Работа с госзаказом по-новому. Как не оказаться в числе недобросовестных поставщиков

Содержание

За что участника госзакупок могут включить в реестр недобросовестных поставщиков

Работа с госзаказом по-новому. Как не оказаться в числе недобросовестных поставщиков

Участников торгов, которые победили, но не смогли или не захотели исполнять контракт, внесут в реестр недобросовестных поставщиков.

Это означает, что в ближайшие два года им, скорее всего, не удастся побороться за лоты в госзакупках. Кроме того, им не вернут обеспечение контракта.

О том, в каких случаях поставщиков включают в реестр, и что нужно сделать, чтобы этого не допустить, читайте в нашей сегодняшней статье.

Обязанность вести реестр недобросовестных поставщиков (РНП) лежит на Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Это ведомство получает сведения от госзаказчиков о том, что тот или иной участник торгов нарушил условия контракта. ФАС разбирается в ситуации, и, если информация подтвердилась, нарушителя на два года вносят в реестр.

В течение этого времени поставщику будет крайне сложно участвовать в тендерах, потому что многие заказчики не принимают заявки от тех, кто числится в РНП. Кроме того, участникам аукционов и конкурсов, попавшим в реестр, не вернут обеспечение заявки (см.

«Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт»).

Участник, которого включили в реестр незаслуженно, вправе оспорить это в судебном порядке (ч. 11 ст. 104 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», далее Закон №44-ФЗ). Добавим, что реестр недобросовестных поставщиков размещен в Единой информационной системе (ЕИС).

Обратите внимание: для работы системе ЕИС, а также для участия во многих видах закупок необходима специальная электронная подпись.

Кого включат в РНП при заключении контракта

Участников, попадающих в реестр при заключении контракта, можно условно разделить на три категории.

Первая категория — это поставщики, которые победили в торгах, но добровольно отказались подписывать контракт.

Причиной чаще всего служит то обстоятельство, что рентабельность заказа существенно снизилась с момента подачи заявки.

Обнаружив это, победитель должен выбрать: либо выполнить контракт себе в убыток и сохранить репутацию, либо предотвратить убытки, но попасть в РНП. Среди поставщиков немало таких, кто выбирает последний вариант.

Вторая категория — это победители торгов, не сумевшие подписать контракт по техническим причинам — например, из-за отключения электричества или из-за сбоя на электронной торговой площадке (ЭТП). В такой ситуации поставщику нужно собрать доказательства технических проблем. В этом случае не исключено, что включения в реестр удастся избежать.

Третья категория — это победители торгов, которые нарушили сроки подписания контракта. Эти сроки установлены Законом № 44-ФЗ для каждого способа проведения торгов. В частности, для электронного аукциона срок равен пяти дням с момента получения проекта контракта.

Зачастую сроки подписания нарушаются из-за того, что поставщик не успевает оформить банковскую гарантию и предоставить ее в качестве обеспечения исполнения контракта (см. «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»).

А по закону заказчик не может подписать контракт до тех пор, пока победитель не внесет это обеспечение. Таким образом, задержка обеспечения становится причиной попадания в РНП.

Избежать этого можно, если заранее получить лимит банковской гарантии, либо оформить гарантию в электронном виде, что гораздо быстрее.

Кого включат в РНП при выполнении контракта

Попасть в реестр недобросовестных поставщиков можно на этапе исполнения контракта, если нарушить его условия.

В этом случае заказчик не только пожалуется в антимонопольную службу, но и расторгнет контракт в одностороннем порядке или путем обращения в суд.

Причем здесь (в отличие от ситуации с неподписанием контракта из-за технических сбоев) вряд ли удастся доказать, что поставщик сделал все от него зависящее. То есть шансы попасть в реестр по итогам описанной ситуации крайне высоки.

Предотвратить столь печальный исход можно только одним способом. Нужно еще на этапе подачи заявки и подписания контракта внимательно изучать требования заказчика к срокам, количеству, комплектности, объему и качеству товаров и услуг. Если появились сомнения в том, что эти требования выполнимы, можно попробовать изменить условия, подписав протокол разногласий.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, подключите сервис «Контур.Закупки». В нём поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/goszakupki/2017/10/12801

Как не попасть в черные списки поставщиков по госконтрактам

Работа с госзаказом по-новому. Как не оказаться в числе недобросовестных поставщиков
 

Весной 2012 года участники рынка госзаказа отмечают годовщину появления письма Федеральной антимонопольной службы под номером АК/9281 — о поручителях, не соответствующих требованию Федерального закона №94 о размещении госзаказа. «Плохой поручитель» — это одна из самых популярных технологий для выбивания поставщика из борьбы за контракт.

