракте:

Несоответствие участника закупки требованиям госконтракта

Недобросовестность компании может проявиться в том, что она изначально не соответствовала установленным требованиям, но участвовала в торгах.

Если уже после заключения контракта, то есть в ходе его исполнения, госзаказчик узнает, что выигравший участник закупки не соответствовал требованиям, предусмотренным извещением о проведении запроса котировок, документации о закупке, то он обязан отказаться от этого контракта (ч. 15 ст. 95 закона № 44-ФЗ).

К примеру, если окажется, что победивший участник закупки числится в реестре недобросовестных поставщиков или у него отсутствует лицензия на выполнение определенных работ, при этом в конкурсной документации содержалось требование об отсутствии в реестре или о наличии лицензии.

А вот если госзаказчик решит отказаться от контракта из-за того, что компания оказалась в реестре недобросовестных поставщиков уже после заключения контракта, то это будет нарушением с его стороны (п. 1 письма ФАС России от 06.

08.15 № АЦ/40483/15). Такой отказ компания сможет оспорить в суде. Однако есть риск, что за время оспаривания отказа госзаказчик проведет новые торги, заключит контракт и победитель повторных торгов успеет исполнить обязательства.

Например, компания выиграла электронный аукцион на ремонт дорог и в июле 2013 года заключила контракт с городской администрацией. А в ноябре того же года она попала в реестр недобросовестных поставщиков (из-за нарушения другого контракта).

Узнав об этом, администрация направила уведомление об одностороннем отказе от контракта, сославшись на то, что она обязана была это сделать, поскольку в ходе исполнения контракта обнаружилось несоответствие компании установленным в аукционной документации требованиям, а именно требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.

Компания подала иск о признании недействительным отказа, а также повторных торгов и контракта, заключенного с новым победителем для выполнения тех же работ, от которых отказалась администрация.

Суд первой инстанции признал недействительным отказ администрации от контракта, но в удовлетворении остальных требований отказал. Он указал, что признание недействительными торгов и контракта не восстановит права компании-истца, поскольку обязательства по этому контракту с новым победителем уже исполнены.

Апелляция согласилась с этим решением (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.15 по делу № А60-35762/2014).

Учредитель участника закупки находится в реестре недобросовестных поставщиков

Также в конкурсной документации может содержаться условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков учредителя победителя, членов коллегиального исполнительного органа или единоличного исполнительного органа (ч. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

Тогда если окажется, что еще на момент рассмотрения заявки, например, участник общества, выигравшего торги, являлся участником другой компании, которая включена в реестр недобросовестных поставщиков, то госзаказчик обязан отказаться от заключенного контракта.

Суды признают такой отказ от контракта законным (например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.09.15 по делу № А66-16470/2014).

Предоставление участником закупки ложной информации

Недобросовестная компания может предоставить недостоверную информацию о себе. Госзаказчик обязан расторгнуть контракт, если окажется, что участник закупки предоставил недостоверную информацию о своем соответствии установленным к нему требованиям, в результате чего он стал победителем торгов (ч. 15 ст.

95 закона № 44-ФЗ). Например, если он предоставил поддельную лицензию на выполнение работ или недействительную банковскую гарантию (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.14 по делу № А56-16838/2014).

Отказ от контракта в этих случаях будет грозить компании включением в реестр недобросовестных поставщиков.

Хотя стоит отметить, что при решении о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган должен учитывать не только факт одностороннего отказа, но и другие обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки: степень его вины, характер действий и т.д.

Например, в одном деле компания выиграла открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту системы холодоснабжения театра, являющегося памятником архитектуры федерального значения. Стороны заключили госконтракт.

Через три месяца госзаказчик направил уведомление об одностороннем отказе от контракта в связи с предоставлением компанией недостоверных сведений о наличии у нее действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, требование о предоставлении которой содержалось в аукционной документации.

Из-за этого компанию включили в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Компания обжаловала это решение в суде. Суды трех инстанций удовлетворили иск, сославшись на то, что антимонопольный орган нарушил процедуру включения в реестр, а именно не предоставил компании возможность заявить свои возражения (в том числе о том, что недействительную лицензию он представил неумышленно).

