+7(499)495-49-41

Локальное нормотворчество юридического лица

Содержание

Локальные нормативные акты организации

Локальное нормотворчество юридического лица

В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства.

Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников.

Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.

ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.

Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.

Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).

А конкретнее?

Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.

Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).

Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.

Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.

Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:

  1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
  2. Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
  3. Должностные инструкции (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0) — документ нужен, если трудовые функции не прописаны в трудовых договорах.
  4. Положение об оплате труда работников, Положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ).
  5. Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
  6. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
  7. Инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда (раздел X ТК РФ).
  8. Штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
  9. График отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) — точки зрения на этот документ расходятся, чуть ниже мы поясним ситуацию.

Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.

Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.

Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.

2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков.

В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=C1FYFWw7oa4

Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.

Узнать больше

Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ).

В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть.

В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Как правильно составить ЛНА

Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа.

Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.

30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.

Бланк локального нормативного акта содержит:

  • название организации согласно учредительным документам;
  • наименование документа (положение, правила и пр.);
  • номер документа, дата и место его утверждения либо документ, которым он был утвержден;
  • виза согласования, если документ согласовывался с вышестоящими организациями;
  • специальная отметка, если есть приложения к документу;
  • виза утверждения руководителем;
  • дата, когда документ вступает в силу, если она отличается от даты подписания и если это не прописано в документе, который утверждает ЛНА.

И не забудьте о главном

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).

В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:

  • на предприятии утвержден новый локальный нормативный акт, касающийся непосредственно этого человека;
  • изменившиеся условия труда работника требуют дополнительно урегулировать трудовые отношения.

Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:

  • оформить отдельный журнал ознакомления работников с локальными документами;
  • к каждому ЛНА в качестве приложения составить лист ознакомления;
  • в качестве приложения к трудовому договору подготовить перечень ЛНА, с которыми знакомится сотрудник.

В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы.

От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов.

Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.

Источник: https://kontur.ru/articles/4768

Локальные нормативные акты организации: что это, перечень основных документов

Локальное нормотворчество юридического лица

Чтобы учесть специфику деятельности и адаптировать существующие нормы законодательства в отношении компании, ответственные лица на предприятии могут оформлять локальные нормативные акты.

Эти документы конкретизирует положения законов и устанавливают правила, которые не были рассмотрены в них, но необходимы для урегулирования трудовых отношений.

Существует обязательный локальные нормативные акты организации перечень.

Что такое локальные нормативные акты (ЛНА)

Локальные нормативные документы это правила, которые создаются и утверждаются внутри строго определенного субъекта бизнеса для регулирования взаимоотношений между администрацией фирмы и ее наемного персонала.

Чтобы улучшить условия труда работников, обезопасить их деятельность, максимально качественно задействовать трудовые ресурсы оформляются локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права.

При необходимости эти документы помогают разрешать возникающие споры с сотрудниками и избегать ситуаций, когда организацию могут привлечь к соответствующим мерам ответственности.

Локальные нормативные акты разрабатываются на основании положений законов и не могут им противоречит. Если они ухудшают положение работающих на предприятии лиц, то тогда они признаются недействительными либо в указанных рамках, либо полностью в целом.

Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов определяются законодательно в связи с важностью данных нормативов. Создают их, как правило, специалисты разных сфер деятельности — экономисты, правоведы, кадровики и т. д.

Многие часто путают внутренние нормативы организации с кадровой документацией. Однако, между ними существует значительное различие.

бухпроффи

Внимание! Документы кадровой службы лишь фиксируют и учитывают происходящие на предприятии моменты, а локальные нормы осуществляют регулирование взаимоотношений администрации компании с наемным персоналом.

Например, табель учета рабочего времени сотрудников или регистрационные журналы не являются локальными нормативными документами.

Ооо и ип – должны ли формировать лна

Законодательно закрепляется, что локальные нормативные акты предприятия должны существовать у хозяйствующего субъекта, если он зарегистрирован в налоговых органах в качестве юрлица и у него существуют заключенные с работниками трудовые договора. Поэтому если деятельность осуществляется в виде организации, подобные документы придется создавать.

Освобождаются от создания внутренних нормативов только субъекты, отнесенные к микропредприятиям. Они, в соответствии с законодательством, должны включать эти правила в трудовые соглашения с каждым работником.

Предприниматели могут создавать внутренние нормативные акты на добровольной основе. На них распространяется правило, согласно которому при отсутствии локального документа, соответствующие нормы должны включаться в подписываемые с работником договора.

бухпроффи

Внимание! Только физлица, не зарегистрированные в качестве ИП, но заключившие договора с другими физлицами освобождены в полной мере от локальных нормативов.