Источник: Forbes.ru

Более того, в 2011 году среди компаний, включенных Управлением ФАС Москвы в реестр недобросовестных поставщиков, большая часть оказалась в этом реестре именно из-за поручителей.

Что такое черный список

Включение в реестр означает для компании следующее: в течение двух лет ей нельзя будет участвовать в поставках для государственных нужд, а госзаказчикам с поставщиками из черного списка нельзя заключать госконтракты.

Компании попадают в реестр недобросовестных поставщиков по двум основаниям.

Первое — когда компания, став победителем торгов, на этапе подписания госконтракта признана «уклонившейся от заключения контракта» (отказалась заключать контракт, не предоставила все необходимые документы к контракту, госзаказчику «не понравился» поручитель поставщика).

И второе основание — когда по решению суда был расторгнут контракт с компанией-поставщиком, так как она допустила грубые нарушения в ходе исполнения госконтракта (обещала, но не построила, нарушила сроки и т.д.).

По Федеральному закону №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» госзаказчик может потребовать от поставщика обеспечения исполнения контракта.

Это является дополнительной гарантией, защищающей госзаказчика от потери авансового платежа и от неисполнения контракта. Способы обеспечения в законе определены: банковская гарантия, договор поручительства юридического лица и др.

При этом важно помнить, что исполнителем по контракту все-таки является поставщик, а не поручитель.

Но как обычное ведомственное письмо антимонопольного ведомства, которое противоречит Конституции России и федеральным законам, стало инструментом, с помощью которого можно украсть победу у победителя госконтракта, — это открытый вопрос.

Сегодня добросовестный поставщик должен отвечать за то, чего не совершал, попадая на два года в черный список поставщиков, и ФАС считает такое положение дел абсолютно законным и справедливым. Рассмотрим пример того, как эта схема работает.

Суд принял сторону поставщика

Представьте нормальную компанию, которая активно и много лет участвовала в госзаказах в российских регионах, контракты в строительстве были единственным источником ее дохода.

В апреле 2011 года компания «Проектный институт «Волгастройпроект» приняла участие в открытом аукционе на заключение госконтракта по проведению аудита качества ремонта дорог в Восточном административном округе города Москвы.

По результатам аукциона компания стала второй, но вскоре победитель по неизвестным причинам уклонился от заключения выгодного для себя контракта, поэтому в соответствии с Законом № 94-ФЗ победа в аукционе перешла к тому, кто «пришел к финишу» вторым.

Для заключения госконтракта все документы законопослушной компанией были представлены в срок, в том числе и документы по поручителю с приложением копий его бухгалтерской отчетности.

Но за несколько часов до подписания контракта госзаказчик связался по телефону с налоговой службой и из телефонного разговора узнал, что годовой баланс поручителя не соответствует данным налоговиков.

Московский заказчик незамедлительно отказался от заключения контракта с победителем торгов и тут же сообщил в ФАС содержание своего телефонного разговора с налоговой. Этого антимонопольной службе оказалось достаточно. По каким-то причинам проверка обстоятельств дела не входила в планы ФАС.

Информация, поступившая от госзаказчика, стала основанием для внесения «Проектного института «Волгастройпроект» в реестр недобросовестных поставщиков.

Поставщик, отстраненный таким иезуитским способом от госзаказов, пошел в суд добиваться справедливости.

Еще недавно доказать незаконность решения ФАС о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков по причине «плохого поручителя» в России считалось абсолютно невозможным.

Арбитражный суд города Москвы впервые принял решение в пользу компании, попавшей в реестр недобросовестных поставщиков из-за «несоответствующего» поручителя и разъяснил, что участник торгов не несет ответственность за поручителя и за содержание его бухгалтерского баланса. Девятый арбитражный апелляционный суд в январе 2012 года признал это решение полностью соответствующим закону.

При этом судьи двух арбитражных судов признали тот факт, что ведомственное письмо ФАС о «недобросовестных поручителях» расширительно и очень специфически толкует закон № 94-ФЗ о госзакупках.

На участника аукциона закон не возлагает обязанность проверять данные бухгалтерской отчетности поручителя, которые заверены печатью налогового органа.

Кроме того, участник аукциона не имеет реальных правовых механизмов, которые позволяли бы ему провести аудит или налоговую проверку другого юридического лица.

Несоответствие поручителя нельзя приравнивать к непредставлению документа об обеспечении и на этом основании обвинять компанию в уклонении от заключения выгодного для себя контракта. Более того, это также не является основанием для ФАС, чтобы вносить участника госзакупок в «черные списки» поставщиков.

