+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Нормы о государственно-частном партнерстве

Содержание

Закон о ГЧП с изменениями

Нормы о государственно-частном партнерстве

Государственно-частное партнерство регламентируется законом 224 ФЗ. Цель принятия данного правового акта заключается в урегулировании взаимодействия государства с юридическими лицами и привлечение инвестиций в экономику страны. Акцент ставится на качестве товаров и услуг, вопросами обеспечения которых занимаются органы федеральной и муниципальной власти.

Описание закона о ГЧП

Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» принят Госдумой 1 июля 2015 года. В силу документ вступил с 1 января 2021.

Структурно Закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) состоит из следующих глав:

  • общие правовые положения;
  • разработка предложения о реализации проекта партнерства;
  • заключение соглашения;
  • полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;
  • порядок определения частного партнера для реализации разработанного проекта;
  • предоставление требуемой территории для реализации;
  • заключительные положения документа.

Общие положения Федерального закона о ГЧП регламентируют сферу деятельности данного правового акта и его взаимодействие с иными нормами законодательства.

Предписываются основные понятия, используемые в документе, а также принципы, на которых строится государственно-частное партнерство.

Регламентируются также вопросы, связанные с соглашением – его стороны, элементы и объекты, по которым оно может быть заключено.

Согласно общим положениям государственно-частное партнерство основывается на следующих принципах:

  • открытость и доступность информации, исключая сведения, составляющие государственную или охраняемую законом тайну;
  • обеспечение конкуренции и отсутствие дискриминации;
  • равенство сторон соглашения между собой и перед законом;
  • добросовестность в исполнении предписанных соглашением обязательств;
  • справедливость в распределении рисков и обязательств между сторонами.

Разработка предложения к проекту осуществляется по следующим этапам:

  • составление первоначального запроса;
  • его рассмотрение уполномоченным органом;
  • принятие решения об утверждении разработанного предложения;
  • размещение информации.

Глава 3 Закона о государственно-частном партнерстве предусматривает вопросы, связанные с оформлением соглашения. Учитывается проработка его условий, порядок заключения, изменения или прекращения. Отдельно рассматриваются права публичного характера, а также гарантии их обеспечения.

Определение частного партнера осуществляется по следующей процедуре:

  • организация и проведение конкурса на заключение соглашения;
  • создание специальной комиссии и ведение конкурсной документации;
  • представление заявок на участие и вскрытие конвертов с ними;
  • предварительный этап отбора, представление конкурсных предложений и вскрытие конвертов с ними;
  • порядок рассмотрения и оценки поступивших вариантов реализации проекта;
  • процедура определения победителя;
  • ведение протокола и размещение информации о результатах;
  • порядок заключения соглашения о государственно-частном партнерстве.

Ознакомьтесь  53 закон “О воинской обязанности и военной службе”

В заключительные положения документа включены статьи, вносящие изменения в иные законодательные акты. Определяется порядок вступления закона в силу.

С момента утверждения ФЗ 224 о государственно-частном партнерстве претерпел определенные изменения. Они направлены на актуализацию его редакции и устранение неточностей. Последние поправки были внесены 3 июля 2021.

Скачать текст ФЗ

Скачать Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве» можно здесь. Редакция правового акта представлена со всеми изменениями, актуальными на август 2021. Текст может использоваться должностными лицами, а также юристами, изучающими данную сферу законодательства.

Изменения, внесенные в закон о ГЧП в России

Последние изменения в Закон о государственно-частном партнерстве были внесены 3 июля 2021. Они были введены двумя документами, которые коснулись ряда положений. Основное назначение внесенных поправок – редакция существующих формулировок и их дополнение новыми положениями.

