+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Прибыль контролируемых иностранных компаний: тонкости определения

Содержание

Прибыль контролируемых иностранных компаний: тонкости определения

Прибыль контролируемых иностранных компаний: тонкости определения

Контролируемые иностранные компании нередко входят в бизнес-структуры российских. Прибыль контролируемых иностранных компаний облагается налогом.

Контролируемая иностранная компания (КИК)— это иностранная компания, частью акций которой владеют налоговые резиденты РФ. Понятие контролируемой иностранной компании пришло из зарубежной практики.

В российском бизнесе корпоративные структуры с иностранным участием получили шировое распространение.

В процессе деофшоризации в налоговое законодательство РФ были внесены поправки в отношении, в частности, прибыли контролируемых иностранных компаний.  

Налогообложение контролируемых иностранных компаний

Поправки в НК РФ в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и их доходов приняты еще в 2014 г. (Федеральный закон от 24.11.

2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», далее — Закон № 376-ФЗ).

Последующие поправки вносились и в 2015 г., и в 2021 г. (федеральные законы от 06.04.2015 № 85-ФЗ, от 08.06 2015 № 150-ФЗ, от 15.02.2021 № 32-ФЗ).

Арбитражная налоговая практика по спорным вопросам до сих пор не сформировалась: первый доход КИК будет задекларирован только в 2021 г., а порядок принудительного признания иностранных компаний налоговыми резидентами пока не разработан.

Исключением может, пожалуй, считаться концепция фактического права на доход (бенефициарной собственности), нашедшая отражение в судебной практике.

Например, дело «Торгового дома „Петелино“» о неприменимости освобождения от налогообложения роялти, выплачиваемых кипрской компании, которая в свою очередь выплачивала их в пользу компании, зарегистрированной на Бермудах (Постановление Девятого ААС от 04.08.2015 № 09АП-28112/2015 по делу № А40-12815/2015).

Порядок определения налоговой базы контролируемых иностранных компаний

Одна из ключевых поправок связана с порядком определения налоговой базы КИК. Именно обязанность подготовки финансовой отчетности иностранных компаний по правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ вызывала наибольшее количество нареканий.

Обновленная ст. 309.1 НК РФ дает налогоплательщикам право для целей определения налоговой базы использовать неконсолидированную отчетность, составленную по стандартам, установленным «личным» законом иностранной компании (право страны, где учреждено юридическое лицо). При этом если такие стандарты не установлены — то по правилам МСФО, либо по иным международным стандартам.

По отчетности должны провести аудит, если иностранная компания зарегистрирована в стране, не обменивающейся эффективно информацией с Россией согласно ежегодно утверждаемому перечню. Раньше такого выбора у налогоплательщиков не было, и финансовая отчетность классических офшоров должна была готовиться в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

Эти новшества на практике вызывали определенные неудобства.

Теперь контролируемым компаниям из государств, с которыми у России имеется соглашение об избежании двойного налогообложения и которые эффективно обмениваются налоговой информацией, делать аудит для целей использования финансовой отчетности не нужно.

Тем самым существенно расширился круг налогоплательщиков, которые могут готовить налоговую отчетность иностранных компаний не по правилам, предусмотренным для российских компаний.

Другой не менее серьезной проблемой, с которой столкнулись налогоплательщики, стало фактически двойное налогообложение нераспределенной прибыли КИК: облагалась как нераспределенная их прибыль, так и дивиденды, полученные контролирующим лицом. Для разрешения этого вопроса были введены п. 66 ст.

217 и подп. 53 п. 1 ст. 251 НК РФ. От налогов освободили дивиденды, полученные от КИК, если контролирующее лицо (физическое лицо или организация) ранее уплатило в России налог с нераспределенной прибыли КИК.

Тем самым исключена ситуация, при которой происходит повторное налогообложение дивидендов, полученных контролирующим лицом из прибыли иностранной компании, которая уже заплатила налоги в рамках режима КИК.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в сумме, не превышающей дохода в виде прибыли КИК, указанных налогоплательщиком — российским контролирующим лицом в налоговой декларации.

При определении прибыли (убытка) КИК поправки позволили не учитывать доходы (расходы) в виде сумм прибыли (убытка) дочерних (ассоциированных) организаций (за исключением дивидендов), признанных в ее финансовой отчетности.

Налоговые ставки на прибыль контролируемых иностранных компаний

К негативным моментам можно отнести применение различных налоговых ставок в отношении нераспределенной прибыли для физических лиц и организаций. Если прибыль распределяется из-за рубежа в пользу российских физических и юридических лиц, то применяется ставка 13%. Нераспределенная прибыль физических лиц также облагается по ставке 13%.

В то же время если иностранные компании контролируются российскими организациями, то нераспределенная прибыль может облагаться по ставке 20%. Закон № 376-ФЗ фактически вынуждает иностранные дочерние компании распределять прибыль в пользу российских организаций.