На данный момент антимонопольная служба пытается оспорить нежелательное решение, которое выбивает у нее из рук инструмент для расправы с неугодными поставщиками в вышестоящем арбитражном суде.

Кроме того, ведомство выпустило еще одно письмо N ИА/4178, которым продолжает регулировать порядок и насаждать свои правила на рынке госзакупок, безнаказанно нарушая федеральные законы и возлагая всю ответственность за недобросовестного поручителя на поставщика.

Как защититься от «плохих поручителей»

На мой взгляд, если не изменить существующую у ФАС практику включения поставщиков в черный список, то придется отменить презумпцию невиновности поставщика и объявить всех поставщиков мошенниками и ворами бюджетных средств. Компании-мошенники в нашей стране, безусловно, есть, но в России существуют и другие компании, которые строят свой бизнес на долгосрочной основе и дорожат своей репутацией.

В сегодняшних условиях участникам госзаказа следует быть очень острожными в выборе поручителя. Если поручителем выступает плохо известное вам юрлицо, то помимо документов, которые требует от поручителя закон, нужно проверить, нет ли его в списках ФАС в числе ненадежных поручителей — такая информация сегодня есть на сайтах антимонопольного ведомства.

Однако лучше и безопаснее не связываться с малознакомыми компаниями, так как сложно проверить, есть ли действительно у этих компаний активы, о которых они заявляют.

ФАС, например, даже предлагает «пройтись по адресам» — посмотреть здания, которые поручитель указывает на балансе. Можно попытаться получить в налоговой инспекции информацию по бухгалтерским балансам поручителя.

Хотя налоговики вряд ли ответят по существу, но в случае обращения участника госзаказа в суд это будет подтверждением того, что участник действовал разумно и осмотрительно.

Сегодня лучший способ защититься от недобросовестных поручителей — это работать только с проверенным компаниями, которым вы доверяете или пользоваться настоящей банковской гарантией, хотя она и значительно дороже «серых» гарантий банков.

Государству, чтобы защитить бюджетные деньги и бизнес от недобросовестных поручителей, нужно сделать всего два шага. Во-первых, создать и узаконить по аналогии с реестром поставщиков реестр недобросовестных поручителей.

МВД и ФАС такие попытки уже делают: с октября 2011 года они регулярно публикуют списки недобросовестных поручителей.

В обсуждаемом проекте Федеральной контрактной системы (ФКС) государство также планирует предусмотреть и узаконить реестр недобросовестных поручителей. 

Во-вторых, нужно создать регламент взаимодействия ФАС, полиции и налоговиков, чтобы недобросовестных поручителей не только заносили в черный список, но и проводили у них налоговые проверки, привлекали к уголовной ответственности.

Я считаю, что если поручитель проявил себя на рынке госзакупок как лгун и обманщик, то со стороны государства должен последовать адекватный ответ — именно недобросовестный поручитель должен отвечать за свои незаконные действия.

25/04/2012

Источник: http://bishelp.ru/svoe-delo/kak-ne-popast-v-chernye-spiski-postavshchikov-po-goskontraktam

Как не попасть в РНП из-за собственной невнимательности | Контур.Закупки

Работа с госзаказом по-новому. Как не оказаться в числе недобросовестных поставщиков

Угодить в РНП зачастую рискуют не только недобросовестные поставщики, но и те, кто допустил формальные нарушения. Чтобы такого не случилось, рекомендуем ознакомиться с этой статьей. Поможет она и тем, перед кем уже маячит неприятная перспектива быть отнесенным к категории ненадежных поставщиков.

Внезапная победа

Бывает, что поставщик не слишком рассчитывал на победу в торгах и, вообще, не особо ими интересовался. Например, подал заявку с завышенной ценой, а позже и вовсе забыл об этом. Как ни странно, но такое случается. В итоге сюрприз: поставщик узнает, что выиграл тендер, но срок внесения обеспечения и подписания контракта неумолимо проходит или уже истек.

Произойти незапланированная победа в тендере может по таким причинам:

  1. В электронном аукционе собирались принимать участие несколько поставщиков, но в назначенный час никто в аукционном зале не появился. Заказчик оценит вторые части заявок и выберет победителем того, кто подал заявку первым.

    Если не хотите оказаться в подобной ситуации, рекомендуем придерживаться следующих правил:

    • снимайте заявки, как только решили не принимать участия в процедуре;
    • если заявка не снята, следите за судьбой процедуры вплоть до ее завершения;
    • обращайте внимание на блокировку обеспечения на ЭТП — если оно не разблокировано вовремя, возможно, победили именно вы.
  2. Заявка поставщика стала единственной. Торгов не было, однако исполнитель определен — контракт будет заключен с подавшим заявку участником.