Последние изменения Закона о государственно-частном партнерстве заключаются в следующих поправках:

  • ч1 статьи 2 – первое предложение дополнено фразой «, муниципальных правовых актов»;
  • в ст 3 пункт 7 дополнен формулировкой «или финансирующими лицами (далее также – финансирующее лицо», в пункте 9 исключены слова «частным партнером»;
  • п 4 ч 8 статьи 5 Закона о государственно-частном партнерстве дополнен словами об исключениях;
  • в часть 3 ст 6 введен пункт 5 об обеспечении эксплуатации объекта;
  • в ч 1 ст 7 введены пункты 17 и 18, указывающих на объекты охотничьей инфраструктуры и имущественные комплексы;
  • в статье 8 в пунктах 2 и 6 слова «уполномоченным органом» заменены на формулировку о федеральном органе власти с соответствующими полномочиями;
  • в ч 5 ст 9 срок в 180 дней изменен на 90;
  • статья 10 Закона о государственно-частном партнерстве дополнилась частью 3.1 об отдельных случаях принятия решения о реализации проекта; были также скорректированы отдельные формулировки;
  • в статье 12 была изменена редакция ряда положений, введена часть 2.1 о случаях включения в соглашение дополнительных сведений, введена ч 4.1 об элементах соглашения и часть 14 о движимом имуществе;
  • в статье 21 Закона о государственно-частном партнерстве изменена редакция п 3 ч 1, введена часть 7 о подтверждении соответствия требованиям;
  • скорректирована формулировка ч 1 ст 33;
  • статья 35 утратила силу;
  • скорректирован ряд положений ст 47.

Внесенные в Закон о государственно-частном партнерстве изменения направлены на актуализацию документа и его оптимизацию с иными законодательными актами. Большая часть поправок вступила в силу через 10 дней после опубликования. Некоторые стали действующими с 1 января 2021.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-gchp/

Правовое регулирование ГЧП – Журнал Стратегия

Нормы о государственно-частном партнерстве
15 марта 2012

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является новым направлением развития экономики. В Российской Федерации государственно-частное партнерство находится на стадии становления, поэтому в России еще не принят федеральный закон, регулирующий правоотношения, возникающие в сфере ГЧП.

Сам термин является дословным переводом «public-private partnership» (PPP). В зарубежных странах этот термин употребляется практически для любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса.

Основной идеей ГЧП является привлечение частных структур к финансированию строительства, эксплуатации, реконструкции и управления объектами, которые находятся в сфере интересов и контроля государства.

В зарубежной практике объектами государственно-частного партнерства выступают объекты инфраструктуры (включая автомобильные и железные дороги), школы, больницы и т.п.

В настоящее время в законодательстве РФ нет единообразного определения государственно-частного партнерства. Однако к федеральным законам, регулирующим ГЧП в настоящее время можно отнести:

Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Целями данного федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и/или   реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество и/или движимое   имущество), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту),   осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент   обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования   объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров,  предусмотренных федеральными законами.

К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в   соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в   концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа   концессионного соглашения.

Сторонами концессионного соглашения являются: концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации; концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

В России закон о концессионных соглашениях действует с 2005 г., однако пока заключено только одно такое соглашение (реконструкция аэропорта Пулково). причина — недостаточная защищенность прав концессионера.

Риски, которые он несет, высокие расходы, связанные с самой концессионной деятельностью, отягощаются еще и необходимостью уплачивать высокую концессионную плату государству. В то же время неустойка за нарушение обязательств со стороны пос-леднего законом не предусмотрена.

Сейчас готовятся соответствующие поправки в закон, которые, возможно, стимулируют появление концессий в стране. Особенно актуальными могут стать концессии в сфере транспортной инфраструктуры.

Более вероятно заключение концессий, ориентированных на модернизацию и эксплуатацию действующих имущественных комплексов — аэропортов, портов, вокзалов, отдельных терминалов. Пример успешного применения концессии — реконструкция и эксплуатация аэропорта Пулково.

Концессионер должен инвестировать 1200 млн. евро в строительство новых терминалов, а взамен получит аэропорт в управление на 30 лет.

Федеральный закон от 30 декабря 1995г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» с последними изменениями от 19.07.2011 N 248-ФЗ

Соглашения о разделе продукции (СРП). Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом напоминает традиционную концессию, но все   же  отлична от нее. Различия заключаются, прежде всего, в разной конфигурации отношений собственности между государством и частным партнером.

Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпущенная продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Условия и порядок раздела продукции между государством и инвестором определяются в специальном соглашении.

В мировой практике такие соглашения особенно активно используются в сфере нефтедобычи.

Сторонами соглашения о разделе продукции с одной стороны является Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы.

