+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Неустойка по госконтракту

Содержание

Расчет пени по 44-ФЗ: калькулятор онлайн и оффлайн

Неустойка по госконтракту

Смотрите, как рассчитать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту. Используйте наш калькулятор неустойки по 44-ФЗ онлайн или скачайте его себе.

Пени за просрочку контракта по 44-ФЗ

Пени начисляются за любую просрочку обязательств по контракту. Этот вид санкции применяется только в случае нарушения сроков — поставки, выполнения работы, оказания услуги, приемки или оплаты.

Чтобы рассчитать пени, нужно знать, какие обязательства и на какую сумму поставщик уже успел выполнить, ставку рефинансирования ЦБ и точное число дней просрочки.

Эти данные можно подставить в формулу или воспользоваться калькулятором расчета пени за просрочку исполнения контракта по 44-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:                   

Расчет неустойки по контракту 44-ФЗ

Еще один вид ответственности по госконтракту — штраф. Он начисляется за любые нарушения, кроме сроков. Сюда относится нарушение гарантийных обязательств, непредоставление документации, поставка некачественного товара или продукции в неполной комплектации и т.д.

Пени и штрафы объединены в одно понятие — неустойка. Для заказчиков и поставщиков порядок расчета неустойки по государственному контракту 44-ФЗ отличается. Все формулы указаны в постановлении Правительства РФ от 30.08.2021 № 1042.

Расчет пени по контракту по 44-ФЗ: калькулятор

В сети есть несколько сервисов, на которых можно воспользоваться калькулятором неустойки по 44-ФЗ онлайн. Все они работают по единому принципу и одной формуле. Для расчета размера пени необходимо ввести:

  • цену контракта;
  • стоимость фактического исполнения;
  • актуальную ставку ЦБ;
  • срок исполнения обязательства по контракту;
  • период просрочки (количество дней).

Калькулятор для расчета неустойки по Закону № 44-ФЗ

Позволяет определить штраф и пени за нарушение контракта.

Внимание! Общая сумма неустойки не может превышать цену контракта (п. 11, 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 августа 2021 г. № 1042).

Перейти в калькулятор

Калькулятор расчета неустойки по 44-ФЗ онлайн выдаст результат и предоставит все расчеты. При желании их можно перепроверить. Обязательно смотрите, актуальную ли ставку рефинансирования использует калькулятор расчета пени за просрочку исполнения контракта 44-ФЗ.

Как рассчитать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту

Пени по контракту начисляют за каждый день просрочки. Отчет ведется со следующей даты после истечения периода, указанного в контракте.

Для заказчиков пени равны 1/300 ставки рефинансирования Банка России, которая действует на момент уплаты, от невыплаченной в срок суммы. Для поставщика применяется формула расчета неустойки по 44-ФЗ.

Учитываются не только дни просрочки, но и фактически выполненные обязательства.

Новый расчет неустойки по 44-ФЗ

В отличие от пени сумма штрафа прописывается в договоре. Она фиксированная. В 2021 году расчет неустойки претерпел некоторые изменения. Способ определения размера штрафа зависит от цены контракта, от того, кто именно нарушил условия — заказчик или поставщик, а также от конкретного нарушения.

Для заказчиков в постановлении Правительства РФ г. № 1042 указаны фиксированные сумму штрафов:

  • цена контракта менее 3 млн руб. — 1000 руб;
  • цена контракта 3-50 млн руб. — 5000 руб.;
  • 50-100 млн руб — 10000 руб.;
  • более 100 млн руб. — 100000 руб.

Для поставщика сумма штрафа высчитывается в процентном соотношении:

  • 10% от цены контракта — если она менее 3 млн. рублей;
  • 5% — если она находится в пределах 3-50 млн.;
  • 1% — при стоимости 50-100 млн. рублей;
  • 0,5% — 100-500 млн.;
  • 0,4% — 500 млн.-1 млрд. рублей;
  • 0,3 % от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей;
  • 0,25 % от 2 млрд. рублей до 5 млрд.;
  • 0,2 % от 5 млрд. рублей до 10 млрд.;
  • 0,1 % — если цена более 10 млрд. рублей.

Порядок расчета для малых и средних предприятий меньше. Для контрактов дешевле 3 млн руб. штраф составит 3% от нее, в пределах 3-10 млн. – 2%, 10-20 млн. — 1%.