Хотя указанный нераспределенный доход мог направляться для покрытия убытков внутри группы компаний. Целесообразнее установить общий подход для организаций как к распределенной, так и к нераспределенной прибыли.

Тем самым российские организации могли бы выбирать, нужно ли им распределять прибыль своих иностранных «дочек» или нет.

  • Новые правила налогообложения для КИК

Источник: https://www.law.ru/article/21282-qqq-17-m1-26-01-2021-pribyl-kontroliruemyh-inostrannyh-kompaniy-tonkosti-opredeleniya

Прибыль контролируемых иностранных компаний

Прибыль контролируемых иностранных компаний: тонкости определения

Законодательные положения, регулирующие вопросы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (Controlled foreign corporation (CFC) или КИК, так или иначе присутствуют практически во всех зарубежных нормативно-правовых системах,

среди которых (не ограничиваясь приведёнными юрисдикциями) Австралия (Часть X Закона об исчислении налогов (Tax Assessment Act 1936 (ITAA 1936)), Канада (Правила о зарубежных дочерних организациях (Foreign Affiliate (FA) rules) в рамках статей 90-95 и 112-113 Закона о подоходном налоге (Income Tax Act), КНР (Закон о налоге на прибыль предприятий (Enterprise Income Tax Law (Order of the President [2007] No. 63, “EIT Law”)), Финляндия (Закон о налогообложении применительно к акционерам иностранных контролируемых корпораций (Laki ulkomaisten väliyhteisöjen osakkaiden verotuksesta No. 16.12.1994/1217)), Франция (статья 209-B Налогового Кодекса), Германия (статьи 7-14 Закона о налоге на трансграничные операции 1972 года (Außensteuergesetz (AStG)), Швеция (глава 39a Закона о подоходном налоге (Inkomstskattelag (1999:1229)), Великобритания (Часть 9A Закона о налогообложении (Международные и иные положения) (Taxation (International and other Provisions) Act 2010) (TIOPA)), США (статьи 951 — 965 (Подчасть F Части III Подраздела N Раздела 1 подзаголовка A Налогового кодекса (Internal Revenue Code (“subpart F”)).

По общему правилу контролируемая иностранная компания — это иностранная компания, часть акций которой принадлежит налоговым резидентам другой страны. Иными словами КИК — это юридическое лицо, с одной стороны, осуществляющее свою деятельность на территории той или иной юрисдикции, но контролируемое (читай — принадлежащее) налоговыми резидентами другой юрисдикции.

Закрепляемые на законодательном уровне положения о контролируемых иностранных компаниях, впервые увидевшие свет в 60-е годы на территории США, вводятся в целях предотвращения практики оптимизации налогообложения (на языке налоговых органов — уклонения от налогообложения (Tax avoidance)) в рамках использования компаний, учреждённых на территории юрисдикций с так называемыми благоприятными условиями ведения бизнеса, и, конечно же, особенно благоприятными в плане налогообложения (иными словами — налоговых гаванях (Tax heavens).

Доверяй, но проверяй! — таков был девиз, взятый на вооружение налоговыми органами, с момента возникновения понятия налоговых гаваней потребовавших от владельцев долей в иностранном юридическом лице раскрывать информацию о наличии таковых и платить по ним налоги.

И вот, под флагом достижения большей налоговой прозрачности парламенты зарубежных государств наперебой стали повсеместно внедрять законодательство, по сути лишающее смысла учреждение подобных, набивших оскомину налоговым органам «оффшорных» компаний.

На фоне повального гонения Правительства РФ на оффшорные схемы в виде инициативы Президента о лишении государственной поддержки использующих оффшорные схемы компаний и права на участие таковых в государственных закупках, подписания конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о взаимном административном содействии в вопросах налогообложения, а также принятия «Закона о налоговой амнистии» (которая, к слову сказать, большинством представителей бизнес-сообщества воспринимается не как возможность избежать тяжёлых налоговых последствий, а как ничем не гарантированный от передачи третьим лицам инструмент давления со стороны как налоговых органов, так и (чем чёрт не шутит) органов уголовного преследования), «Закон о контролируемых иностранных компаниях» как заинтересованными, так и затронутыми его последствиями сторонами был также удостоен наименования «антиофшорный закон» или «закон о деофшоризации».

Законом о деоффшоризации в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения, целью которых стало обеспечение уплаты налога с нераспределённой прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами.

Казалось бы, принятый Закон никоим образом не ограничивает налоговых резидентов в том, что касается учреждения оффшорных компаний и получения от них прибыли.

И действительно, не ограничивает и даёт в этом плане полную свободу, однако в то же самое время он «тихо и спокойно» предусматривает неукоснительное выполнение налогоплательщиками-резидентами РФ «небольшого» объёма требований, прямо связанных с учреждением и пользованием «плодами» таковых компаний и подкреплённых весомыми санкциями за их невыполнение.