Бывают еще ситуации, когда поставщик занял второе место, но контракт с победителем заказчик не заключил. Если это конкурс или аукцион, то участник № 2 контракт заключать не обязан. Соответственно, при отказе санкции к нему применены не будут. Если же это котировки, то уклоняться от заключения контракта участнику № 2 нельзя!

Что будет дальше

Итак, вы победили, но пока не знаете об этом… Ситуация может развиваться по нескольким направлениям:

  1. О победе в аукционе стало известно, но с большим опозданием. А ведь нужно еще успеть внести обеспечение! В такой ситуации рекомендуется составить протокол разногласий и объяснить заказчику, что вы не уклоняетесь, а просто испытываете потребность в нескольких дополнительных днях.
  2. О победе поставщик узнал от заказчика, который не дождался подписания контракта в срок. Все еще можно исправить! Как именно — об этом ниже.
  3. О победе поставщик узнал, когда сведения о нем передали в РНП. Такое случается, если пустить на самотек ход процедуры. Если не удастся отстоять свою добросовестность в ФАС, можно обратиться в арбитражный суд.

Когда срок подписания контракта упущен

Вернемся к ситуации, в которой поставщик узнает, что не подписал вовремя контракт, но данные о нем в РНП еще не переданы. Помимо забывчивости, к этому могут привести и другие причины: просрочка ключа ЭЦП, тяжелая болезнь сотрудника, отвечающего за эту закупку и так далее. Как исправлять ситуацию? Теперь все зависит от того, пойдет ли заказчик навстречу поставщику.

Алгоритм такой:

  • нужно составить в адрес заказчика письмо, описать ситуацию и сообщить о своем согласии заключить контракт;
  • если заказчик заинтересован в этом, он может воспользоваться своими возможностями:
    • вновь открыть контракт на ЭТП для подписания, указав, что в нем обнаружилась ошибка (например, неточность в адресе);
    • составить протокол разногласий и повторно разместить проект контракта;
  • поставщик должен внести обеспечение и вовремя подписать контракт.

Нарушение при внесении обеспечения

Обеспечение вносится переводом денежных средств на счет заказчика или банковской гарантией. Как быть, если времени на это не хватает? Что делать, если банк выдал некачественную гарантию? В следующей таблице — ситуации, связанные со внесением обеспечения, и варианты действий.

Таблица. Проблемы со внесением обеспечения — что делать, если…

СитуацияЧто делатьКак не допустить в будущем
Банк выдал гарантию, которая не удовлетворяет условиям: короткий срок, недостаточная сумма, в тексте нет необходимых условий и т.д.По выбору поставщика:

  • менять гарантию на другую;
  • вносить обеспечение деньгами
Заранее рассчитать лимит гарантийной суммы (она не может быть меньше размера обеспечения) и согласовать проект гарантии с заказчиком
Не хватает времениОбратиться к заказчику с просьбой «перевесить» контракт или составить протокол разногласийБыть внимательней:

  • следить за процедурами;
  • снимать ненужные заявки;
  • проверять email, в том числе спам
Цена снижена более чем на 25% от НМЦК, но поставщик предоставил стандартное обеспечениеДоговариваться с заказчиком и вносить всю сумму обеспеченияПомнить о том, что при снижении цены более чем на четверть от начальной, поставщик должен (на выбор):

  • внести обеспечение в 1,5 раза больше;
  • предоставить документ, подтверждающий его добросовестность

Нужно помнить, что в этих случаях заказчик имеет право не идти на контакт, а сразу передать информацию о поставщике в ФАС. Но чаще всего (в честных закупках, когда нет сговора с другим поставщиком) заказчики все же идут навстречу, ведь они тоже хотят заключить контракт.

Условия контракта не выполнены

Еще одна причина включения поставщика в РНП — невыполнение или ненадлежащее выполнение им условий контракта. При этом контракт расторгается в одностороннем порядке заказчиком либо по решению суда.

В последнем случае ФАС не будет пересматривать решение арбитров — если решено включить поставщика в РНП, он окажется там через 10 дней.

Если же суда не было, то принимать решение о включении или невключении поставщика в РНП будет антимонопольный орган.

Поставщику, который не согласен с тем, что нарушение условий контракта произошло по его вине, рекомендуется отстаивать свою правоту во всех инстанциях. Готовится нужно заранее, когда в процессе исполнения обязательств что-то пошло не так — собирать документы, переписку и прочие доказательства отсутствия вины.