Чтобы расчетчик нейстойки всегда был под рукой и доступен в режиме оффлайн, наша редакция разработала надстройку в Excel. Скачайте расчетчик двухвариантный расчетчик нейстойки на свой рабочий стол и установите надстройку. Смотрите, как это сделать.

Отдельно в постановлении Правительства РФ № 1042 говорится о невыполнении обязательств по контрактам, заключенным на строительство и реконструкцию зданий, если подрядчик должен выполнить работы самостоятельно. В этом случае штраф равен 5% от стоимости обязательств.

На практике стороны могут оспорить штрафы и пени через суд. Чтобы их списали, достаточно доказать, что обязательства не были исполнены из-за форс-мажора или по вине второй стороны. В любом случае общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Это правило относится и к поставщикам, и к заказчикам.

Пример расчета неустойки по 44-ФЗ

Формула расчета неустойки по 44-ФЗ выглядит так: цена контракта за минусом стоимости выполненных обязательств, умноженная на размер ставки.

Ставка рассчитывается следующим образом: ставка рефинансирования ЦБ с коэффициентом умножается на количество дней просрочки. Для получения коэффициента количество дней просрочки делим на период выполнения обязательств в днях и умножаем полученное число на 100%.

При К:

  • 0-50% — ставка 0,01;
  • 50-100% — 0,02;
  • больше либо равно 100% — 0,03.

7 главных правил, по которым теперь считают неустойку Новые правила для штрафов и пеней приняли, чтобы снизить ответственность для малого бизнеса и исправить ошибки старых правил. Редакция собрала все отличия постановления № 1042 в 7 главных правилах. 1. Штрафуйте за каждый факт нарушения. Укажите на эту особенность в условиях контракта. 2.

Предусмотрите условие, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Правило действует и для заказчиков, и для поставщиков. 3. Не используйте размер ключевой ставки больше чем 1/300. В новом документе нет формулировки «не менее 1/300 ставки рефинансирования».

Об остальных 4 правилах читайте в статье «Какие ошибки контролеры находят в условиях о штрафах и пенях по контрактам»

Приведем пример расчета пени за просрочку исполнения контракта. Цена контракта — 1 млн руб., он был заключен сроком на год. Поставщик фактически исполнил обязательства на 500 тыс. руб. и допустил просрочку в 100 дней.

Рассчитываем коэффициент К: количество дней просрочки делим на период выполнения обязательств в днях и умножаем полученное число на 100%. Получаем: 100÷365×100% = 27,4%. Ставка в этом случае равна 0,01%.

Рассчитываем окончательную ставку, которую будем использовать в формуле. Для этого ставку рефинансирования ЦБ с коэффициентом умножаем на количество дней просрочки. Получаем: 7,25×0,01×100 = 0.0725.

Далее считаем размер пени. Из цены контракта вычитаем стоимость выполненных обязательств, умножаем полученное число на размер ставки. Получаем: (1 млн — 500 тыс.) × 0.0725 = 36 250 руб.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Возьмите гостевой доступ

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103038-qqq-18-m7-neustoyka-44-fz-kalkulyator-online

Неустойка по госконтракту

Неустойка по госконтракту

Госзаказчик может взыскать неустойку по госконтракту из суммы обеспечения контракта, а исполнитель вправе потребовать неустойку, если госзаказчик вовремя не вернет обеспечение контракта.

В договорной практике, связанной с государственными контрактами, возникает немало вопросов, касающихся неустойки, рассмотрим два из них:

  • имеет ли право госзаказчик удерживать неустойку по контракту из обеспечения контракта,
  • может ли исполнитель требовать штраф с госзаказчика за несовоевременный возврат средств обеспечения госконтракта.

См. о госконтракте:

Неустойка из обеспечения контракта

Госзаказчик может удержать неустойку из денежного обеспечения исполнения контракта. Это подтверждает судебная практика (постановление АС Северо-Западного округа от 26.10.15 № Ф07-7152/2015 по делу № А56-66796/2013).

Памятка для юриста компании-участника закупок

  • Госзакупки без ошибок. Как составить правильную заявку

Минэкономразвития дважды высказывалось по вопросу оплаты неустойки из обеспечения исполнения контракта. Эти позиции противоречат друг другу.