Однако, на данном этапе повествования откажемся от описания «дел давно минувших дней», ибо открытые источники заполнены и переполнены доскональным и в высшей степени качественным разъяснением всех аспектов «шагающего по стране» антиоффшорного закона.

Позволим себе отдать на откуп владельцев контролируемых иностранных компаний решение вопроса о способах выхода из сложившейся ситуации, которых, поверьте, — начиная от смены резидентства и «юрисдикционной релокации» бизнеса — великое, широко разрекламированное ведущими консалтинговыми компаниями, множество. Обратимся лишь к последним тенденциям.

Ветер перемен

В конце октября текущего года заместитель Министра финансов Российской Федерации Шаталов Сергей Дмитриевич, выступая перед пулом журналистов в рамках налоговой конференции, организованной Американской торговой палатой, озвучил возможность урегулирования к концу текущего года спорных моментов, заставивших находиться в подвешенном состоянии не только предпринимательское сообщество, но и «большую четвёрку» консалтинговых компаний (PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG и Deloitte) в том, что касается положений Закона о контролируемых иностранных компаниях.

По словам заместителя Министра, министерство планирует разрешить возникшие споры на уровне рассмотрения соответствующих законодательных инициатив в нижней палате парламента Российской Федерации — Государственной Думе Федерального Собрания – не позднее декабря.

На дворе — ноябрь.

Государственная Дума взяла на себя обязательство не позднее упомянутого заместителем министра срока принять во втором чтении проект бюджета на 2021 год, и это при том, что заключение (более чем на 700 листах (!!!))по соответствующему законопроекту, направленное Счётной Палатой Российской Федерации ответственному за проработку проекта комитету нижней палаты парламента — Комитету по бюджету и налогам — с большой натяжкой можно назвать оптимистичным. Иными словами, работа парламентариям предстоит тяжёлая. И вполне возможно, что «декабрю придётся подождать» в том, что касается поправок в Закон о КИК, и данная привилегия достанется «огненной обезьяне». В то же самое время саму работу над первичным проектом Закона о КИК нельзя назвать лёгкой, и рождался он в муках.

Напомним, что изначально Правительство не получило полной поддержки Государственной Думы в том, что касается внесённой им редакции законопроекта: из под пера Президента Российской Федерации он вышел не вполне «узнаваемым». В текущем году Государственная Дума продолжило сотрудничество с Правительством, и некоторое недопонимание в ряде вопросов удалось смягчить, но не более.

Теперь же, по мнению Шаталова, удалось наметить подтверждённый обеими сторонами объём реперных точек, и в ближайшее время все неурегулированные, но уже окончательно взвешенные и согласованные моменты в том, что касается контролируемых иностранных компаний, обретут себя на страницах «Российской Газеты».

Что день грядущий нам готовит?

Ожидается, что прорабатываемые в настоящее время положения откроют дорогу для расчета налоговой базы КИК не на основании 25 главы Налогового Кодекса РФ (Налог на прибыль организаций), а в силу Международных Стандартов Финансовой Отчётности.

Таковой расчёт предлагается осуществлять вне зависимости от юрисдикции иностранной компании, контролируемой налоговым резидентом Российской Федерации, но исключительно при условии предоставления данной компанией добровольного аудиторского заключения по своей финансовой отчетности.

«Аутсайдеры», для которых отчётность по 25 главе НК РФ явится неизбежностью, смогут воспользоваться своеобразной утешительной преференцией, заключающейся в отсутствии требования о том, чтобы весь объём сделок, исходя из которых будет происходить расчёт налоговой базы, пересчитывался в рубли по каждой из сделок. Согласно прорабатываемой инициативе, налоговая база будет рассчитываться в валюте, а соответствующий пересчет финальных показателей в рубли будет происходить по итогам налогового периода.

Ну а компании, чья деятельность осуществляется исключительно на территории юрисдикций, заключивших с Российской Федерацией соглашения об избежании двойного налогообложения или достигших иные договорённости с российскими налоговыми органами, смогут и вовсе «почивать на лаврах» добропорядочных и безупречных исполнителей принципов МСФО, даже не предоставляя аудиторских заключений.

«Чья туфля?»

Очередным «подарком» Министерства финансов владельцам долей в компаниях, подпадающих под определение контролируемых, должно стать введение правила, согласно которому в случае, когда какому-либо лицу принадлежит более 10% акций иностранной компании, признание его резидентом на том основании, что совместно с другими — подтверждёнными — резидентами Российской Федерации оно владеет более чем 50% акций, должно происходить при обязательном предварительном информировании налоговыми органами означенного лица о том, что оно является контролирующим лицом.

Кроме того, количество документов в «отчётной папке», направляемой в адрес налоговых органов, должно заметно поубавиться: Министерство финансов предлагает изъять из нее информацию о «контрольной доле» применительно к случаям, когда функции контроля представлены исключительно косвенным участием в  российских публичных компаниях.