Какие нормативные документы должны быть в ООО или ИП

Строгий локальные нормативные акты организации перечень не существует, так как законодательством не предусмотрено прямо, какие из них должны обязательно существовать. Кроме того надо учитывать размеры предприятия, так как в зависимости от этого, локальные нормативы могут быть объединены в одном документе, либо разрабатываться по каждому рассматриваемому вопросу.

Также надо учитывать специфику направления деятельности компании в целом, либо отдельных ее структурных подразделений. Только учитывая эти моменты можно определить какой нормативный акт для этой фирмы обязателен, а какой может существовать на основании добровольной воли хозяйствующего субъекта.

Перечень обязательных документов

Этот список является условно обязательным, и определяется по тому какие документы наиболее часто запрашиваются при проверке, а также существуют законодательные ссылки к ним.

К таким нормативам можно отнести:

бухпроффи

Внимание! В зависимости от вида деятельности компании он может быть расширен.

Перечень не обязательных документов

Сюда включаются все остальные акты, которые создаются на предприятии и используются для регулирования трудовых отношений:

  • Положение о структурных подразделениях фирмы.
  • Положение по премированию сотрудников компании.
  • Нормативный акт по персоналу компании.
  • Акт по отпускам на предприятии.
  • Положение о выдаче материальной помощи.
  • Нормативный акт о добровольном медицинском страховании.
  • Нормативный документ о работе вахтовым методом.
  • Положение по адаптации сотрудников.
  • Нормативный акт организации обучения, повышения квалификации сотрудников.
  • Нормативный акт о материальной и дисциплинарной ответственности сотрудников.
  • Нормативный акт об установлении испытательного срока для работников.
  • Положение о медосмотрах сотрудников предприятия.
  • Положение о социальных гарантиях работникам.
  • И другие.

бухпроффи

Внимание! Все эти документы могут разрабатываться по мере возникновения в них необходимости . Создавать эти локальные документы или нет, администрация фирмы решает сама на добровольной основе. При этом процесс их ввода в действие такой же, как и у любого другого локального нормативного акта.

Нужно ли знакомить с данными документами сотрудников

Если в организации действует локальный акт, то с ним должен быть ознакомлен под роспись каждый сотрудник, который трудится здесь. Это можно делать несколькими способами:

  • Непосредственно в самом нормативном акте. Для этих целей на последнем листе документа можно создать специальную таблицу, где будут проставляться фамилии работников, даты и личные подписи. Такого рода ознакомление вызывает наибольшую степень доверия у проверяющих и судебных органов, поскольку не позволяет администрации каким-либо образом изменить документ в одностороннем порядке, либо вообще заменить его на новую версию.
  • Подписи проставляются на отдельном листе ознакомления работников. Такой лист можно прикладывать к каждому нормативному акту, либо заводить один единый для всех действующих документов в компании. В таком листе очень важную позицию занимает графа с указанием даты ознакомления, поскольку это в дальнейшем позволит соотнести факт ознакомления с действующей на тот момент редакцией документа. Фактически, подписи с каждого работника необходимо брать при каждом случае внесения изменений в локальный акт.
  • Вместо листка ведется отдельный журнал ознакомления с локальными нормативными актами. Его листы необходимо прошить, пронумеровать, а записи вносить в каждую строчку без пропусков, либо производить сквозную нумерацию строк. Одна строка должна соответствовать ознакомлению с одним нормативным актом.
  • Внесение в трудовое соглашение пункта о том, что при его подписании работником ознакомился с действующими нормативными актами. Особенностью указанного способа является то, что в организации не предусмотрены ни журналы для ознакомления с актами, ни опросные листы, ни другие способы. Работник в момент подписания соглашения и проставления отметки о получении его на руки, делает еще одну отметку о том, что с действующими локальными актами он ознакомлен. При инициации судебного разбирательства, суд признает данный способ правомочным и считает, что работник принял на себя обязательства, указанные в нормативных документах.

Cм. как правильно оформить лист ознакомления с локальными нормативными актами, скачать бланк.

Как утверждаются ЛНА

Для каждого локального нормативного акта необходимо соблюдать необходимую процедуру его ввода в действие, даже если он не относится к числу обязательных.

Проект локального акта обязательно нужно отправить в профсоюзный орган и произвести его согласование в установленном порядке. Профсоюз либо соглашается с проектом, либо оформляется протокол разногласий. В последнем случае между администрацией компании и представителями профсоюза должны проводиться переговоры.