С другой — инвесторы – юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и/или имущест-венных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

В настоящее время в Российской Федерации по соглашению о разделе продукции разрабатываются следующие проекты:

  • Харьягинское нефтяное месторождение (оператор – Total),
  • «Сахалин-1» (оператор – ExxonMobil),
  • «Сахалин-2» (оператор – Sakhalin Energy).

Федеральный закон от 28 сентября 2010г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

«Сколково» — это характерный пример государственно-частного партнерства. Центр «Сколково» создан для поддержки инновационных проектов в России.

Целью «Сколково» является создание благоприятной среды для осуществления передовых исследований и разработок, в том числе создания энергетических и энергоэффективных технологий, ядерных, космических, биомедицинских и компьютерных технологий, медицинской техники, телекоммуникаций и пр.

Закон о «Сколково» направлен на привлечение компаний, людей с научным потенциалом на территорию инновационного центра. Данный закон предусматривает налоговые льготы, предоставление инфраструктуры, жилья, производственных площадей, зданий.

Проект ГЧП «Сколково» предусматривает освобождение участников проекта от налога на имущество, НДС и налога на прибыль в течение 10 лет.

Федеральные законы о государственных корпорациях.

«Для иностранных инвесторов очень важны именно жесткие нормативные правила вхождения в определенный инвестиционный проект на принципах государственно-частного партнерства, а также определенные гарантии со стороны государства, закрепленные в федеральном законе».

Данными законами определяются правовое положение, цель деятельности, полномочия и порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственных корпораций. Государственные корпорации являются юридическими лицами.

Цели деятельности, правовое положение поименованных выше государственных корпораций существенно различаются.

Так, целью деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынка российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, а также привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

Целью деятельности Государственной корпорации «Росатом» является государственное управление использованием атомной энергии, управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

В отличие от рассмотренных государственных корпораций «Ростехнологии» и «Росатом», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в РФ и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства (ст. 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ).

Особенности организационно-правовой формы государственных корпораций состоят в следующем: учредителем может быть только Российская Федерация; она не имеет членства; корпорация создается на основании федерального закона; государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное; имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации; в качестве имущественного взноса может быть передано любое имущество, принадлежащее Российской Федерации на праве собственности, за исключением изъятого из оборота.

К федеральным законам, регулирующим деятельность гчп, относятся:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства»;

Источник: http://strategyjournal.ru/news/gosudarstvo/pravovoe-regulirovanie-gchp/

224 фз о государственно частном партнерстве

Нормы о государственно-частном партнерстве

Хотите получить расширенный доступ к документам и сервисам? Зарегистрируйтесь или войдите

Вы пользуетесь устаревшей версией Opera. В ней не обеспечивается достаточная защита от вирусов и не работают многие современные функции.

Чтобы работать в сервисе Контур.Норматив, обновите Opera до последней версии или воспользуйтесь другим браузером (Mozilla Firefox, Chrome).

Мы поможем с обновлением и ответим на ваши вопросы по телефону 8 800 500-01-30.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

“О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

29 декабря 2015 г., 3 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 1 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2021 г., за исключением статьи 46, которая вступает в силу 14 июля 2015 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

13 июля 2015 года

Закон посвящен государственно-частному и муниципально-частному партнерству в Российской Федерации (далее – ГЧП и МЧП соответственно).

ГЧП, МЧП – это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного, с другой, которое осуществляется на основании специального соглашения. Цель – привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечение доступности товаров, работ, услуг и повышение их качества.

Соглашение о ГЧП, МЧП заключается между публичным и частным партнерами на срок не менее 3 лет.

Частным партнером может быть российское юрлицо.

Исключение – ГУПы и МУПы; государственные и муниципальные учреждения; публично-правовые компании и иные создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов юрлица; хозтоварищества и общества, хозпартнерства, находящиеся под контролем публичных образований; дочерние хозобщества указанных выше организаций; созданные ими НКО в форме фондов. Установлен исчерпывающий перечень требований, которым должен соответствовать частный партнер.

Закреплены обязательные элементы соглашения о ГЧП, МЧП. Это строительство и (или) реконструкция объекта частным партнером. Полное или частичное финансирование им создания объекта.

Осуществление частным партнером эксплуатации и (или) техобслуживания объекта. Возникновение у него права собственности на объект при условии обременения последнего.

При этом если совокупный объем госинвестиций превышает сумму частных вложений, то объект передается в публичную собственность не позднее дня прекращении соглашения.