Что касается резидентного статуса налогоплательщиков применительно к КИК, изменения, как ожидается, коснутся юридических лиц: в частности, последним (в случае их учреждения на территории иностранных юрисдикций) будет предоставлено право самостоятельно признавать себя налоговыми резидентами Российской Федерации.

Подобное «рвение» в свою очередь не останется незамеченным, а сама по себе инициатива не будет наказуема: пионеры «добровольного резидентства» получат возможность пользоваться преимуществами, доступными на территории иностранных юрисдикций, в частности, максимальным смягчением или полным отсутствием требований в сфере валютного регулирования и валютного контроля, предъявляемых валютным резидентам РФ. Собственники подобных компаний сохранят за собой все причитающиеся им налоговые льготы, заключающиеся, среди прочего, в освобождении от налога на выплаты дивидендов.

http://www.worldbiz.ru/

Источник: http://lawedication.com/blog/2015/11/24/pribyl-kontroliruemyx-inostrannyx-kompanij/

Закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК): чего ждать бизнесменам, получающим прибыль за рубежом

Прибыль контролируемых иностранных компаний: тонкости определения

15 июля 2015

Подавляющее большинство богатейших бизнесменов России владеют активами через структуры, зарегистрированные за рубежом. Многие из таких структур подпадают под определение контролируемых иностранных компаний (КИК). КИК — это зарубежные компании, которые не являются налоговыми резидентами РФ, но их контролирующие лица при этом — резиденты.

Согласно поправкам, внесённым в Налоговый Кодекс РФ в конце 2014 года, собственники обязаны раскрывать информацию о своих зарубежных активах и платить налоги с прибыли, получаемой за границей. Эти поправки — часть всеобщей программы по деофшоризации бизнеса.

Резидентство — центр жизненных интересов

Чтобы иностранная компания была признана контролируемой, необходимо ее соответствие двум условиям: сама компания не должна признаваться налоговым резидентом РФ, а контролирующее ее лицо, напротив, должно быть резидентом РФ.

Контролирующее лицо — это организация или физическое лицо (совместно с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия в компании более 50 %. С 2021 года лицо будет признаваться контролирующим, если его доля будет превышать 25 % или 10 % в случае, если доля участия в компании всех иных-резидентов РФ больше 50 %.

«Также возможна ситуация, когда условия о доле в КИК не будут соблюдаться, однако лицо всё равно признают контролирующим, если оно имеет возможность непосредственно осуществлять контроль над иностранной компанией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей»,— говорит Екатерина Шабалина, юрист «Транио».

Чтобы понять, является ли организация контролируемой иностранной компанией, нужно определить, кто является резидентом РФ. Однако уже на данном этапе возникают некоторые вопросы.

Физическое лицо признаётся резидентом, если находится в России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Однако, как говорится в Письме Федеральной налоговой службы № ОА-3-17/87 от 16 января 2015, физическое лицо может считаться налоговым резидентом РФ, если у него есть в России постоянное жилье (жилой объект в собственности и прописка по его адресу) или центр жизненных интересов (семья, основной бизнес или работа). Таким образом, тому, кто захочет перестать быть налоговым резидентом России, недостаточно просто проводить больше времени за границей.

Юридическое лицо признаётся резидентом РФ, если оно зарегистрировано в России.

Налоговое резидентство также получают иностранные организации, действующие в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, и иностранные организации, место управления которыми находится в России.

«Место управления будет определяться на основании разработанных „основных“ и „дополнительных“ критериев. Данные критерии обозначены в ст. 246.2 НК РФ»,— говорит Екатерина Шабалина.

Налогооблагаемая прибыль — от 50 млн рублей

В 2015 году прибыль КИК учитывается в налоговой базе у контролирующего лица, если величина такой прибыли составит более 50 млн руб. Однако в 2021 году порог будет понижен до 30 млн, в 2021 — до 10 млн. При этом ставка налога на прибыль организаций в России составляет 20 %, ставка налога на доход физических лиц — 13 %.

Если доля доходов от пассивной деятельности КИК составляет не более 20 % от общей суммы доходов, то налог не подлежит уплате.

В прибыль КИК включаются все виды активных доходов, а также пассивные доходы, такие как:

  • дивиденды (в прибыли КИК не учитываются доходы от дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо имеет фактическое право на такой доход);
  • доходы, полученные в результате распределения прибыли или имущества, в том числе при ликвидации организаций;
  • процентный доход от долговых обязательств;
  • доходы от использования прав на интеллектуальную собственность;
  • доходы от реализации акций, долей или уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом;
  • доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;
  • доходы от продажи недвижимости;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе от лизинговых операций (за исключением доходов от сдачи в аренду или транспортных средств и контейнеров, используемых в международных перевозках);
  • доходы от реализации долей паевых инвестиционных фондов;
  • доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации или предоставлению персонала, а также доходы от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Прибыль каких иностранных компаний освобождается от налогообложения по правилам КИК?