Внимание! Иногда заказчик обращается к поставщику с предложением расторгнуть контракт в одностороннем порядке, по его инициативе. Соглашаться на это рискованно. Если обе стороны считают, что контракт следует расторгнуть, целесообразно это делать по обоюдному согласию. Ведь иначе заказчик обязан передать сведения о поставщике в РНП.

Как сведения попадают в Реестр

Процесс включения в РНП таков:

  1. Заказчик передает сведения о поставщике.
  2. ФАС рассматривает документы и решает, включать ли поставщика в РПН.
  3. Поставщик (при желании) обжалует решение антимонопольного органа в суде.

Заказчик передает сведения. Нужно понимать, что при наступлении соответствующих обстоятельств заказчик обязан направить сведения о поставщике в РНП — он это делает не по своей воле. На это дается 3 рабочих дня, в противном случае к заказчику будут применены меры административной ответственности.

ФАС рассматривает дело. На это антимонопольному органу отводится 10 дней. Поставщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения и защищаться. К этому придется подготовиться:

  1. Собрать документы и сведения, подтверждающие неумышленный характер нарушения. Например, скрины обращения в службу поддержки ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу технических неполадок.
  2. Собрать доказательства того, что было предпринято все возможное, чтобы подписать контракт (например, обращение в банк или к брокеру за гарантией) или исполнить обязательства.
  3. Подготовить аргументы для убеждения комиссии ФАС в желании исполнить контракт и своей добросовестности.
  4. Оформить возражение на жалобу и перечислить в нем все указанные выше обстоятельства.

Орган ФАС рассмотрит причины нарушения и решит, были ли они уважительными. В зависимости от этого поставщика внесут или не внесут в РНП.

Важный нюанс! Каждый территориальный орган антимонопольной службы принимает решения самостоятельно. И зачастую в одинаковых ситуациях одни УФАС включают поставщиков в РНП, а другие — нет. Поэтому деление причин на уважительные и неуважительный очень условно. Лучше всего ориентироваться на решения, принятые УФАС по месту нахождения заказчика.

В практике есть примеры таких уважительных причин:

  • письмо с уведомлением о получении контракта попало в папку «Спам»;
  • вышел из строя компьютер, с которого должен быть подписан контракт;
  • на ЭТП произошел сбой.

А вот эти причины не были признаны уважительными:

  • победитель закупки был госпитализирован;
  • у поставщика менялся директор;
  • в офисе не было интернета.

Важно! Поставщик должен быть извещен о том, где и когда будет рассматриваться его дело о включении в РНП. Если он не уведомлен, заседание должно быть перенесено. Явиться ли на рассмотрение или нет — это решает сам поставщик. Если он проигнорирует заседание, дело рассмотрят без него.

В случае вынесения ФАС решения в пользу поставщика контракт будет заключен. В противном случае сведения о компании или ИП в течение 3 рабочих дней будут внесены в РНП.

Обжалование в суде. Обращаться ли в суд для обжалования, решает поставщик. Стоит учесть, что при наличии формальных оснований есть неплохие шансы на победу. Под формальными основаниями понимается, например, неперечисление обеспечения в срок из-за длительных праздничных дней, в течение которых банк не осуществлял операции.

При неблагоприятном исходе участник закупки попадает в РНП на 2 года. Контракты при этом заключать он не сможет.

Подведем итоги

Обобщая сказанное выше, можно сделать такие выводы:

  1. Нужно внимательно относиться ко всем процедурам, на которые подавались заявки, отслеживать их этапы и возврат обеспечения, проверять в почте папку для спама.
  2. Сведения о поставщике в РНП направляются заказчиком, поскольку это его обязанность. Вместе с тем в большинстве случаев последний заинтересован в том, чтобы заключить контракт с победителем закупки, а не проводить новую процедуру (если исключить фактор сговора и иных коррупционных проявлений).
  3. Заказчик имеет возможность продлить срок, отведенный на заключение контракта. И если поставщик собирается его заключать и исполнять, нужно договариваться с заказчиком.
  4. Поставщик не попадает в РНП автоматически — для этого должно быть соответствующее решение ФАС или суда. При разбирательствах у юрлица или ИП есть шансы доказать отсутствие с его стороны злого умысла. Тогда включения в Реестр можно избежать.
  5. Если что-то в процессе подготовки к заключению контракта или его исполнения начинает идти не по плану, нужно запасаться документами, которые потом смогут подтвердить добросовестность поставщика и отсутствие его вины.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/kak-ne-popast-v-rnp-iz-za-sobstvennoj-nevnimatelnosti/

«Попавший в реестр не имеет права участвовать в торгах. Но у заказчика нет обязанности проверять реестр!»