Должностное лицо может утвердить локальный акт и в таком виде, однако в случае возникновения споров, профсоюз может оспорить его действие через суд. Если такого органа на предприятии нет, то данный шаг опускается.

Кроме этого необходимо учитывать, что должностное лицо, которое будет осуществлять ввод документа в действие, должно обладать на это необходимыми полномочиями. Последние определяются уставными документами.

Только после этого можно производить его ввод в действие, это выполняется один из способов:

  • На самом документе проставляется специальная резолюцию «Утверждаю», после чего руководящее лицо ставит свою подпись. Если проект документа согласовывался с профсоюзом либо другими ответственными лицами, их подписи также должны стоять рядом.
  • Издается отдельный приказ о введении в действие нормативного акта. В нем необходимо точно указать, на каких условиях и с какой даты начинает действовать документ. На обложке самого акта ставится резолюция «Утверждено», и указываются реквизиты приказа.

Помогите нам в продвижении проекта, это просто:
Оцените нашу статью и сделайте репост! (2 5,00 из 5)

Источник: https://buhproffi.ru/dokumenty/lokalnye-normativnye-akty.html

Лекция №9. Понятие и роль локального регулирования труда, органы и правила локального нормотворчества

Локальное нормотворчество юридического лица

Это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателями в пределах своей компетенции. Они занимают низшую ступень в иерархии источников трудового права.

Субъекты локального нормотворчества – все работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. ЛНА следует отличать от индивидуальных правовых актов, т.е.

актов, реализующих нормы трудового права, которые обращены к конкретным лицам и распространяются на конкретные случаи (приказы о приёме на работу конкретного работника, о лишении премии).

Основные черты ЛНА

ЛНА обладают следующими характерными чертами: 1) основаны на законах, иных нормативных актах, коллективных договорах и соглашениях; 2) конкретизируют, дополняют их применительно к условиям труда у данного работодателя; 3) приняты работодателем в пределах своей компетенции; 4) приняты с учётом установленной процедуры, т.е. с учётом мнения или по согласованию с представительным органом работника, и если такое согласование предусмотрено коллективным договором, соглашением; 5) не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы ЛНА, ухудшающие положение работников, а также акты, принятые с нарушением установленной процедуры, не подлежат применению.

Распространяются ЛНА на работников данного работодателя, независимо от места выполнения ими работы. ЛНА доводятся до сведения работников под роспись при приёме на работу до подписания трудового договора (ст.

68 ТК), а при приёме ЛНА или внесения в него изменений – в процессе трудовой деятельности (ст.22 ТК).

Нет времени объяснять про локальные нормативные акты, сделайте заказ диссертации у нас и забудьте о бесоных ночах.

Система ЛНА

1) По содержанию можно выделить ЛНА, регламентирующие: -структуру управления организацией (штатное расписание, положение о структурных подразделениях организаций, должностные инструкции); акты, регламентирующие вопросы оплаты труда и стимулирования (положение об оплате труда, о премировании, о компенсационных выплатах); ЛНА, регламентирующие режим труда и отдыха (правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, отпусков); ЛНА, регламентирующие вопросы охраны труда (инструкции по охране труда, перечень видов работ повышенной опасности, которые проводятся по наряду допусков); ЛНА, регламентирующие вопросы занятости, обучения и переобучения работника.

2) По кругу лиц, на которых распространяются ЛНА: общие и специальные.

3) По сроку действия различают ЛНА с неопределённым сроком действия и определённого срока действия.

4) По способу принятия ЛНА можно выделить: принимаемые работодателем самостоятельно (акты, регламентирующие структуру управления); принимаемые работодателем по согласованию с представительным органом работников, если такое согласование предусмотрено коллективным договором, соглашением; принятые с учётом не обязательного для него мнения представительного органа работников (ч.2 ст.8 ТК РФ).

ЛНА, регламентирующие вопросы оплаты труда, охраны труда.

Интересы работников при принятии ЛНА представляет выборный орган первичной профсоюзной организации, либо если нет профсоюзной организации или ни один из профсоюзов не представляет большинства работников и не уполномочен на представительство – иные представители работников (ст.29-31 ТК).

Если постоянно действующий орган не сформирован и и работники не воспользовались своим правом избрать представителей, то работодатель может принять ЛНА самостоятельно.

Процедура учёта мнения представительного органа работников при принятии ЛНА предусмотрена ст.372 ТК и сводится к следующему:

1)  ознакомление с проектом ЛНА и обоснованием к нему;

2)  выработка мотивированного заключения по проекту в письменной форме и направление его работодателю в течение пяти дней  с момента его получения;

3)  проведение работодателем в течение трёх дней переговоров с профсоюзным органом для выработки взаимоприемлемого решения;

4)  при недостижении согласия оформление протокола разногласий, что даёт работодателю возможность принять ЛНА.