От налогообложения по правилам КИК освобождаются:

  • некоммерческие организации;
  • организации, образованные по законодательству Евразийского экономического союза и расположенные на его территории;
  • организации, эффективная ставка налогообложения прибыли которых в другом государстве составляет не менее 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в РФ (с таким государством должен быть заключён договор об избежании двойного налогообложения);
  • активные иностранные компании, активные холдинги и субхолдинги (сдача в аренду или продажа недвижимости не считается активной деятельностью компании);
  • банки;
  • страховые организации;
  • компании, участвующие в проектах по добыче полезных ископаемых на основании соглашений с иностранным государством или территорией;
  • компании, деятельность которых связана с доходом от облигаций. Сюда относятся такие иностранные организации: эмитенты обращающихся облигаций; организации, уполномоченные получать процентные доходы, подлежащие выплате по обращающимся облигациям; организации, которым были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
  • оператор нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственный акционер (участник) этого оператора.

Как избежать норм налогообложения по КИК

Есть несколько способов, как сделать так, чтобы прибыль не была объектом налогообложения по закону о КИК. Однако все эти способы связаны с рисками.

Как не попасть под налогообложение КИК

Способы Риски Перестать быть налоговымрезидентом РФ

Передать компаниюв трастовое управление

Получить долю объёмом меньше,чем предусмотренопо законодательству,и определить в соглашениимежду акционерамиусловия управления компанией

Участвовать в КИК черезроссийские публичные компании

— Лицо может быть признано налоговым резидентом в другом государстве,возможно, даже с ещё более жёстким налоговым режимом;— Негативные последствия для налогообложения от источников дохода в РФ(будет применяться ставка 30 % для физических лиц, а не 13 %на доходы от дивидендов, для организаций — дивиденды по 15 %, а не до 13 %).Нет возможности воспользоваться некоторыми льготами(например, при продаже имущества после 3 лет собственностиналоги необходимо уплачивать; не подлежат вычету расходына приобретение имущества).
— Лицо не должно иметь право на доход и распоряжение имуществом,на само имущество при ликвидации, а также не должно осуществлятьконтроль над трастом, иначе правила налогообложения КИК работают;— Управляющий трастом может управлять активами неэффективно;— Информация об учредителе и бенефициаре траставсё равно подлежит раскрытию в налоговых органах.
— Даже с долей ниже порогового значения акционер может быть признанконтролирующим лицом на основании осуществления фактического контроля;— При выплате доходов в пользу иностранного лица может быть примененаконцепция «бенефициарного собственника» дохода: иностранная компания,обладающая узкими полномочиями в отношении дохода, несмотряна формальный статус его собственника, рассматриваетсяв качестве доверенного лица или управляющего российскоговыгодоприобретателя, и по отношению к полученному доходуприменяется порядок, установленный НК РФ.
Контролирующим лицом будет признана данная публичная компания,а не сам учредитель.

Ответственность за нарушение правил КИК

За нарушения, связанные с правилами о КИК, предусмотрена ответственность, если пропущен срок представления сведений об участии в иностранной организации или о самой КИК или если были поданы недостоверные сведения. Помимо этого, предусмотрена ответственность контролирующего лица, если налог не уплачен или уплачен не полностью.

Ответственность за нарушение правил КИК

Нарушение Ответственность Законы,предусматривающиеответственность Налоговый резидент РФне представил до 15 июня 2015уведомление об участиив иностранных организациях

До 15 июня 2015 лицо приобрелодолю в иностранной организацииили размер доли изменился,и уведомление не было поданов течение месяца с этого момента,или были указанынедостоверные сведения

Уведомление поданопозднее 20 марта года,следующего за налоговымпериодом, в котором доляприбыли КИК подлежит учету(или если были указанынедостоверные сведения)

В 2015–2021 годахлицо не уплатило или уплатилоне в полном объемесумму налога по правилам КИК

Лицо не уплатило или уплатилоне в полном объемесумму налога по правилам КИК(с 2021 года)

Штраф 50 тыс. руб.ч. 2 ст. 129.6 НК РФ
Штраф 50 тыс. руб.ч. 2 ст. 129.6 НК РФ
Штраф 100 тыс. руб.п. 7 ст. 6.1,абз. 2 п. 3 ст. 25.14 НК РФ,ч. 2 ст. 4 ФЗот 24.11.2014 N 376-ФЗ
Штраф 100–500 тыс. руб.или доход за 1–3 года,или арест/лишение свободыот 4 месяцев до 6 лет*ст. 198 УК РФ(для физических лиц),ст. 199 УК РФ(для организаций)
Штраф 100–500 тыс. руб.или доход за 1–3 года,или арест/лишение свободыот 4 месяцев до 6 лет*ст. 198 УК РФ(для физических лиц),ст. 199 УК РФ(для организаций)
20 % от суммынеуплаченного налога,но не менее 100 тыс. руб.ст. 129.5 НК РФ
* Лицо не привлекается к уголовной ответственности, если сумма неуплаченных налогов меньше крупного размера(крупным размером считается сумма от 600 тыс. или от 2 млн руб. за три финансовых года для физическихи юридических лиц соответственно).