Работа с госзаказом по-новому. Как не оказаться в числе недобросовестных поставщиков

Госзаказчику попеняли на забывчивость о запрете на сотрудничество с турецкими компаниями

Число нарушений на госзакупках продолжает расти, как и количество жалоб на эти самые нарушения.

Мало того, как заявил накануне на пресс-конференции, посвященной итогам работы в сфере контроля соблюдения закона о закупках, замруководителя Татарстанского УФАС России Игорь Павлов, многие заказчики «забывают» включать в свою контрактную документацию пункт о запрете участия в торгах турецким компаниям.

В четверг на пресс-конференции «Итоги работы в сфере контроля соблюдения закона о закупках по первому полугодию 2016 года» замруководителя Татарстанского УФАС России Игорь Павлов рассказал о неутешительной ситуации с нарушением закона о закупках.

Так, за первое полугодие поступило уже 203 жалобы по закону 44 «О контрактной системе в сфере закупок» (за тот же период 2015 года — 184), из них большая часть — по закупкам для федеральных нужд (98), 78 жалоб — по закупкам для татарстанских учреждений и 30 — для муниципальных нужд. При этом 77,3% (!) всех жалоб УФАС удовлетворил.

Однако по удовлетворенным жалобам ситуация обратная: больше всех нарушений, таким образом, — на уровне муниципалитетов.

— Тенденции таковы, что число жалоб не уменьшается, а даже растет! Почему-то качество документов не улучшается. Заказчики не вовремя отслеживают законы, не вносят поправки, — с сожалением заметил Павлов.

Организации «забывают» включать в документацию о закупках запрещение работать с турецкими компаниями, отметил Павлов. Фото nord-news.ru

Заказчики не хотят отказываться от турецких поставщиков?

Как оказалось, немалая часть нарушений была связана с «политическими причинами». Так, организации «забывают» включать в документацию о закупках запрещение работать с турецкими компаниями.

— Был принят ряд мер Правительством РФ по недопущению использования труда компаниями Турции.

В частности, по строительству зданий, архитектуре, проектированию, деятельности турагентств, гостиниц, обработке древесины — государством установлен запрет для всех заказчиков, не только по 44-ому закону.

Кто закупает в рамках 44-го закона, обязаны устанавливать требования о запрете участия в торгах турецких компаний, — предупредил замруководителя УФАС РТ. — Заказчики почему-то не всегда это делают.

Впрочем, пока ни одного случая победы «турецкого поставщика» над УФАСом РТ не выявлено.

Как попавшие в реестр недобросовестных поставщиков продолжают участвовать в торгах

Кроме того, за истекший период поступило 28 обращений от госзаказчиков о недобросовестных поставщиках: 16 из них УФАС включил в реестр недобросовестных поставщиков, где подобные компании находятся 2 года.

Число таких поставщиков за год увеличилось… Включают в «черный список» по трем условиям: уклонение победителя от заключения контракта, расторжение контракта в одностороннем порядке, расторжение в судебном порядке.

В числе нарушений Павлов отметил нежелание заказчиков применять 15-процентные преференции для инвалидов и заключенных УФСИН.

Интересно, что попадание в реестр не исключает возможности участия добросовестного поставщика в новых торгах!

— Конечно, попавший в реестр не имеет права участвовать в торгах. Но у заказчика нет обязанности проверять реестр! Таким образом, недобросовестный поставщик может участвовать в торгах у другого заказчика, который не заглянул в реестр. Такие факты были. И включаем мы порой в реестр по нескольку раз, — признался Павлов.

В числе нарушений Павлов отметил нежелание заказчиков применять 15-процентные преференции для инвалидов и заключенных УФСИН. Фото investments.academic.ru

«Если заказчик заключает прямой договор — это злоупотребление. Нет конкуренции — нет экономии средств!»

Отдельно УФАС ведет контроль в рамках Закона о защите конкуренции. За полгода поступило 175 жалоб, и 149 из них УФАС удовлетворил. Процент опять же выше, чем в прошлом году.

Проблема в том, отметил Павлов, что торги по закону №223 «О закупках товаров и услуг», в отличие от 44-го закона, где все процедуры прописаны в самом законе, могут вестись по нормам, разработанным самим заказчиком.

Получаются своеобразные «локальные законы», в которых УФАС отмечает зачастую использование «антиконкурентных пунктов. Всего ведомство выдало 20 предписаний по «локальным законам».

— Основное злоупотребление — закупки у единственного поставщика. Мы ратуем за то, чтобы заказчик проводил конкурентные способы закупок там, где может быть максимальное число участников. Если заказчик заключает прямой договор — это злоупотребление.