В одном письме министерство не считает неустойку обязательством, которое оплачивается за счет средств обеспечения исполнения контракта (письмо Минэкономразвития России от 15.07.15 № Д28и-2157). Оно сообщает, что банковские гарантии и другие способы обеспечивают только основное обязательство, которое принял на себя исполнитель по условиям контракта.

В более позднем втором письме министерство разъяснило, что заказчик вправе производить оплату контракта за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пеней) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней (письмо Минэкономразвития России от 21.09.15 № Д28и-2829).

Удержание неустойки из суммы обеспечения контракта

Судебная практика руководствуется вторым (более поздним) разъяснением и считает законным удержание неустойки с суммы обеспечения. Стороны часто прописывают такое условие в тексте контракта.

Например, исполнитель потребовал взыскать неосновательное обогащение с заказчика. Суд отказал, поскольку истец нарушил обязательства, а договор предусматривал штраф за просрочку и позволял удерживать неустойку из обеспечения договора или окончательного платежа (постановление АС Северо-Кавказского округа от 15.06.16 № Ф08-3531/2021 по делу № А53-26813/2015).

Однако можно найти и другую практику.

Например, суд указал, что обеспечительный взнос не считается штрафом. Заказчик вправе удерживать сумму, если докажет, что исполнитель допустил нарушение.

Если этого не произойдет, суд взыщет сумму обеспечения исполнения контракта. Например, заказчик (ответчик) не возвращал обеспечительный платеж.

Он заявил, что удерживает эти средства в связи с просрочкой исполнения истцом своих обязательств. Это соответствует условиям государственного контракта.

Суд не согласился с такой позицией. Он указал, что в предмет доказывания по делу не входит установление просрочки исполнения истцом обязательств. Ответчик не обращался с таким требованием в рамках встречного иска. Суд взыскал с заказчика сумму обеспечительного взноса (постановление АС Поволжского округа от 23.05.16 № Ф06-7521/2021 по делу № А12-33670/2015).

Неустойка за отсутствие обеспечения контракта

Заказчик может взыскать неустойку, если исполнитель не предоставит обеспечение контракта (постановление АС Северо-Западного округа от 11.05.16 по делу № А56-79627/2014).

Он вправе требовать оплаты штрафа, если исполнитель нарушил условия обеспечения обязательства.

Это возможно, если исполнитель представил банковскую гарантию на меньший срок или ее действие прекратилось (постановление АС Поволжского округа от 28.03.16 № Ф06-6990/2021 по делу № А55-1197/2015).

Оспаривание неустойки по госконтракту

Если сумма списанной со счета исполнителя неустойки несоразмерна последствиям нарушений, должник вправе ее оспорить. Например, суд взыскал с заказчика оплату за работы. Он указал, что статья 333 ГК РФ применяется в том числе к списанной со счета должника сумме неустойки (постановление АС Московского округа от 13.11.15 № Ф05-14770/2015 по делу № А40-180965/14).

Неустойка за несвоевременный возврат обеспечения контракта

Исполнитель может начислить неустойку заказчику за несвоевременный возврат средств, которыми обеспечивался контракт. Это возможно при наличии двух условий:

Начислять неустойку на общую сумму государственного контракта без учета выполненной части неправомерно (постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.14 № 5467/14 по делу № А53-10062/2013).

Исполнитель может выдвигать требование о неустойке одновременно с иском о возврате средств, которыми обеспечивалось исполнение контракта (постановление АС Волго-Вятского округа от 19.01.16 № Ф01-5617/2015, Ф01-6209/2015 по делу № А29-622/2015). Исполнитель также вправе взыскать неустойку, если заказчик вернет сумму позже установленного соглашением срока.

Так, в одном деле заказчик вернул средства, которыми обеспечивалось исполнение договора, позже установленного срока. Исполнитель через суд потребовал оплатить неустойку за просрочку.

Заказчик указал, что контракт не предусматривает ответственность за несвоевременное возвращение денежных средств, предоставленных в обеспечение его исполнения.

Исполнитель вправе начислить неустойку только в случае неоплаты выполненных работ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком своих обязательств, к которым относится оплата выполненных работ.

Заказчик исполнил договор в этой части, поэтому основания для начисления неустойки отсутствуют.

Позиция суда выразилась в следующем: закон предписывает обязательно согласовывать условие о сроках возврата заказчиком средств, которые исполнитель внес в качестве обеспечения контракта (п. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ).