При этом для включения компании в реестр антимонопольный орган должен был выяснить обстоятельства предоставления недействительной лицензии (умышленно или по неосторожности), степень вины и т.д.

Это связано с тем, что в реестр можно включать только недобросовестных участников закупок, которые совершили намеренные действия (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.04.16 по делу № А45-25978/2014).

Таким образом, если компания предоставила недостоверную информацию о себе, то отказ от контракта оспорить не удастся, а вот за невключение в реестр недобросовестных поставщиков побороться стоит, например попытаться доказать, что это произошло неумышленно.

Когда госконтракт будет считаться расторгнутым

Контракт будет считаться расторгнутым через 10 дней с даты получения госзаказчиком подтверждения о получении поставщиком уведомления либо с даты получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте.

Если такую информацию госзаказчик не сможет получить, то срок будет считаться по истечении 30 дней с даты размещения его решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в Единой информационной системе госзакупок (ч. 13, 14 закона № 44-ФЗ).

  • Госзаказчик отказался от контракта. Когда его решение можно оспорить

Источник: https://www.law.ru/article/21155-qqq-16-m11-24-11-2016-rastorjenie-goskontrakta-iz-za-nedobrosovestnosti-uchastnika-zakupki

Недобросовестные госзаказчики и как с ними бороться

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Закупки для государственных и муниципальных нужд, и соответственно все процедуры по выбору поставщика/подрядчика, по заключению и исполнению госконтракта должны быть максимально прозрачными и открытыми.

Ведь они осуществляются на бюджетные деньги, сформированные из налоговых платежей граждан и предпринимателей. Несмотря на существование довольно таки открытой и прозрачной электронной системы zakupki.gov.

ru в ряде случаев госзаказчики все-равно умудряются ограничивать конкуренцию на рынке, используют различные коррупционные схемы и расходуют бюджетные деньги не по целевому назначению.

Для понимания масштабов рынка госзакупок стоит привести немного цифр. Согласно докладу Минэкономразвития России о результатах мониторинга применения 44-ФЗ в 1-м квартале 2017 г. объем закупок за 1-й квартал 2017 года снизился на 9% по сравнению с прошлым годом и составил 925 млрд рублей, а извещений госзаказчики разместили на сумму 1,04 трлн рублей.

Несомненно, такие огромные денежные потоки привлекают не только добросовестных поставщиков, но коррумпированные организации, прямо или косвенно аффилированные с госзаказчиками.

Нередки случаи, когда компании, участвующие в закупочных операциях на общих началах, сталкиваются с незаконными действиями уже на этапе проведения закупки.

В дальнейшем, в случае победы в закупке и подписания контракта, такую компанию могут поджидать препятствия со стороны заказчика при исполнении контракта.

Как же выполнять такой контракт? К чему готовиться при вступлении в бой с недобросовестным госзаказчиком? Давайте рассмотрим возможный порядок действий добросовестной компании в подобных ситуациях.

Заключаем контракт

К сожалению, действующее законодательство имеет множество лазеек, которыми активно пользуются недобросовестные участники правоотношений. Не исключение из правил и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе).

К примеру, одним из главных правил описания объекта закупки, которые перечислены в ст. 33 Закона о контрактной системе, является объективный характер описания. Но что считается объективными критериями, а что нет, законом не установлено.

Определить на законодательном уровне жесткие критерии описания невозможно, так как каждый объект имеет свои индивидуальные характеристики, нюансы и особенности.

Наиболее понятно и конкретно описывается объект закупки на поставку какого-либо товара. Заказчику удается схитрить в исключительных случаях, потому что критерии товара, его описание и характеристики в большинстве случаев можно найти в интернете, а также при анализе конкурентов на рынке. Трудности начинаются при закупках на оказание услуг и на выполнение работ.