Нет конкуренции — нет экономии средств! Есть случаи, когда нецелесообразно закупать посредством конкурентных закупок (водоотведение, водоподача, по распоряжению президента, и проч.). Эти случаи в рамках 44 закона обозначены в 93-ей статье.

Заказчики копируют случаи, но часто прописывают расширенный перечень, — рассказал о хитростях заказчиков Игорь Павлов.

Почему запретили вывески круглосуточных ломбардов

Есть и другие хитрости, на которые идет заказчик, желая заключить договор с уже выбранным поставщиком: когда выигравший контракт поставщик надеется уже на исполнение заказа, а заказчик внезапно отказывается. В итоге поставщик несет убытки, так как определенная партия уже была закуплена, потрачены деньги и т. д.

— Надо четко прописывать сроки, когда заказчику уже нельзя отказываться. Если отпала необходимость в поставке, надо договариваться с поставщиком! В положении о закупках нет минимального срока для заключения договора. Есть право участников обжаловать в УФАС в 10-дневный срок.

А организаторы торгов не устанавливают минимальный срок для договора и после определения победителей заключают договор на следующий день, и поставщик теряет право оспаривать что-либо в УФАС. Мы предписываем не заключать договор ранее 10 дней. И будем проводить тотальную проверку на предмет выявления злоупотреблений.

Доведем информацию и до руководства РТ, — предупредил Павлов.

Игорь Павлов: «Мы предписываем не заключать договор ранее 10 дней. И будем проводить тотальную проверку на предмет выявления злоупотреблений». Фото tatar-inform.ru

Всего за первое полугодие привлечено к административной ответственности 412 лиц (за тот же период прошлого года — 251) и оштрафовано на общую сумму 3,3 млн рублей.

На предложение корреспондента «Реального времени» как-либо прокомментировать запрет со стороны УФАС вывесок круглосуточных ломбардов Игорь Павлов заметил, что по Закону о ломбардах их деятельность ограничена временными рамками и никак не может быть круглосуточной.

— Если они уберут цифру 24 — все по закону, и вывеску не снимут?

— Прямого запрета нет же! Все по закону. Законные вывески ломбардов в настоящий момент легитимны, — заявил Павлов.

Источник: https://RealnoeVremya.ru/articles/35037

Участие в тендерах поставщиков, находящихся в РНП: мифы и реальность

Работа с госзаказом по-новому. Как не оказаться в числе недобросовестных поставщиков

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Давно я не публиковал на сайте ничего нового, поэтому сегодня решил исправиться.

В настоящей статье речь пойдет об участии в тендерах поставщиков, сведения о которых содержатся в реестре недобросовестных поставщиков.

Тема эта окутана различными мифами и домыслами, поэтому сегодня я постараюсь пролить свет на эту ситуацию и максимально подробно обо всем вам рассказать.

1. Что такое реестр недобросовестных поставщиков и почему не стоит в него попадать?
2. Как участвовать в тендерах, если вы находитесь в РНП?
3. Когда “черный” список поставщиков действительно станет черным?

1. Что такое реестр недобросовестных поставщиков и почему не стоит в него попадать?

Начну с того, что реестр недобросовестных поставщиков (сокращенно РНП) это раздел на сайте Единой информационной системы (ЕИС), в который включается информация о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), которые либо уклонились от заключения контракта, либо с ними по решению суда или в одностороннем порядке был расторгнут контракт в связи с существенным нарушением ими условий контракта.

Попав в этот реестр, поставщик на два года лишается возможности участия в государственных тендерах (госзакупках).

Отсутствие информации об участнике закупки, а также информации об его учредителях и руководителе (для юридических лиц) в реестре недобросовестных поставщиков является дополнительным требованием, которое Заказчики ВПРАВЕ устанавливать к участникам в своих закупочных документациях (ч.1.1 ст.31 44-ФЗ). Однако как показывает практика, Заказчики практически всегда устанавливают данное требование, тем самым ограничивая себя от взаимодействия с нерадивыми исполнителями.

Такой реестр ведется и в рамках 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Причем Заказчики, работающие в рамках 223-ФЗ, помимо отсутствия сведений об участнике в РНП по 223-ФЗ, также устанавливают требование об отсутствии сведений об этом участнике и в реестре по 44-ФЗ. Так называемый “двойной рубеж”.

Более того, даже в коммерческих закупках (!) можно встретить подобные требования к участникам.