Стороны включили такое условие в текст соглашения. Оно составляет обязательство заказчика по уплате денежных средств, за ненадлежащее исполнение которого начисляется неустойка (постановление АС Волго-Вятского округа от 14.01.

16 № Ф01-5619/2015 по делу № А29-623/2015).

Отказ в иске о неустойке за задержку обеспечения контракта

Если заказчик правомерно не возвращает средства в обеспечение контракта, суд откажет в иске. Например, истец потребовал вернуть перечисленные во исполнение контракта средства. Суд установил, что заявитель просрочил выполнение своих обязательств.

Заказчик правомерно начислил неустойку и удержал ее из суммы обеспечения контракта (постановление АС Северо-Западного округа от 28.09.15 № Ф07-6760/2015 по делу № А56-66993/2014). Если обе стороны контракта нарушили обязательства, суд вправе произвести зачет.

Оставшуюся после этого разницу получит сторона, чья финансовая ответственность оказалась меньше (постановление АС Уральского округа от 28.04.16 № Ф09-3577/16 по делу № А60-34148/2015).

Источник: https://www.law.ru/article/21078-qqe-16-m10-18-10-2021-neustoyka-po-goskontraktu

Неустойка по госконтракту | Ошеров, Онисковец и Партнеры

Неустойка по госконтракту

Достаточно часто подрядчики, выполняя государственные контракты, сталкиваются с нарушениями со стороны заказчика.

Это дает право на взыскание неустойки по госконтракту, однако на практике добиться такой компенсации очень сложно.

В данной статье мы разберемся, как поступать в подобных ситуациях и можно ли добиться компенсации в случае нарушения госзаказчиком условий договора.

В каких случаях возможно взыскание неустойки по госконтракту?

Неустойка – это обычная форма компенсации, которая предусмотрена Гражданским кодексом в случае нарушения условий договора одной из сторон.

Поскольку государственный контракт – это одна из разновидностей договора оказания услуг или договора поставки (хоть и со своими нюансами), на него также распространяется норма о взыскании неустойки.

Вот некоторые случаи, которые позволяют это сделать:

  • заказчик задерживает расчеты по контракту – если все работы выполнены в срок, подписаны акты приемки, но при этом госзаказчик не спешит оплатить труд подрядчика, это дает право последнему обратиться за компенсацией в виде неустойки;
  • заказчик не возвращает вовремя средства обеспечения госконтракта – при заключении договора согласно 44 ФЗ исполнитель передаёт заказчику залоговые средства, которые должны обеспечивать выполнение условий договора. По окончании работ средства должны вернуться подрядчику. Если это не произошло в сроки, указанные в контракте, исполнитель может обратиться за неустойкой;
  • нарушены другие существенные условия договора – в некоторых случаях контракт может предусматривать выплату неустойку в других, не описанных выше ситуациях. Это также может служить основанием для взыскания неустойки по госконтракту.

Также стоит отметить, что заказчик тоже имеет возможность взыскать неустойку с подрядчика – если тот не выполнил взятые на себя обязательства в срок, качество товара или услуги не отвечает заявленному и т.д.

Расчет неустойки по госконтракту

Для расчета размера неустойки есть утвержденная формула, по которой любое заинтересованное лицо может посчитать компенсацию в своем случае.

При этом стоит отметить, что с сентября 2021 года формула изменилась и стала более простой: если раньше нужно было учитывать коэффициент того насколько сильно были нарушены сроки (отношение дней просрочки к общему сроку выполнения контракта), то теперь нужно знать только два значения (кроме суммы задолженности) – количество дней просрочки и учетную ставку на день расчетов. Формула же для определения компенсации выглядит следующим образом:

Н = С * 1/300 * У * Д;

где Н – размер неустойки, руб., С – сумма задолженности, руб., 1/300 – коэффициент за каждый день просрочки, У – учетная ставка, Д – срок просрочки, дней.

Разобраться в расчетах проще всего на примере. Допустим, заключен госконтракт на сумму 100 000 руб. При этом подрядчик получил от заказчика 70 000 руб. в срок, а остаток не выплачивался на протяжении 90 дней. Если учетная ставка на момент расчетов составляет 7,5%, то сумма неустойки будет равняться 30000 * 1/300 * 7,5 * 90 = 675 руб.