Закон о КИК представляет для предпринимателей, ведущих бизнес за рубежом, такие риски:

  • необходимость раскрытия информации в налоговых органах (могут быть заданы вопросы об источниках доходов и операциях прошлых лет) и связанный с этим риск утечки информации;
  • налоговые обязательства (невозможно использовать иностранную компанию как «кошелёк» и накапливать капитал, поскольку любые денежные средства, полученные компанией, подлежат налогообложению);
  • новые административные расходы (на услуги бухгалтеров и консультантов).

Юлия Кожевникова, «Транио»

Другие статьи «Транио» на эту тему:

Источник: https://tranio.ru/articles/controlled_foreign_company_4706/

Контролируемые иностранные компании. Прибыль и налоги КИК

Прибыль контролируемых иностранных компаний: тонкости определения

Излишний вывод денег в оффшоры – бич многих стран, в том числе эта проблема актуальна и в РФ. Уклонение от уплаты налогов считается преступным уголовным деянием в большинстве цивилизованных мировых сообществ.

Для борьбы с этим преступлением правительство использует различные средства.

Одним из беспрецедентных новшеств в российском законодательстве стало принятие закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), как раз направленного на снижение экономической «оффшоризации».

Не запрещено иметь финансовые интересы в компании на территории другой страны, участвуя в ней с долей юридического лица. Но если законодательство страны того требует, его нужно информировать о наличии таких долей и, разумеется, уплачивать с них положенные налоги.

Рассмотрим, что нового внес закон о КИК в экономическое пространство РФ, как он отражается на отечественных плательщиках налогов и какие перспективы несет предпринимателям.

Новые законодательные документы о КИК

Основанием для обсуждения вопросов налогов с доходов иностранных компаний, доля в которых принадлежит резидентам РФ, стали законодательные новшества, актуальные с начала января 2015 года. К ним относятся:

  • Федеральный закон РФ от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ, называемый также «законом о деоффшоризации» или «законом, касающимся КИК» (последние правки в него вносились 15.02.2021 г. за № 32-ФЗ);
  • Налоговый Кодекс РФ, в который данным законом были добавлены существенные нюансы в рамках обеспечения уплаты налоговых сборов в национальный бюджет с доли участия в КИК.

Эти законодательные новинки призваны решить такие актуальные задачи, и это осуществлено впервые:

  • ввести механизм, по которому будет осуществляться налогообложение с прибыли КИК;
  • предусмотреть ответственность нарушения этого порядка отечественных резидентов, контролирующих долю в такой прибыли;
  • прояснить факторы, согласно которым иностранная компания будет признана контролируемой организацией или физлицом – резидентом России;
  • исключить возможность двойного налогообложения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Закон, о котором идет речь, не вменяет в вину и не провозглашает запрет на владение долей в иностранной фирме. Он лишь уточняет обязанности отечественных плательщиков налогов, вытекающие из такого владения и контроля, а также гарантии обеспечения их выполнения.

Что значит «контролируемая иностранная компания»?

Согласно положениям нового законодательства, КИК регламентируется строго и однозначно.

Иностранная компания признается контролируемой налоговым резидентом РФ, если относительно нее соблюдаются все нижеследующие условия:

  • сама иностранная компания не является налогоплательщиком РФ;
  • ее контролирующим лицом, напротив, признан налоговый резидент нашей страны (юрлицо или физлицо).

Если иностранная организация не образовывает юридическое лицо (например, являясь фондом, трастовой организацией, товариществом и т.п.), она тоже может быть контролируемой, если ею управляет налогоплательщик РФ.

Для дальнейшего прояснения необходимо уточнить, кто признается налоговым резидентом в нашем государстве.

  1. Для физических лиц быть резидентом означает нахождение на территории страны в течение полугода в период 12 календарных месяцев подряд (не считается прерыванием отъезд на лечение или учебу менее, чем на полугодичный срок).
  2. Среди юрлиц резидентами РФ будут те фирмы, которые признаны таковыми при регистрации в России или в рамках международных договоров, а также управляемые с территории нашей страны.

Второе ключевое понятие в определении КИК – контролирующее лицо, физическое или юридическое. Закон четко определяет, кто именно является таковым:

  • владелец доли, большей 25%;
  • участник с 10% и более (совокупно с долями супругов и родственников), если доли других контролирующих эту организацию резидентов РФ в сумме превысят половину;
  • лицо, контролирующее принятие определяющих управленческих решений, касающихся распределения доходов в этой компании (даже если оно и не владеет долей в ней).

СПРАВКА. Согласно этим факторам, контролирующим лицом иностранной компании может являться как ее акционер, так и владелец (бенефициар). Долю участия считают согласно ст. 105.2 Налогового Кодекса РФ. При отсутствии владения долей учитывают обстоятельства, свидетельствующие о бенефициаре.

