Проверки ФАС. В каких случаях не предупредят компанию и что могут затребовать
Проверка ФАС (федеральной антимонопольной службы): что проверяют, этапы проверки и как подготовиться | Правовая поддержка на IDdeiforbiz.ru
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем, что представляет собой проверка ФАС (Федеральной антимонопольной службы), как она проходит, как к ней подготовиться, как вести себя с инспекторами, и за что можно получить штраф.
Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.
В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:
- Недобросовестной конкуренции;
- Монопольно высоких или низких ценах на товар;
- Распространении ложной информации о конкурентах;
- Нарушение порядка ценообразования;
- Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.
В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.
Осуществлять антимонопольные проверки могут:
Виды проверок
Проверка антимонопольной службой может быть:
1. Плановой (по заранее утвержденному годовому графику). Плановые проверки проводятся раз в три года. Годовой график можно отследить на официальном сайте.
2. Внеплановой. Например, основаниями для нее могут послужить указания на нарушения, поступившие от:
- Физических или юридических лиц;
- Правоохранительных органов;
- СМИ.
Внеплановые проверки ФАС наиболее распространены и чаще заканчиваются штрафами. Частота и периодичность внеплановых проверок законом никак не ограничивается.
Этапы проверки
Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:
Проверка длится не более 30 дней.
Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:
- Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
- Необходимо перевести документы;
- Для вынесения решения нужна дополнительная информация.
Штрафы
Наиболее распространенные штрафы ФАС:
Нарушение
Штраф для руководителя или ИП
Штраф для юридического лица
Нарушение законодательства о рекламе4000 — 20000 рублей
100000-500000 рублей
Проявление недобросовестной конкуренции12000-20000 рублей
100000-50000 рублей
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом20000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет
1-15% от выручки от реализации товара (не менее 100000 рублей)
Игнорирование предписания ФАС8000-20000 рублей или дисквалификация до трех лет
100000-500000 рублей
На что имеют право сотрудники ФАС
Служащим антимонопольного органа разрешено:
Как подготовиться к проверке
Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.
Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:
Как себя вести во время выездной проверки ФАС
Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:
Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.
Источник: http://IDeiforbiz.ru/proverka-fas-federalnoi-antimonopolnoi-slyjby-chto-proveriaut-etapy-proverki-i-kak-podgotovitsia.html
Проверка контрагента с рисками что они побегут в фас
- 1 Риск подписания договора с незарегистрированным контрагентом
- 2 Риск обременения имущества
- 3 Риск участия в судебных процессах
- 4 Риски ликвидации, реорганизации и банкротства контрагента
- 5 Риск неисполнения или ненадлежащего выполнения контрагентом своих обязательств по договору
До заключения договора с новым контрагентом рекомендуется его проверить, чтобы уменьшить риски. В ходе проверки можно выявить обстоятельства, зная которые, руководство компании откажется заключать договор с этим контрагентом. Проверка позволит сэкономить время и деньги компании. Ведь, заключив договор с контрагентом, который, к примеру, находится на грани банкротства, организация рискует как потерять переданные по договору материальные ценности, так и не получить желаемого результата и, более того, рискует быть вовлеченной в длительную судебную тяжбу.
Вместе с тем, как было отражено в вышеприведенном Постановлении, налоговый орган может указать на необоснованность налоговой выгоды, если докажет, что налогоплательщик действовал «без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом».
Таким образом, налогоплательщику, заинтересованному в минимизации риска возникновения спора с налоговым органом относительно получения необоснованной налоговой выгоды в результате взаимодействия с «недобросовестными» контрагентами, следует быть готовым к ответу на вопрос, насколько он был осмотрителен в выборе своих контрагентов.
Поиск контрагентов и проверка их благонадежности
Внимание
Дело в том, что штраф за непредоставление информации о бухгалтерской отчетности в Росстат небольшой, поэтому может оказаться, что потенциальный контрагент не выполнил обязанность по предоставлению своей отчетности в Росстат.
Помимо этого, сведения о размере уставного капитала, увеличении и уменьшении уставного капитала, стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью, на последнюю отчетную дату можно посмотреть в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Доступ к данному ресурсу бесплатный. Для получения необходимых сведений нужно ввести наименование компании, ИНН, ОГРН или место нахождения организации.
Однако есть риск, что сведений о стоимости чистых активов юридического лица в указанном реестре не окажется.
Проверки фас. в каких случаях не предупредят компанию и что могут затребовать
В этих случаях можно порекомендовать лишь тщательно соблюдать условия заключенного договора, чтобы у контрагента не было оснований для обращения в суд, а если таковое состоится – чтобы поданный иск был заведомо необоснован.
Как правильно проверить контрагента на добросовестность?
При покупке недвижимости может оказаться что она обременена арендой или ипотекой. Чтобы предотвратить подобные риски, необходимо запросить информацию об имуществе – предмете договора.
Так, информацию об обременениях недвижимого имущества можно получить по выписке из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) о зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Такую выписку регистрирующий орган (территориальный орган Росреестра) предоставляет в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Выписка может быть предоставлена в бумажной или электронной форме. За предоставление выписки из ЕГРП взимается плата в порядке и в размере, установленными приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г.