Установлен закрытый перечень объектов соглашения о ГЧП, МЧП. Это в т. ч.

автодороги, мосты, транспорт общего пользования (кроме метрополитена), объекты ж/д и трубопроводного транспорта, морские, речные и специализированные порты, водные и воздушные суда, аэропорты, объекты по производству, передаче и распределению электроэнергии, гидротехнические сооружения, объекты благоустройства территорий, а также те, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты здравоохранения, в т. ч. предназначенные для санаторно-курортного лечения, объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты соцобслуживания населения.

Не допускается заключение соглашения в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей или их совокупности, объектов водоснабжения и водоотведения. Формой ГЧП или МЧП для таких объектов является концессионное соглашение.

Определены полномочия соответствующих органов власти в области ГЧП, МЧП. Перечислены гарантии прав и законных интересов частных партнеров при реализации соглашения о ГЧП, МЧП. Прописана процедура его подготовки, заключения, исполнения, прекращения.

Корреспондирующие поправки внесены в Земельный, Градостроительный, Водный и Лесной кодексы РФ, в Законы о недрах, оценочной деятельности и др.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2021 г., за исключением статьи 46, которая вступает в силу 14 июля 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2015 г., в “Российской газете” от 17 июля 2015 г. N 156, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4350

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон о ГЧП в последней редакции

Комплекс форм по непродолжительному и долгосрочному сотрудничеству между представителями государства и бизнеса называется государственно-частным партнерством. Оно призвано решить наиболее важные социальные задачи на условиях, которые выгодны для обеих сторон. Порядок проведения и действия ГЧП описан в Федеральном законе № 224.

Источник: http://amvtrade.ru/info/kompyyutery/224-fz-o-gosudarstvenno-chastnom-partnerstve/

Гчп регионального масштаба

Нормы о государственно-частном партнерстве

Отсутствие федерального закона о публичном частном партнерстве не позволяет в полной мере использовать этот инструмент для запуска инфраструктурных проектов в регионах

Pоссийские власти наконец увидели потребность в формировании законодательной базы, регулирующей механизм публичного, или, как чаще говорят, государственно-частного партнерства (ГЧП). О том, что федеральный закон нужен, регионы говорят уже давно, поскольку именно этот инструмент позволяет решать многие задачи, связанные с развитием территорий.

Владимир Путин в качестве председателя правительства поручил Минэкономразвития подготовить и вынести на весеннюю сессию Государственной думы пакет законодательных инициатив.

В конце марта министерство пригласило для обмена опытом регионы, уже использующие эти элементы: Санкт-Петербург, Свердловскую, Калужскую, Липецкую области, ХМАО и Пермский край.

Интересы Свердловской области на совещании представлял заместитель генерального директора Корпорации развития Среднего Урала Марат Гарипов. Мы попросили его высказать свое видение формирования законодательства о ГЧП.

Определиться в понятиях

— Марат Равилевич, понятие ГЧП в России приживалось с трудом, многие предприниматели и чиновники воспринимали его исключительно как государственный контракт: бюджет выделит деньги, а бизнес освоит их в рамках закупки для госнужд. Ну, может, чуть более эффективно, чем власть.

— Абсолютно с вами согласен, такое мнение было распространено. Единого восприятия ГЧП до сих пор нет в экспертном сообществе. В нашем понимании ГЧП — это объединение усилий и ресурсов государства и бизнеса для достижения общественно значимой цели. При этом важно, что в рамках достижения этой цели может появиться коммерческий эффект.

И вот как раз соединение интересов государства, которое хочет решить публичные задачи, и бизнеса, намеренного заработать, позволяет этот эффект получить. При этом я бы обратил внимание на одну деталь: этот инструмент нужно применять тогда, когда ни одна из сторон в одиночку решить проблему не может.

Чтобы синхронизировать интересы, и необходимо ГЧП.

— С точки зрения задач государства, в каких проектах целесообразно применять ГЧП?

— На наш взгляд, это жилищное и дорожное строительство, ЖКХ, здравоохранение, образование. Это то, что актуально и важно для государства, и с чем без участия бизнеса ему справиться сложно. В этих проектах есть источник возврата денег. В качестве примера приведу проекты строительства жилья, которые Корпорация развития Среднего Урала реализует в Свердловской области.