Прибыли КИК и подоходный налог в РФ

П.1 ст. 309 НК РФ подробно регламентирует определение налогооблагаемой базы по прибыли КИК и приравнивает ее к доходам самого резидента РФ – контролирующего лица.

Таким образом, доля участия в КИК увеличивает налоговую базу резидента, рассчитываемую согласно другим действующим положениям Налогового Кодекса РФ.

Расчет происходит, исходя из следующих положений:

  • для участника в доле компании – в зависимости от распределения прибыли в году, следующем за отчетным по тому или иному налогу в РФ;
  • для бенефициара в расчет берется предполагаемая сумма прибыли, на которую он будет иметь право в случае ее распределения.

Частью налоговой базы станет не любая прибыль с КИК, а только та, что превысила установленные пороговые значения:

  • в 2015 году – 50 000 000 руб.;
  • в 2021 году – 30 000 000 руб.;
  • после 2021 года – 10 000 000 руб.

Когда можно не платить налоги с КИК?

Даже если иностранная компания действительно является КИК, она не всегда подлежит отечественному налогообложению. Для законной неуплаты налогов в российский бюджет с прибыли КИК достаточно одного из 8 условий.

  1. Иностранная фирма – некоммерческая.
  2. Данная компания находится в Армении, Беларуси, Казахстане или Киргизии.
  3. Ставка подоходного налога этой компании составляет три четверти и более общероссийской.
  4. Организация признана холдинговой или субхолдинговой.
  5. КИК – это банк или страховая компания, имеющая лицензию.
  6. КИК – эмитент обращающихся облигаций.
  7. Иностранная фирма добывает полезные ископаемые, имея на это соответсвующие международные соглашения.
  8. Компания добывает углеводороды на новом месторождении или участвует (спонсирует) такой проект.

О чем нужно уведомлять налоговую?

Уведомление государственных фискальных органов в предусмотренные законом сроки обязательно о следующих действиях и статусах резидента РФ– контролирующего лица:

  • о том, что физлицо или фирма прямо или косвенно владеет долей в иностранной компании не менее 10%;
  • в случае, если учреждается иностранная структура без образования юрлица;
  • о любых КИК, в которых они согласно закону будут признаны контролирующими лицами.

Если иностранные организации владеют имуществом, которое расположено на территории РФ и согласно действующему Налоговому Кодексу подпадает под определение объекта налогообложения, об этом также нужно поставить в известность российских налоговиков.

Предоставить такое уведомление нужно не позже, чем в трехмесячный срок с даты наступления указанного состояния или изменения. Порядок подачи уведомлений определяется Приказом ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/kontroliruemye-inostrannye-kompanii/

Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении

Прибыль контролируемых иностранных компаний: тонкости определения
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении

Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации, полученной налогоплательщиком.

Иностранные компании, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, тоже подлежат налогообложению со стороны государства. Учет прибыли, с которой в дальнейшем взимается налог, ведется несколько иначе, чем у российских компаний.

Прибылью и убытком компании (следует понимать, как иностранной контролируемой) называется сумма, которая определяется одним из двух способов:

  • по тем же правилам, что и рассчитывается прибыль и убытки российских компаний;
  • на основании внутреннего закона организации по данным о финансовой отчетности за год.

В последнем случае в качестве убытка или прибыли принято понимать сумму, полученную до вычета налогов и сборов. Регулируется вопрос прибыли и убытков иностранной контролируемой компании двумя статьями Налогового кодекса – 25.15 и 309.1.

В каждой из них прописаны не только определения, но и принцип налогообложения при вычислении прибыли и убытка.

Способы определения величины убытков и прибыли

Существует ряд условий, при выполнении которых может быть определена сумма прибыли и убытков иностранной компании на территории Российской Федерации:

  • постоянное местонахождение на территории за пределами Российской Федерации, при этом у иностранного государства должен быть заключен соответствующий договор международного характера (следует понимать, как соглашение в вопросах налогообложения);
  • финансовая отчетность составлена на основании официального документа, где прописано мнение аудиторской организации о достоверности отчетности (следует понимать, как аудиторское заключение).

Согласно статье 25.15 Налогового кодекса, предусмотрено уменьшение прибыли компании на сумму дивидендов, которые выплачиваются в течение года. При этом финансовая отчетность должна быть составлена по итогам этого года на основании внутреннего закона компании.

Предусматриваются и случаи, когда внутреннего закона у компании нет.

В этом случае за основу берется календарный год, по его итогам и составляется финансовая отчетность.

Если же иностранная компания входит в иностранную структуру, при этом, не образуя юридического лица, то прибыль определяется после вычета распределяемой прибыли. Для таких компаний действуют и другие правовые аспекты в вопросах определения прибыли.

Например, в базу для расчета не входит имущество, которое получено от близких родственников в рамках семейного права российского законодательства, или которое было передано в пользование от учредителей компании (под имуществом следует понимать не только недвижимое или движимое имущество, но и денежные средства, а так же любые имущественные права). В качестве родственников понимаются:

  • братья и сестры;
  • мать и отец;
  • бабушка и дедушка;
  • муж и жена;
  • дети;
  • неполнокровные родственники;
  • усыновители.