Здесь заказчик допускает ошибки как от незнания, что ему нужно (да, и такое бывает), и от безграмотности в данной сфере работ/услуг, так и от желания сделать победителем закупки «свою» компанию.

В подобных случаях заказчик может использовать для описания закупки не конкретные критерии, размытые формулировки и вносить требования, ограничивающие количество возможных участников.

Добросовестным участникам при желании участвовать в подобных закупках стоит быть крайне грамотным, знать предмет закупки вдоль и поперек.

Только профессионал, обладающий исключительными познаниями в спорной области, сможет заметить нарушение правил описания объекта закупки. Итак, участник обнаружил нарушения правил описания объекта закупки.

Что делать дальше? Такие незаконные действия заказчика нужно незамедлительно обжаловать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Жалоба на положения документации о закупке может быть подана с момента опубликования документации по дату окончания подачи заявок на участие в закупке. Если вы пропустите этот срок, то жаловаться можно будет только в суд.

В суде же такие вопросы рассматриваются без особого энтузиазма, т.к. смысла в таком решении суда на момент его вынесения уже никакого нет: закупка завершена, контракт выполняется, а к вступлению решения суда в законную силу может быть уже исполнен.

Поэтому действовать стоит по горячим следам. Ещё одним из действенных способов воздействия на заказчика является подача запроса о даче разъяснений положений документации в порядке ст. 65 Закона о контрактной системе.

Ответ на такой запрос может также служить доказательством при рассмотрении жалобы на действия заказчика в ФАС.

Исполняем контракт

Преодолев все выше перечисленные стадии и трудности, исполнитель достиг желаемого результата и выиграл контракт. Теперь перед ним возникает задача его выполнить. В данном случае основной проблемой может являться не столько техническое исполнение предмета контракта, а то, что заказчик может всячески мешать его исполнению.

Например, госзаказчик может не оказывать содействие исполнителю при исполнении контракта, как косвенно, так и напрямую. Так, для выполнения определенного вида работ исполнителю нужно получить те или иные документы или доступ на объект.

В таком случае, заказчик может затягивать сроки предоставления необходимой информации или доступа на объект, что часто приводит к срыву сроков исполнения контракта в целом.

В подобных случаях исполнителю контракта обязательно нужно зафиксировать недобросовестные действия заказчика. В дальнейшем, при возникновении спора в суде, добросовестному исполнителю будет гораздо легче доказывать свою позицию, ссылаясь на положения ст.ст. 718-719 ГК РФ.

Зачастую заказчик прибегает к неявному нарушению положений контракта и действующего законодательства. Например, заказчик может специально направлять документацию Почтой России, затягивая тем самым сроки получения информации, несмотря на то, что контрактом предусмотрена возможность обмена документами в электронном виде.

Приведем ещё один пример недобросовестных действий заказчика при исполнении контракта на выполнение подрядных работ.

При составлении документации закупки на проведении ремонтных работ заказчик произвел осмотр объекта и оценил объемы, стоимость ремонта, но преднамеренно или неумышленно не указал о скрытых работах, без выполнения которых невозможно вообще произвести ремонт.

В итоге, приступая к исполнению своих обязательств, подрядчик непременно обнаруживает скрытые работы, которые предстоит ему выполнить. Их стоимость может составлять более 10 % от цены контракта, а игнорирование данного порога как правило не допустимо.

Таким образом, между подрядчиком и госзаказчиком возникает конфликт: заказчик говорит о том, что данные работы нужно выполнить без подписания дополнительного соглашения или подписания его на минимальную сумму, а подрядчик небезосновательно заявляет о том, что эти работы не предусмотрены контрактом.

Как правило, заказчик первым находит выход из спорной ситуации и заявляет односторонний отказ от исполнения контракта.

Последствия недобросовестных действий заказчика

Односторонний отказ от исполнения контракта влечет наступление крайне нежелательных последствий для добросовестного исполнителя.

Одним из таких последствий является отсутствие оплаты за выполненные работы. Заказчик при одностороннем отказе от исполнения контракта не будет оплачивать выполненные работы до тех пор, пока эта обязанность не будет установлена судом.