Проверка контрагента: минимизируем налоговые риски
Российской Федерации либо международных соглашений, вступивших в силу после подписания контракта; — объявление войны, начало гражданской войны, революция, восстание в странах действия страхового покрытия и в других странах, указанных в договоре страхования; — аннулирование импортных (экспортных) лицензий страхователя и/или контрагента государственными органами страны действия страхового покрытия; — введение эмбарго на импорт (экспорт) государственными органами страны действия страхового покрытия. Обобщение практики предъявления налоговых претензий приводит к выводу о том, что в случае недобросовестности контрагентов (рис.2) покупатель лишается права произвести налоговые вычеты по НДС. Рис. 2. Признаки недобросовестности контрагентов.
Минимизация налоговых рисков при выборе контрагентов
Юридические риски могут быть самые разнообразные: гражданско-правовые (риск признания договора недействительным, незаключенным), налоговые (риск признания расходов необоснованными, отказа в вычете НДС), уголовно-правовые (риск уголовного наказания по УК РФ) и т. п.
В данной рекомендации пойдет речь о некоторых гражданско-правовых рисках, которые можно предотвратить до заключения договора при помощи внешних источников информации (государственных реестров, интернет-сайтов, специализированных СМИ).
Риск подписания договора с незарегистрированным контрагентом Может получиться так, что организация, с которой предполагается заключить договор, вообще не зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Управление рисками компании: на что обращать внимание при проверке контрагентов?
Источник: http://advokat-na-donu.ru/proverka-kontragenta-s-riskami-chto-oni-pobegut-v-fas/
Когда о проверке ФАС не предупредят компанию
Компанию не всегда заранее предупреждают о проверке ФАС. Госорган вправе посетить компанию внепланово и получить документы без ее согласия.
Антимонопольный орган контролирует компании различными способами. Проверки ФАС подразделяют на плановые и внеплановые, выездные и документарные. Как и другие контролирующие ведомства, ФАС переходит на риск-ориентированный подход при проверках. Тем не менее, госорган может проверить компанию во внеплановом режиме, если к тому будут основания.
В ходе проверки компании или после нее ФАС вправе затребовать любые документы компании, даже если дела о нарушении антимонопольного законодательства еще нет. Компания сможет обжаловать действия ФАС в судебном порядке, но если сотрудники ведомства потребуют документы, их придется предоставить.
5 июля онлайн-конференция с представителями ФАС. Регистрируйтесь, чтобы не пропустить >>
Варианты проверок ФАС
Проверки ФАС проводят в плановом варианте или в виде внеплановых. Это зависит от обстоятельств проверки. Правила проведения проверок антимонопольного органа содержит ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Независимо от запланированности проверок их подразделяют на выездные и документарные.
Документарную проверку проводят по месту нахождения инспекции ФАС, и сотрудники ведомства не осматривают территорию, бумаги и имущество компании.
О плановых проверках со стороны антимонопольного органа компания может узнать на сайте ФАС. Например, посмотреть план проверок на 2021 год. Кроме того, ведомство обязано известить компанию о плановой проверке минимум за три рабочих дня до начала мероприятия (ч. 12 ст. 25.1 закона № 135).
Внеплановые проверки ФАС
Если ФАС собирается провести внеплановую проверку компании, об этом предупреждают за 24 часа до начала (ч. 13 ст. 25.1 закона № 135). Причем о некоторых внеплановых проверках ФАС не вправе извещать в силу закона. Это верно для случаев, когда организацию подозревают в картельном сговоре (ч. 14 ст. 25.1 закона № 135).
Выездные проверки ФАС
ФАС осуществляет выездную проверку по месту нахождения компании. Во время мероприятия сотрудники антимонопольного органа ведут осмотр территории, объектов и документов компании (п. 3.43 м Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции , утв. приказом ФАС России от 25.03.12 № 340).
По общему правилу выездная проверка ФАС обладает второстепенным характером. Она необходима, только если без этого нельзя убедиться в полноте и достоверности бумаг, которые компания передала инспекции. Также выездную проверку организуют, если иначе не удастся оценить, ведет ли организация деятельность в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 3.39 Регламента № 340).
Обычно суды не считают, что при внеплановой ФАС обязана подтвердить ее необходимость (постановление АС Московского округа от 19.07.16 по делу № А40-107607/15). Но иногда проверяют основания ведомства для проверки такого рода (постановление Девятнадцатого ААС от 07.08.15 по делу № А36-6246/2013).
Запрос информации при проверке ФАС
Нормы ст. 25.4 закона № 135 позволяют сотрудникам антимонопольных органов затребовать документы, которые не обнаружили во время выездной проверки ФАС.
При этом суды указывают, что это распространяется на конфиденциальную информацию.
ФАС вправе запросить ее как в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства, так и до возбуждения такого дела (постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.10 № 9532/10).
Существует позиция КС РФ, что ФАС следует мотивировать запрос той или иной информации. Ведомство может требовать данные, только если это необходимо (определение КС РФ от 20.11.14 № 2634-О).