Если же имущество передается от другой иностранной контролируемой организации, то прибыль этой компании не учитывает такой расход.

Требования к определению прибыли и убытков

Согласно статье 309.1 Налогового кодекса, к определению прибыли и убытков КИК применяются особые требования. При невыполнении которых компания не может подлежать налогообложению со стороны российского налогового права. К таким требованиям относят:

  • международный аудит финансовой отчетности компании;
  • финансовая отчетность компании должна быть неконсолидированной на основе внутреннего закона организации.

При этом если внутренним законом не предусмотрена неконсолидированная отчетность, то определяется она только на основании международных стандартов.

Если внутренним законом компании предусмотрен финансовый аудит, то именно он берется за основу при определении прибыли. Международные стандарты применяются в том случае, если это не прописано законом организации.

Если требования не были выполнены, то применяются несколько иные правила определения прибыли. Так, прибыль или убытки, которые выражаются в иностранной валюте, подлежат переводу в отечественную валюту по среднему курсу.

Устанавливает его Центральный банк России. При этом прибыль обязательно должна быть подтверждена составленной финансовой отчетностью и налоговой.

В случаях, когда иностранная компания не предоставляет данные о своей финансовой деятельности, о размере прибыли и убытков, ее деятельность на территории Российской Федерации может быть приостановлена до тех пор, пока не появятся основания для возобновления.

Согласно нормам российского налогового права чистая прибыль иностранной организации приравнивается в вопросах налогообложения к прибыли организации. А, значит, налоги и сборы со стороны российского законодательства применяются точно такие же, что для российских организаций, равно как и сроки уплаты.

Условия для определения прибыли и убытков иностранной компании

При определении прибыли и убытков у иностранной и контролируемой компании не учитываются некоторые аспекты. А именно:

  • суммы от дочерних предприятий;
  • суммы от паев, долей в уставном капитале;
  • суммы при формировании резервов.

Все эти суммы не берутся в расчет при формировании финансовой отчетности, на основе которой и определяется прибыль организации, ее убытки. Кроме того при формировании отчетности учитываются, так называемые, пассивные доходы. К ним относятся:

  • долговые обязательства, с которых компания получает прибыль;
  • дивиденды;
  • объекты интеллектуальной собственности, с которых компания получает определенный доход;
  • распределение прибыли и имущества, после которого компания получает определенный процент или фиксированную сумму средств.

Примечательно, что убытки компании не могут быть перенесены с одного налогового периода на другой, если плательщик налогов не предоставил соответствующего уведомления за период, когда компания вышла в убыток. То есть только при уведомлении налогового органа можно распределить убыток на несколько периодов, что скажется на финансовой отчетности компании положительно.

Если сумму прибыли определить по установленным правилам и условиям невозможно, то в качестве основы берется налоговая база плательщика (следует понимать, как представитель компании, ее контролирующее лицо).

В ее основу входит сумма прибыли, на которую он имеет право или будет в дальнейшем иметь право, если эту прибыль распределить между всеми законными претендентами. Все расчеты производятся по истечении налогового периода, после 31 декабря того года, за который финансовая отчетность организации не была предоставлена.

Документы для учета

Существует небольшой список документов, на основании которых производится учет прибыли и убытков соответствующей иностранной компании. В налоговый орган плательщик, являющийся контролирующим лицом организации, представляет следующий пакет документов:

  • декларацию по налогам;
  • аудиторское заключение или на основе внутреннего закона компании, или на основе международных стандартов;
  • финансовую отчетность, составленную по всем правилам и стандартам или внутреннего закона компании, или международного стандарта.

Примечательно, что внутренний закон компании не может противоречить международным стандартам или нарушать их. Все документы, даже если оригиналы составлены на иностранном языке, должны быть предоставлены в налоговый орган на русском языке. Перевод заверяется нотариусом, в противном случае они будут являться недостоверными.

Если аудиторское заключение не предоставляется одновременно со всеми документами, то у плательщика есть еще один месяц на то, чтобы донести его в налоговой орган.

При невыполнении этого условия налогообложение, как и деятельность компании на территории Российской Федерации, приостанавливается. Аудиторское заключение составляется не раньше и не позже, чем закончился налоговый и финансовый период компании.

При этом международные стандарты подразумевают добровольное составление заключения со стороны компании.

Но, поскольку без этого заключения по российским нормам налогового права, расчет прибыли невозможен, а без него – и взимание налогов, то компания обязана предоставить аудиторское заключение, в котором не будет содержаться отрицательного мнения о финансовой деятельности компании или отказа в выражении какого-либо мнения со стороны независимых аудиторов.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/nalogoplatelshhiki/poryadok-ucheta-pribyli-kontroliruemoj-inostrannoj-kompanii-pri-nalogooblozhenii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.