Именно в суде, при наличии всех доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении контракта, добросовестная компания может отстоять своё право на оплату выполненных работ. Еще одним нежелательным последствием является включение сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков.

При расторжении контракта в одностороннем порядке ФАС зачастую встает на сторону «пострадавшего» от действий исполнителя заказчика. Как действовать в случае, если вашу компанию включили в РНП, мы рассматривали в этой статье.

Предупрежден — значит вооружен

Рынок госзакупок развивается с каждым годом, а вместе с ним и увеличиваются случаи недобросовестных действий госзаказчиков. Накопленный опыт наших клиентов и юридической практики юристов компании позволяют повысить грамотность участников закупок, а также предотвратить наступление неблагоприятных последствий.

Мы надеемся, что настоящая статья поможет добросовестным участникам рынка госзакупок в борьбе с незаконными действиями госзаказчиков. Если же ваша ситуация уникальна и требует неординарного подхода, обращайтесь к нашим специалистам. Мы с удовольствием проконсультируем вас и поможем снизить риски наступления неблагоприятных последствий.

Обжалование решений Федеральной антимонопольной службы (ФАС)

Сокращение сроков оплаты по госконтрактам в 2017 году

Споры по договору подряда в арбитраже

Споры по договору поставки в арбитраже

Источник: http://lwise.pro/nedobrosovestnye-goszakazchiki-i-kak-s-nimi-borotsya

Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта или от проведения закупки по 44-ФЗ

Расторжение госконтракта из-за недобросовестности участника закупки

Законодательство о государственных закупках позволяет заказчику и исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. При этом сторонам следует придерживаться определенного регламента.

Причины для одностороннего расторжения контракта

В идеальном варианте процедура проведения государственной закупки стартует с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора.

При этом сам факт заключения государственного контракта не означает его успешного исполнения.

Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и исполнителя, что потребует от другой стороны решительных действий в виде одностороннего расторжения контракта.

Все случаи расторжения государственных контрактов регулируются положениями:

  • 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг…» (в частности, частями 8-26 ст. 95);
  • Гражданского кодекса;
  • иных нормативно-правовых актов.

Различают следующие виды расторжения государственных контрактов. С точки зрения инициатора процесса выделяют расторжение договора по инициативе заказчика или по инициативе поставщика. С позиции условий реализации данной процедуры можно выделить:

  • расторжение госконтракта по соглашению сторон;
  • по инициативе одной из сторон в одностороннем порядке;
  • в судебном порядке.

Расторжение договора в одностороннем порядке позволяет избежать длительных судебных разбирательств.

Статья 95 44-ФЗ указывает, что расторжение контракта в одностороннем порядке допускается при допущении стороной существенных нарушений. В результате ущерб от исполнения контракта превышает выгоду от него.

Право на одностороннее расторжение договора сторон должно быть прописано в заключаемом контракте.

Расторжение госконтракта по инициативе заказчика происходит по правилам Закона 44-ФЗ по одной из следующих причин:

  1. Поставщик нарушил свои обязательства по контракту.
  2. Исчезновение потребности в предмете закупки или иные основания, которые не связаны с нарушением условий контракта или условий, прописанных в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
  3. Поставщик или товар не соответствует установленным требованиям закупки (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  4. Предоставление поставщиком недостоверной информации о себе или товаре (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  5. Расторжение инвестиционного контракта, в соответствии с которым было создано производство поставляемого товара на территорию РФ (п. 2 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  6. Расторжение государственного контракта со встречными обязательствами поставщика-инвестора, в соответствии с которым осуществляется производство поставляемого товара (п. 3 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

При возникновении условий, которые содержатся в пп. 3-6, заказчик должен незамедлительно приступить к процедуре одностороннего расторжения контракта. Если он этого не сделает, то заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа до 20 тыс. р.

Гражданский кодекс (ст. 523) содержит такие основания для отказа от контракта: поставка товаров ненадлежащего качества, неустранение в разумные сроки существенных недостатков, нарушение сроков поставки товара и оказания услуг.