Из формулы понятно, что чем больше сумма задолженности и просрочка, тем больше будет и неустойка. Также обратите внимание на то, что если за расчётный период размер учетной ставки менялся, то период просрочки разбивается на периоды и рассчитывается отдельно, по старому и новому значению.

Затем полученные результаты суммируются – это и будет общей суммой компенсации.

Взыскание неустойки по госконтракту

Спор о взыскании неустойки по государственному контракту стоит начать с подготовки официальной претензии и отправки ее второй стороне.

В претензии нужно указать, какие именно пункты договора был нарушены, привести аргументы, подтверждающие нарушения, а также предъявить требования – взыскать неустойку, приложив к расчет ее размера.

Претензия направляется по юридическому адресу заказчика заказным письмом или передается лично в офис. Если вторая сторона готова обсуждать условия разрешения спора, проводятся переговоры, в которых стороны пытаются найти компромиссное решение.

Если же в ответ на претензию вы получили отказ по взысканию неустойки по госконтракту или документ вообще был проигнорирован, остается добиваться справедливости в суде.

Рассмотрением таких дел занимаются арбитражные суды. Подавать исковое заявление нужно в тот из них, который относится к району регистрации заказчика.

Алгоритм действий при судебном разрешении спора следующий:

  1. Подготовка иска. Структура заявления во многом повторяет претензию, поэтому если вы ее составляли ранее, то и подготовить иск будет несложно. Основные отличия – это определенная форма изложения материала (шапка документа, обстоятельства дела, требования, перечень приложений), а также необходимость указать, что была предпринята досудебная попытка урегулирования конфликта. В остальном иск содержит те же сведения – обстоятельства возникновения задолженности (или другие нарушения договора), доказательства, расчет размера неустойки, требования.
  2. Сбор и подготовка документов. Для всестороннего рассмотрения дела потребуется подготовить доказательства – документы, подтверждающие вашу позицию. Это могут быть выписки со счета, платежки, акты выполненных работ, акты приемки, транспортные накладные и т.д. – конкретный перечень зависит от обстоятельств дела. Также обязательно понадобится копия договора и удостоверение личности, а если ваши интересы представляет третье лицо – доверенность на его имя.
  3. Рассмотрение иска в суде. Во время заседания нужно подтвердить вашу позицию, ранее изложенную в иске, привести доказательства, заявить требования. Если удастся убедить судью, исковые требования будут удовлетворены. В противном случае можно подавать на апелляцию.

Если вы хотите добиться взыскания неустойки по госконтракту, обязательно воспользуйтесь помощью адвоката по 44 ФЗ.

Профильный специалист знает все нюансы законодательства в вопросе госзакупок, а значит, сможет отстоять ваши интересы даже в самых сложных ситуациях.

Юрист может как подготовить необходимые документы (включая претензию и иск), так и представлять ваши интересы в арбитражном суде, тем самым повышая шансы на положительный исход дела.

Заключение

Если заказчик не исполняет свои обязательства по госконтракту, подрядчик может претендовать на неустойку. Но перед ее взысканием нужно подготовиться: рассчитать размер компенсации, собрать необходимые документы. Также лучше воспользоваться услугами адвоката 44 ФЗ, чтобы повысить шансы на позитивный результат.

Источник: http://advokat-osherov.ru/blog/neustoyka-po-goskontraktu/

Неустойки, пени, штрафы по контракту 44-ФЗ

Неустойка по госконтракту

          Случается, так, что организации не имеют возможности вовремя исполнять свои обязанности по договору. Согласно Федеральному закону “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 г. № 44 – ФЗ существует ряд мер воздействия на стороны заключивших контракт.

Не важно по какой причине происходит несвоевременное, а возможно и ненадлежащее исполнение контракта. В контракте обычно прописывается все возможные варианты правомерных взысканий как со стороны по договору, как с заказчика, так и с подрядной организации.

Наш адвокат в сфере закупок, тендеров и торгов, вопросах замены заказчика по 44-ФЗ и иных проблем поможет во всем разобраться: профессионально, выгодно и в срок.

Ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ

          В случае, когда все же происходят заминки в поставке товара или строительстве того или иного объекта, вторая сторона имеет право требовать следующие компенсации:

  • Уплаты неустойки (штрафов и пени) за каждый просроченный день;
  • Уплаты понесенных убытков.