Подключение профсоюзным органом государственной инспекции труда или суда к решению спорного вопроса, если акт противоречит действующему законодательству, либо начать процедуры коллективного трудового спора, если акт соответствует закону, но не учитывает пожелания работников. Порядок введения в действие локальных нормативных актов предусмотрен в ст.12 ТК.

Источник: http://univer64.ru/ponyatie-i-rol-lokalnogo-regulirovaniya-truda-organyi-i-pravila-lokalnogo-normotvorchestva.html

Локальное нормотворчество комерческих организаций. Антимонопольное регулирование

Локальное нормотворчество юридического лица

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

Тема: 1.Локальное нормотворчество комерческих организаций.

                 2. Антимонопольное регулирование.

                  Выполнил:

                                                  слушатель 4 курса гр. 328-2

                                          юридического факультета, заочной ф/о

                                                      Осипов Дмитрий Дмитриевич

                                                                         номер зачетной книжки № 052

                                                               вариант контрольной работы №2

                   Проверил:

МОСКВА  2011 г.

План

Введение…………………………………………………………………….стр.3

    1. Локальное нормотворчество коммерческих организаций.
    1. Общее понятие локальных правовых норм………… ……..стр.5
    1. Правовое регулирование деятельности коммерческих организаций внутренними документами………………….. стр.6
    2. Специфика формирования и основные функции

локальных нормативных актов……………………………. стр.8

    1. Антимонопольное регулирование.
    1. Понятие антимонопольного регулирования……………… стр.15
    1. Законодательная база антимонопольного

 регулирования в РФ………………………………… ……..стр.16

    1. Проблемы антимонопольного регулирования……….. ….стр.20

Заключение………………………………………………………………… стр.22

Список литературы…………………. ……………………………………..стр.25

Введение

Участником данных отношений, является хозяйствующий субъект. Государство не предписывает ему поведение, а лишь формирует правила, которым это поведение должно подчиняться.

Соответственно и хозяйствующий субъект для того, чтобы вписаться в эти правила, устанавливает свои правовые нормы, упорядочивающие его деятельность как на локальном уровне, так и во взаимоотношениях со всей внешней средой.

Локальное нормотворчество благодаря ограниченности применения по кругу, месту и, в ряде случаев, времени, а также в силу своей конкретности призвано компенсировать несовершенство централизованного законодательства.

Поэтому требования к локальным нормативным актам более жесткие, поскольку они ограничены рамками закона и должны отвечать всем его условиям, осуществляя в то же время более тонкую настройку механизма регулирования отношений, входящих в его компетенцию.

Однако неполнота, непроработанность деталей локального нормотворчества в настоящее время остаются весьма актуальными и распространенными.

В России процесс создания  государственного  контроля  по  недопущению недобросовестной  конкуренции   фактически  начался   с   нуля,   поэтому  на  данном  этапе  огромное   значение   имеет   создание   и

усовершенствование   законодательной   базы    по    поводу    регулирования

монополистических  процессов  и  необходимости экономических реформ в данной сфере. Проблемы монополизации хозяйственной жизни,  конкуренция  на  товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но  и широких слоев населения.

Развитие     антимонопольного     регулирования  очень  актуально  для развития   российской экономики, где степень монополизации рынка  выше,  чем в государствах с исторически  сложившимся  рыночным  хозяйством.

Во второй части работы мы рассмотрим положение антимонопольной политики России и недостатки антимонопольного регулирования.

    1. Локальное нормотворчество коммерческих организаций.
    1.  Общее понятие локальных правовых норм.

Локальные правовые нормы представляют собой одну из разновидностей правовых норм.

Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, служащим и т.д.).

Локальные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому они весьма значимы.

В качестве правовых норм локальные правовые нормы характеризуются как общими, так и особыми признаками.

К общим признакам локальных правовых норм можно отнести следующие1:

а) Локальные правовые нормы регулируют не отдельный случай или конкретное правоотношение, а типичные ситуации или вид отношений, имеющих место на предприятии, в частности в акционерном обществе.

Эта типичность относится, как правило, к имеющимся отношениям, но может касаться и новых социальных связей, повторяемость которых в будущем предполагается со значительной степенью вероятности;

б) Локальные правовые нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать вновь, если возникает аналогичный случай;

в) Локальные правовые нормы имеют общий характер, то есть они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных.

Неперсонифицированность, то есть отсутствие указания на конкретный адрес – один из признаков этих норм.