Поставщик также может расторгнуть контракт, но такая возможность должна быть закреплена за ним договором. Перечень причин для отказа от исполнения контракта по инициативе исполнителя содержится в Гражданском кодексе. В их числе такие нарушения заказчиком взятых на себя обязательств по контракту:

  1. Заказчик не выкупает товары или не заказывает услуги в тех объемах, которые ранее были оговорены.
  2. Заказчик неоднократно нарушал сроки оплаты.
  3. Заказчик не принимает товар или отказывается его принять (согласно п. 3 ст. 484 ГК РФ).
  4. Заказчик отказывается в принятии и оплате товара (по п. 4 ст. 486 ГК РФ).
  5. Заказчик не перечисляет очередной платеж за проданный товар (п. 2 ст. 489 ГК РФ).
  6. Заказчик не застраховал полученный товар, хотя по условиям договора должен был это сделать (согласно ч. 2 ст. 490 ГК РФ).
  7. Заказчик не внес предусмотренную договором предоплату (п. 2 ст. 487, ст. 328 ГК РФ).

Таким образом, заказчик должен обладать веской причиной для расторжения государственного контракта, без которой его действия могут признать неправомерными.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе заказчика

При одностороннем отказе от исполнения контракта следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Проведение экспертизы, которая бы подтвердила несоответствие товара, работы или оказанной услуги требованиям (согласно ч. 10 ст. 95 44-ФЗ). Стоит отметить, что подобная экспертиза не является обязательной и выполняется по желанию заказчика.
  2. Принятие решения об отказе от исполнения контракта и оформление его в письменном формате.
  3. Публикация принятого заказчиком решения в единой информационной системе (ЕИС) по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. Оповещение исполнителя контракта о принятом решении в течение 3 дней после его публикации. Это можно сделать по почте, в виде факса, электронного письма, телеграммы и пр. При этом нужно сохранить доказательства факта своевременного оповещения поставщика.
  5. Дождаться получения уведомления о вручении поставщику решения. Если же информирование исполнителя по указанным контактам в контракте невозможно, то он считается уведомленным в течение 30 дней после публикации в ЕИС.
  6. В течение 10 дней после получения решения у исполнителя есть возможность реабилитироваться. За этот срок он должен устранить существенные недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (согласно ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  7. Если отмеченные недостатки были устранены, то заказчик не расторгает контракт и отменяет ранее принятое решение.
  8. Решение об одностороннем отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления (по ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).
  9. Компенсация понесенных затрат заказчика на проведение экспертизы исполнителем (по ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  10. Публикация сведений о расторжении договора в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
  11. Поставщик будет включен в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) после расторжения контракта. Передача сведений заказчиком в данный реестр (за его ведение отвечает ФАС) является его обязанностью, а не правом (согласно (ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104). Сведения в реестр нужно передать в течение 3 дней.

Информация о недобросовестном исполнении своих обязательств исполнителем будет находиться в реестре в течение 2 лет (согласно ст. 104 44-ФЗ). Это сделает невозможным его участие в госзакупках в указанный период, так как отсутствие информации о поставщике в реестре в большинстве случаев является обязательным условием для подачи заявки на конкурс.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе поставщика

Обычно своим правом на отказ от контракта в одностороннем порядке пользуются заказчики. Но иногда на такой шаг вынуждены идти и сами поставщики.

Процедура расторжения государственного контракта по инициативе подрядчика (поставщика) проводится по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение об отказе от исполнения контакта (согласно ч. 19 ст. 95).
  2. Заказчику направляется соответствующее уведомление по почте заказным письмом или другими каналами связи.
  3. Факт вручения уведомления и дата поступления информации о расторжении контракта подрядчиком в обязательном порядке фиксируется.
  4. Решение об отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления заказчика (по ч. 21 ст. 95 44-ФЗ), если заказчиком за этот срок не были устранены недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (ч. 22 ст. 95 44-ФЗ). Иначе поставщик отменяет ранее принятое решение об отказе.
  5. Информация о расторжении договора публикуется в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик также вправе обратиться в суд с требованием компенсировать ему полученные убытки в результате недобросовестного исполнения заказчиком своих обязательств.