         Сторона чьи права нарушены, может готовить претензию по госконтракту по 44-ФЗ уже на следующий день после того как пошла просрочка исполнения контракта. В претензии необходимо указать расчет требований и изложить всю суть проблемы.

В случае, если подрядчик или поставщик не исполнит требования, указанные в претензии, текст претензии будет изучаться в суде чтобы проверить имеете ли вы право заявлять те или иные исковые требования.

Только суд сможет решить спор, если вторая сторона считает, что не смогла выполнить условия контракта по причинам не зависящим от нее, поэтому и обеим сторонам потребуется грамотный и квалифицированный юрист.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал , чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Снижение неустойки по 44-ФЗ

          Существует несколько правил, следуя которым, вы значительно снизите риск предъявления требования о выплате неустойки:

  • Внимательно изучите контракт, бывает, что исполнение контракта должно быть двухсторонним, например, заказчик не отправил вовремя заявку на поставку оборудования или строительных материалов;
  • Если возникает хотя бы малейшая возможность того, что контракт не будет исполнен, необходимо срочно готовить письмо заказчику с предупреждением;
  • Необходимо договариваться о том, чтобы все контрагенты заранее готовили счет фактуры и иные закрывающие документы;
  • Заранее направляйте все необходимые документы второй стороне по контракту, поскольку ошибки допускают даже самые лучшие сотрудники, поэтому всегда будет лучше если у вас будет время на исправление собственных ошибок.

         Неустойка начисляется на всю сумму по договору за вычетом суммы фактически исполненных обязательств по контракту. Но не стоит пугаться, существует реальная возможность снижения пеней до минимально установленной.

Дело в том, что заказчики применяют в своих расчетах формулы установленные законодателем по умолчанию. Но необходимо рассчитывать также согласно ставки рефинансирования ЦБ, следовательно, разница в расчетах бывает колоссальной.

Также стоит отметить, что если размер процентов будет явно несоразмерен с суммой, указанной в контракте, в таком случае суд обязан будет уменьшить размер взыскиваемых процентов.

Что считается ненадлежащим исполнением контракта?

       Если разобрать на примере закона, что же такое ненадлежащее исполнение контракта, то в этом нам поможет ст. 94 ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, в которой идет четкое подразделение ненадлежащего исполнения контракта, которое заключается в следующем:

  • Не была осуществлена приемка товара в срок указанный в контракте, подробнее, как принять работы по контракту по ссылке в блоге;
  • Заказчиком не была произведена оплата товара или определенного этапа в оговоренный срок;
  • Не было осуществлено взаимодействие заказчика с поставщиком или подрядчиком строительных работ в определенный этап исполнения контракта.

      В данном деле очень важны сроки, а это значит, что даже если товар был привезен, но не в оговоренные сроки, контракт может считаться не исполненным, более того, заказчик может предъявить убытки, понесенные в связи с несвоевременно доставленным товаром.

Удержание неустойки из оплаты по контракту

      Стоит отметить, что законодательством РФ не предусмотрено удержание неустойки из оплаты по контракту и тем не менее, такое возможно только в случае, если данный факт описан в контракте.

Бывает также, что сам подрядчик согласен с тем, что не укладывается в оговоренные сроки, в таком случае соглашается с удержанием неустойки из суммы в контракте.

Разумеется, данная сделка должна быть документально подтверждена и подписана с двух сторон, чтобы впоследствии не оказалась виновной уже прямо противоположная сторона.

Взыскание пени по 44-ФЗ

        В нашей стране очень действенным является такая мера наказания как пени по 44 – ФЗ. Действительно, при заключении контракта обе стороны были уверены в своих силах в том, что они обязуется исполнить.

На деле не всегда получается так как мы хотим, поэтому наказание в виде взыскания пени и иных процентов и штрафов является самой распространенной судебной практикой.

Случается, также, что стороны приходят в мировому соглашению прямо в зале судебного заседания, но сам факт обращения в судебные инстанции уже на всегда расторгает отношения между сторонами.

        Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если сможет доказать, что неисполнение контракта или несвоевременность тех или иных действий была по причинам, не зависящим от организации.

Будь теми причинами какие-то природные катастрофы или же наоборот, причина таится в действиях самого заказчика. В любом случае, стороне придется попотеть чтобы доказать отсутствие своей вины. В процедуру доказывания входит сбор необходимых бумаг, допрос свидетелей и сотрудников сторон контракта.