Да, есть закупки, в которых Заказчики не устанавливают требования об отсутствии сведений в РНП, но таких закупок крайне мало и с каждым разом их становится еще меньше. Поэтому пребывание в одном из таких реестров может сильно навредить вам и вашему бизнесу. По крайней мере в разрезе участия в тендерах.

Однако есть некоторые “серые” варианты участия в тендерах, даже если вы находитесь в одном из таких реестров, но об этом я расскажу дальше в этой статье.

2. Как участвовать в тендерах, если вы находитесь в РНП?

Как я уже написал выше, наличие сведений о вас или о вашей организации в РНП лишает вас возможности участия в тендерах на два года. Вернее участвовать в тендерах вы можете, но ваша заявка на этапе рассмотрения будет отклонена Заказчиком.

Так как же тогда участвовать в тендерах, находясь в этом злосчастном реестре?

Меня некоторое время назад активно “атаковали” этим вопросом мои ученики, которые услышали об этом от одного “эксперта” по госзакупкам. Вместо того, чтобы не афишировать своего присутствия в данном реестре, он во всеуслышание об этом заявил, так еще и намекнул, что и на этом можно неплохо зарабатывать.

С точки зрения маркетинга это был отличный ход, но вот с точки зрения этики и морали — нет. Ну не в этом суть.

Итак, находясь в РНП, Вы можете подавать свои заявки на участие в тендерах. Но они в любом случае будут отклонены. Иногда таких участников просят подать заявку для количества, чтобы создать видимость конкуренции. Это самый простой способ, на котором сильно не заработаешь.

Второй способ — это участие в электронных аукционах. Так называемая схема “Таран”. Эта схема выглядит следующим образом. Нужный участник делает в начале торгов минимальный шаг 0,5% или 1% от НМЦК.

Затем два других участника, находящихся в РНП (либо сознательно допустивших ошибку во 2-й части заявки, либо не приложивших нужный документ) начинают торговаться между собой и быстро снижать цену. Они снижают цену до той отметки, когда другим участникам подавать свои предложения уже не целесообразно. На этом аукцион завершается.

По итогам рассмотрения 2-х частей заявок тех участников, которые активно торговались друг с другом отклоняют и победителем признается участник, сделавший шаг в самом начале аукциона, и заявка которого соответствует всем требованиям Заказчика.

Таким образом, участники, находящиеся в РНП, могут зарабатывать на использовании этой “серой” схемы.

Да, в 44-ФЗ предусмотрен защитный механизм, указанный в ч.27 ст.44.

Суть этого механизма сводится к тому, что если участник закупки был отклонен по второй части заявки в третий раз за квартал на одной и той же электронной площадке, то оператор электронной площадки переводит обеспечение его последней заявки на счет Заказчика. Но мошенникам этот механизм хорошо известен и никоим образом не мешает использовать на практике выше озвученную схему.

Площадка Росэлторг также предприняла попытку борьбы со схемой “Таран”, но не совсем удачную, на мой взгляд.

В ходе торгов рядом с порядковым номером участника, находящимся в РНП, отображается маленький красный кружок с восклицательным знаком.

То есть видя, что цену активно снижает один из таких участников, вы понимаете, что используется схема “Таран”, но на этом все. Видеть вы это видите, но со свой стороны сделать больше ничего не можете.

Какой из этого можно сделать вывод? Участие в тендерах даже при наличии сведений в реестре РНП возможно, но такое участие является не вполне законным и много на этом вы вряд ли заработаете. А начиная с 1 июля 2018 года и такая возможность у недобросовестных поставщиков вовсе пропадет, но об этом я расскажу ниже.

3. Когда “черный” список поставщиков действительно станет черным?

Не знаю, обрадую я вас или огорчу, но уже с 1 июля 2018 года заявка участника, находящегося в РНП, не будет допускаться к участию в электронном аукционе.

Согласно новым правилам, содержащимся в п.5 ч.11 ст.

66 44-ФЗ, в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии установления Заказчиком требования, предусмотренного ч.1.1 ст.31 44-ФЗ.

Таким образом наличие вашей организации в реестре недобросовестных поставщиков становится абсолютно бесполезным и заработать на этом вам вряд ли теперь удастся. Поэтому ведите свою игру честно и не попадайте в черные списки поставщиков!

На этом у меня все. Надеюсь, что данный материал был для вас полезным. А если это так, то не поленитесь поставить под статьей несколько “лайков” и поделиться этим материалом со своими друзьями в социальных сетях.

P.S.: Если у вас остались вопросы или вы не согласны с моей точкой зрения, то оставляйте свои комментарии ниже. Буду рад с вами подискутировать.

Источник: http://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/uchastie-v-tenderah-postavshikov-nahodyashihsya-v-rnp.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.