Для нашего региона одна из самых острых проблем — дефицит жилья, причем массового, недорогого. Принципиальный вопрос — как снизить себестоимость? В прошлом году на уровне области был принят региональный закон о ГЧП, и на его базе введена модель комплексного инвестиционного проекта.

Применительно к строительству это выглядит так: государство берет на себя обязательство подготовить площадку, тем самым снизив риски этого этапа для застройщика, а бизнес обязуется на этой площадке построить объекты, часть которых будет продана по социальным программам. Каждая из сторон имеет свои затраты, риски и уровень ответственности.

Кроме государства и строителей, это и муниципалитеты, и сетевые организации, поставляющие услуги ЖКХ.

— По сути, это вопрос договоренностей: схема может работать только в том случае, если они соблюдаются. А если нет? Если кто-то из участников цепочки решит «спрыгнуть» с проекта?

— Вот для этого и необходим закон о ГЧП. Свердловская область одной из первых приняла собственный закон в 2011 году как раз потому, что нам нужно было найти юридическое решение. Когда стороны соглашаются работать вместе, они заключают соглашение о реализации комплексного инвестиционного проекта.

В нашем случае «сторонами» выступают правительство, муниципалитеты, консорциум застройщиков, владельцы земли, сетевые компании. Это не соглашение о намерении, а соглашение с правами, обязанностями и ответственностью, которое может иметь судебную защиту.

Конечно, до принятия закона аналогичные соглашения тоже заключались, но все они были «документами доверия». А это — соглашение «про деньги».

Опытным путем

— Поскольку вы уже реализуете проекты, используя инструментарий ГЧП, с какими проблемами вы сталкиваетесь, какие нормы в законодательство надо, по-вашему мнению, вносить?

— По большому счету, чтобы реализовывать проекты ГЧП, необходимо внести изменения на федеральном уровне в четыре отрасли законодательства: земельное, бюджетное, градостроительное и гражданское. Плюс локальные изменения в Налоговый кодекс. Первая проблема, с которой мы столкнулись, — это предоставление земли.

В рамках Земельного кодекса работает только одна процедура — торги, и она дает нам множество рисков. Проект ГЧП всегда конкретен, там четко прописано участие каждой стороны со строго оговоренными условиями, затратами. Если мы от имени проекта участвуем в земельных торгах, мы рискуем от этих договоренностей отойти, например, будет не та цена, которую мы рассчитывали, выстраивая проект.

Другой вариант: мы сначала построили на участке инфраструктуру, а затем выставили его на аукцион. Кто будет победителем? Неизвестно. А у нас опять-таки заключенный со всеми сторонами договор. Если мы делаем торги под участника, это называется «коррупция». Эта правовая коллизия не решена, но жилье-то строить надо. Поэтому мы вынуждены себя во многом ограничивать.

Например, включать в проект только те участки, которые уже находятся в частной собственности или аренде. А это существенно снижает возможность выбора партнеров. В итоге это влияет на ту задачу-максимум, ради которой все это задумано, — снижение стоимости жилья.

Ситуация осложняется тем, что в нашем регионе наблюдается дефицит государственной и муниципальной земли, большинство свободных земель — это леса первой группы и земли обороны. Если мы хотим их получить, мы должны пройти отдельно все конкурсные процедуры на каждый объект (землю, недра, лес), оформить государственные гарантии.

Не всегда удается синхронизировать эти процедуры, и зачастую именно из-за этого мы не можем создать правильную модель проекта. На каждый конкурс приходятся свои риски. Чтобы этого избежать, мы предлагаем внести в федеральный закон о ГЧП нормы о едином конкурсе на проект, который реализуется по принципам ГЧП.

Вторая проблема — необходимо законодательное определение государственно-частного партнерства на федеральном уровне. Такое определение, с одной стороны, законодательно закрепит федеральную политику развития ГЧП, с другой — позволит синхронизировать проекты ГЧП с антимонопольным законодательством.

Третий вопрос, который вытекает из «конкретности» соглашения ГЧП, опять же связан с тем, что партнеры определены заранее. И это постоянно вызывает интерес антимонопольных органов, прокуратуры.

Как только начинают выполняться работы, приходят контролирующие органы и начинают проверять нас на элементы коррупции.