При несоблюдении предусмотренного законом алгоритма расторжения госконтракта стороны могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Обжалование отказа в контролирующих органах

В том случае, если победитель закупки считает, что заказчик незаконно и без должных причин отказался от контракта либо допустил любые другие нарушения (не вернул обеспечение по договору в положенный срок или не проинформировал поставщика о своем решении должным образом), то тот вправе обратиться за защитой своих интересов в контролирующие инстанции. Такие функции выполняет Федеральная антимонопольная служба.

Для обжалования действий заказчика необходимо обратится в инстанцию в течение срока действия контракта, иначе жалобу можно будет подать только в суд. Жалоба должна иметь письменную форму. К ней прикладываются документы, подтверждающие обоснованность требований поставщика (обычно это копия протокола об отказе от заключения контракта).

Если в ходе проверки ФАС выяснится, что заказчик нарушил требования законодательства, то его обяжут аннулировать решение об отказе от заключения контракта.

Как отменить закупку по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Отмена заказчиком госзакупки может происходить в двух основных вариациях: до размещения извещения о ее проведении и после.

Если было принято решение об отмене закупки до появления извещения о ней в ЕИС, то следует придерживаться такого алгоритма действий:

  1. Принятие официального решения об отмене закупки.
  2. Оформление такого решения в письменной форме: издание приказа об исключении процедуры закупки и изменения плана-графика проведения закупок. Его должен подписать руководитель государственной инстанции.
  3. Внесение соответствующих правок в план закупок и план-график и передача сведений в ЕИС.
  4. Сведения в ЕИС должны появиться в течение 3 дней после публикации приказа.

Таким образом, процедура отмены госзакупки до ее публикации предельно простая.

Должностным лицам важно учитывать один момент: если лот отменили еще на стадии планирования, но сведений об этом не передали в ЕИС, то виновникам грозит штраф в размере 5-30 тыс. р. (согласно ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Если информация о государственной закупке уже была размещена в ЕИС, то последовательность действий будет отличаться:

  1. Принимается решение об отмене закупки. Это необходимо сделать как минимум за 5 дней до окончания подачи заявок в рамках конкурсов и аукционов или за 2 дня при запросе котировок (при запросе предложений отмена недопустима).  Нарушение данных сроков допускается в случае наступления обязательств непреодолимой силы (стихийных бедствий, забастовок и других чрезвычайных событий, которые невозможно предвидеть заранее).
  2. Оформление решения в виде приказа.
  3. Размещение информации об отмене в ЕИС в день издания приказа.
  4. Оповещение участников закупки о принятом решении по контактам, которые они предоставили при формировании заявок.
  5. Возврат обеспечительных мер участникам, если таковые были ими внесены. Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней после отмены тендера. Если при закупке использовалась ЭЦП, то за разблокировку и возврат обеспечения на лицевой счет подрядчика должен отвечать оператор площадки.
  6. Информация о внесении изменений в план-график закупок вносится в течение 1 рабочего дня после ее отмены.

Административный кодекс содержит ответственность для заказчиков за нарушение сроков размещения информации в ЕИС (по ст. 7.30) и за несвоевременный возврат внесенного обеспечения по заявке (по ст. 7.31.1). Ответственность за снятие лота заказчику не грозит.

Таким образом, односторонний отказ от исполнения договора допускается, если это предусматривает подписанный сторонами контракт.

Для этого одна из сторон должны допустить серьезные нарушения при исполнении своих обязательств в рамках контракта.

Односторонний отказ позволяет в оперативном режиме аннулировать ранее достигнутые договоренности. Правила процедуры отказа от контракта содержатся в 95 ст. ФЗ-44.

 Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7(499)350-66-30, Санкт-Петербург +7(812)309-36-67, другие регионы РФ +7(800)511-75-96

Источник: http://zakonguru.com/goszakupki/44/odnostoronnij-otkaz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.