Лучше всего поручить данное действие адвокату, который уже не раз сталкивался с подобными процедурами в суде.

ПОЛЕЗНО

Источник: http://katsaylidi.ru/blog/neustojki-peni-shtrafy-po-kontraktu-44-fz/

Новые правила расчёта пеней и штрафов по государственным контрактам — статья

Неустойка по госконтракту

С 9 сентября 2021 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2021 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов».

Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок»Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст.

34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Пени

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Пени рассчитывайте по следующей формуле:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.2021 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2021 № 03.10.1/279-2021).

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств.

При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2021 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2021 по делу № 828/3-2021).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта.

В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2021 № 03-10.1/298-2021).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст.

93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.

10 2021 № 07–15/2021–189).

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0».

Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0».

Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2021 № 732-ж/2021).

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов.

Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр.

При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2021 по делу № 713-ж/2021).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) – устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2021 по делу № 257-ВП/2021).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств.

Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки.

Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2021 № 03–10.1/295–2021).

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами.

Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2021. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.

2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1580

Неустойка по государственному контракту

Неустойка по госконтракту

Заключая государственный (муниципальный) контракт, стороны берут на себя определенные обязательства, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств.

Согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ  мерой ответственности за нарушение условий контракта является уплата неустойки (штрафа, пени).

Что такое неустойка? Как обосновать законность ее взыскания? Каков порядок ее расчета? Как отражаются суммы неустойки в учете казенного учреждения? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Понятие неустойки и правовые основания ее взыскания

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, которое, в свою очередь, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из Федерального закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения в области закупок (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 44-ФЗ).

В силу норм п. 2 ст. 764 ГК РФ и п. 5, 6 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ казенные учреждения при заключении государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг выступают в роли государственных (муниципальных) заказчиков.

Государственный (муниципальный) контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ).

Согласно п. 4 ст.

 34 Федерального закона N 44-ФЗ одним из обязательных условий является включение в контракт пункта об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом ответственность за нарушение обязательств по контракту выражается в уплате неустойки (п. 5, 6 Федерального закона N 44-ФЗ).

Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329 ГК РФ). Положения о неустойке содержатся в § 2 гл. 23 ГК РФ. Так, согласно ст.

 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Из определения следует, что неустойка может быть законной или договорной, то есть ее размеры и порядок исчисления могут устанавливаться определенным нормативным актом или по соглашению сторон.

Неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту, предусмотренная Федеральным законом N 44-ФЗ, уплачивается в виде штрафа или пени.

При этом взимание штрафа осуществляется при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, а пени – в случае просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту (п. 5, 7, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

Указанные санкции являются законной неустойкой, поэтому кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрено это соглашением сторон или нет (п. 1 ст. 332 ГК РФ).

Размер такой неустойки не может быть ниже установленного Федеральным законом N 44-ФЗ, но может быть увеличен соглашением сторон, если этого не запрещает закон (п. 2 ст. 332 ГК РФ). При этом следует учитывать положения ст.

 333 ГК РФ, согласно которым суд вправе уменьшить неустойку, в том числе и законную, если она явно не соразмерна последствиям нарушения обязательства.

Обратите внимание! Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

Порядок расчета неустойки

Расчет штрафа. Согласно п. 5, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее – Правила N 1063).

Так, на основании п. 2-5 Правил N 1063 размер штрафа рассчитывается в процентном соотношении к цене контракта (см. таблицу).

Цена контракта

Не более 3 млн. руб.

От 3 млн. до 50 млн. руб.

От 50 млн. до 100 млн. руб.

Свыше 100 млн. руб.

2,5%

2%

1,5%

0,5%

10%

5%

1%

0,5%

 Документальное подтверждение обязательства по уплате неустойки

Для возникновения обязательства по уплате неустойки необходимо зафиксировать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2474, указанный факт может быть определен сторонами или установлен судом.

Примечание. Сторонами контракта в письменной форме должно быть оформлено соглашение о неустойке. Соглашение, оформленное не в письменной форме, будет являться недействительным (ст. 331 ГК РФ).

Источник: http://love-credit.ru/st/neustoyka-po-gosudarstvennomu-kontraktu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.