Но если прежде суды требовали от госоргана подробно объяснять, почему он запрашивает сведения, сейчас тенденция другая. Суды считают, что ФАС достаточно указать в запросе на процессуальный повод истребования и норму права (п.14 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции , утв. Президиумом ВС РФ 16.03.16).
Некоторые суды не требуют, что при проверке ФАС запрос документов был напрямую связан с предметом проверки. Например, суд посчитал, что запрос относится к предмету проверки, поскольку договоры касались той же сферы, что и предмет (постановление Девятнадцатого ААС от 28.01.16 по делу № А36-566/2014).
В другом деле суд указал, что компания не вправе требовать от ФАС обоснования запроса (постановление Девятнадцатого ААС от 15.01.16 по делу № А36-564/2014). Но такая позиция содержит противоречия разъяснениям КС РФ из определения от 20.11.14 № 2634-О. Высшая инстанция указывала, что компании обладают правом на судебный контроль действий госорганов.
Фактически, компания обязана при проверке ФАС предоставить любую информацию по запросу. Признать недопустимыми данные доказательства компания сможет только в судебном порядке.
- «Рейды на рассвете», или Проверки ФАС России: экспресс-гайд для подготовки
Антимонопольные проверки и оспаривание решений антимонопольного органа
Источник: https://www.law.ru/article/21566-qqe-17-m5-17-05-2021-kogda-o-proverke-fas-ne-predupredyat
Что делать при получении предписания ФАС
Решение контрольного органа в сфере госзакупок по рассмотренным жалобам может сопровождаться предписанием участникам торгов. Рассказываем, что представляет собой этот документ, когда ФАС его оформляет и что делать после получения.
Предписание ФАС — это распоряжение антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. В таком документе, как «Решение», ФАС лишь указывает, выявлены ли нарушения или нет.
В «Предписании» же антимонопольная служба указывает, какие действия необходимо сделать, чтобы устранить нарушения (не выдается только в том случае, когда нарушения не повлияли или не могут повлиять на результаты определения победителя).
Согласно Административному регламенту ФАС, утвержденному Приказом от 19.11.2014 № 727/14, действиями, направленными на устранение нарушений в рамках проведенного заказа, могут быть:
- внесение изменений в извещение и документацию с продлением сроков подачи заявок (исправить некорректное техническое задание, установить требование о наличии у потенциальных участников лицензий, свидетельств и др.);
- отмена протоколов, составленных в ходе выявления победителя;
- осуществление закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ ( установление корректных сроков окончания подачи заявок, даты проведения аукциона и др.).
Форма документа
В документе должна содержаться следующая информация:
- дата и место выдачи;
- состав комиссии;
- сведения о сопутствующем решении;
- наименование, адрес заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии, оператора электронной площадки;
- указание действий, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений;
- сроки, в течение которых должно быть исполнено требование;
- сроки, в течение которых в контрольный орган должны поступить копии документов и сведения об исполнении.
ФАС направляет документ всем участникам разбирательства, а также публикует его на сайте ЕИС.
Действия по исполнению
После выдачи документа орган, которому его выдали, обязан не только выполнить установленные требования, но и отчитаться в контрольную службу об исполнении. В сроки, установленные антимонопольным органом, виновная организация должна направить уведомление об исполнении предписания ФАС.
Как отменить протоколы по предписанию ФАС
Наиболее часто по указанию антимонопольной службы заказчикам предписывается отменить протоколы, составленные в ходе проведения процедуры, или же внести изменения в закупочную документацию согласно выданным заключениям контрольного органа. Приведем инструкции по этим операциям.
Как внести изменения в документацию
На главной странице торгов заказчик выбирает пункт «Изменения по решению контролирующего или судебного органа либо по результатам обязательного общественного обсуждения». Система отобразит страницу с активной вкладкой «Основание».
Далее необходимо выделить пункт «Предписание органа контроля».
Необходимо выбрать указание из реестра результатов контроля. Если же ФАС не опубликовало документ в ЕИС, то заказчик вручную вбивает реквизиты предписания.
Далее заказчику будет доступен функционал, аналогичный при публикации заказа, где необходимо внести соответствующие изменения и прикрепить новые файлы документации.
Как отменить протоколы
На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню протокола выбрать пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».
При нажатии на кнопку «Продолжить» отображается форма сведений об отмене протокола.
В общей информации заказа вносятся коррективы и прикрепляется новый экземпляр протокола.
Также немаловажно, что предписание Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия, а неисполнение в срок требований ФАС, в том числе уклонение от выполнения, частичное или несвоевременное исполнение пунктов, влечет за собой административную ответственность и дальнейшее обращение антимонопольной службы в суд с иском о понуждении исправления нарушений. Штраф, согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, на должностных лиц составляет в размере 50 000 руб.; на юридических лиц — 500 000 руб., а повторное совершение данного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на один год.Источник: https://goscontract.info/tender/chto-delat-pri-poluchenii-predpisaniya-fas