И как объяснить, что это механизм несколько иной, чем государственный контракт? Я вижу выход только в четком определении на федеральном уровне понятия «государственное частное партнерство», на которое все участники процесса будут в таких случаях ссылаться.

С четвертой проблемой мы столкнулись, когда пытались упаковать в проект государственно-частного партнерства строительство детских садов. Чтобы закрыть потребность, области нужно построить как минимум сто новых объектов. Сразу направить сумму в 12 млрд рублей из бюджета сложно.

Эту задачу можно решить путем привлечения частного инвестора, с которым бюджет будет рассчитываться постепенно, например в течение 15 лет. Вообще, идея ГЧП в условиях дефицита государственных ресурсов как раз и заключается в том, что проблему можно решать сейчас, а деньги — выделять потом.

Но в соответствии с распределением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, детские садики — это зона муниципальной ответственности. Значит, стороной договора может быть только муниципалитет. Муниципалитетов у нас 72, то есть нужно разыгрывать 72 конкурса.

Когда мы провели переговоры с частными партнерами, которые согласны были зайти в проект, они сказали «не интересно». Они готовы единым блоком выиграть право на строительство ста детских садов и их отстроить, но участие в сотне конкурсов — это затратно и по времени, и по деньгам. А законодательство сегодня нам не позволяет провести единый конкурс.

Необходимо вносить изменения в федеральный закон, в котором была бы прописана норма о том, что соглашение по ГЧП пре­дусматривает понятие «множественность лиц» на стороне публичного партнера.

Марат Гарипов: «ГЧП — это объединение усилий и ресурсов государства и бизнеса для достижения общественно значимой цели. При этом важно, что в рамках достижения общей цели может появиться коммерческий эффект»

Ну и пятая проблема, общая для инвестиционной деятельности в целом и ГЧП в частности, — защита прав инвесторов и гарантии возврата инвестиций на федеральном уровне.

В настоящее время такая норма закрепляется в федеральном законе об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, но только применительно к приоритетным инвестиционным проектам, признанным правительством РФ.

Необходимо установить подобные гарантии по всем без исключения инвестиционным проектам ГЧП, реализуемым как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Важно, чтобы при регулировании ГЧП на федеральном уровне не был утерян наработанный в субъектах РФ опыт. При этом нельзя ставить под удар те проекты, которые уже реализуются в соответствии с региональными законами о ГЧП. Поэтому необходимо при принятии федерального закона о ГЧП устанавливать соответствующие положения на переходный период.

Создать основу

— Но вы же можете в данном случае использовать такой инструмент, как концессия…

— Теоретически можем. Но в концессионном законодательстве не учитываются политические риски. По этой схеме частный партнер строит или реконструирует объект, передает его в государственную собственность, взамен получая права пользования.

И в наших условиях вот этот момент отчуждения частным партнером объекта в государственную собственность настораживает многих инвесторов. Они прекрасно знают, что есть разные юридические механизмы, которые могут привести к прекращению права пользования.

Сама по себе концессия хороша тем, что она позволяет привлекать длинные инвестиционные кредиты из банковского сектора. Потому что банк в этом случае может под гарантию государства кредитовать концессионера на срок, например, 15 лет и больше.

— Ваши идеи и предложения воспринимаются рабочей группой? Есть надежда, что они в закон попадут?

— До совещания позиция Минэкономразвития была предельно проста: давайте внесем технические правки в закон о концессии и все.

Мы говорим: а как же вопрос земли, антимонопольного законодательства, закрепления прав и обязанностей? Концессия нас не спасает еще и потому, что она не регулирует правоотношения, возникающие на уровне субъектов федерации.

Сегодня что получается? У регионов и муниципалитетов ответственность есть, а полномочий ноль — все регулирование федеральное. Поэтому когда мы говорим о ГЧП, мы говорим — дайте возможность субъектам РФ регулировать эти отношения. Пусть будет общая база, но с учетом специфики местных условий.

Так вот, если раньше наши предложения на федеральном уровне воспринимали с трудом, сейчас видна заинтересованность. Минэкономразвития готово выслушивать аргументы, для этого даже создан целый департамент ГЧП, который готовит законодательную базу. Так что надежда есть.

Источник: http://expert.ru/ural/2012/19/gchp-regionalnogo-masshtaba/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.