С помощью более углубленного анализа локальных норм можно выделить их следующие характерные черты2:

1) принимаются на предприятии и действуют в его пределах;

2) субъектом их принятия является администрация либо трудовой коллектив;

3) они имеют дополнительный характер по отношению к нормам общегосударственным;

4) своим предметом они имеют трудовые или организационно-управленческие решения.

Новый шаг в исследовании локальных норм сделал Архипов С.И. отметив, что территориальная сфера локальных норм не имеет границ, важен признак осуществления функции организации, структурного подразделения или работников.

    1.1 Правовое регулирование деятельности коммерческих организаций                              внутренними документами

Система правового регулирования деятельности коммерческих организаций складывается из законодательных, иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества.

Законодательство составляет ту основу, которая определяет правовое положение субъекта предпринимательской деятельности и формирует основные принципы правового регулирования поведения участников соответствующих отношений: органов управления и акционеров (участников), работодателя и работников, а также разграничивает предмет правового регулирования законодательных норм и норм внутренних документов, устанавливает пределы самостоятельного усмотрения, в рамках которого может развиваться локальное нормотворчество коммерческой организации.

Принятие отдельных внутренних документов прямо предусмотрено законодательством.

Другая часть создается по усмотрению самой коммерческой организации, в зависимости от сферы и масштаба ее предпринимательской деятельности, состава участников, особенностей производственно-хозяйственной структуры организации, территориального расположения ее структурных подразделений, обычаев делового оборота и просто опыта, психологического климата, традиций взаимоотношений коллектива и руководства, акционеров (участников) и менеджеров. Там, где локальные акты упоминаются в перечне форм (источников) права, они выделяются в отдельную группу по субъекту правотворчества и понимаются как нормативные акты, регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения.3

Локальные акты касаются, например, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями. Такие «скромные» определения локальных нормативных актов в современных учебниках по теории права и их места в системе источников правового регулирования деятельности коммерческих организаций отражают неисследованность данной проблемы4.

Отметим, что ни в Гражданско-процессуальном, ни в Арбитражно-процессуальном кодексах РФ в числе нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел, внутренние документы организации прямо не указываются.

Судебная практика, однако, подтверждает, что при разрешении споров суды руководствуются не только законодательством, но и документами, принятыми в соответствии с этим законодательством компетентными органами организации5.

Несмотря на отсутствие в процессуальном законодательстве указания на локальные нормативные акты как на правовые основания для разрешения споров, каждый практикующий юрист вспомнит, как суд в той или иной ситуации руководствовался внутренними документами организации: положениями об органах управления хозяйственного общества, об оплате труда, другими документами, содержащими локальные нормы, как источником права6. И это объяснимо, в том числе с точки зрения обеспечения гарантий прав и свобод гражданина, прав и законных интересов организации – вступая в какую-либо иную организацию, они должны принять на себя «некое самоограничение», выражающееся в необходимости подчиняться определенным правилам и нормам, установленным в данной организации. Такой принцип лежит в основе построения любой корпорации, любого субъекта коллективного предпринимательства. При этом, во-первых, правила, установленные в конкретной организации, не должны противоречить требованиям законодательства, а, во-вторых, участник этой организации должен иметь право выйти из ее состава при несогласии с тем или иным решением по возможности без имущественных потерь.

1.2 Специфика формирования и основные функции локальных нормативных актов.

Локальные нормы реализуются в локальных нормативных актах, которые формируются органами управления корпорации. Локальные нормативные акты создаются имеющимися на предприятии органами управления, компетентными в решении тех или иных вопросов производственной, социальной жизни коллектива.

Локальные нормативные акты можно классифицировать по следующим критериям7:

1. По субъектам – на акты коллектива предприятия, акционеров (акты общего собрания); акты исполнительных органов корпорации (акты совета директоров, правления и др.); акты руководителей корпорации, принимаемые в порядке единоначалия.

2. По отраслям регулирования – на акты, регулирующие финансовую деятельность (финансовые), сферу управления (административные), сферу социального обеспечения (трудовые), имущественную сферу (гражданско-правовые).

При этом каждый локальный нормативный акт, независимо от критерия классификации, должен обладать рядом признаков, основными из которых являются8:

– правотворческий характер, то есть в акте локальные нормы устанавливаются, изменяются либо прекращаются;

– издание акта органом управления только в пределах его компетенции;

– документальная форма (решение общего собрания, совета директоров, приказ генерального директора), имеющая необходимые реквизиты, такие как: вид акта, его наименование, орган управления, его принявший, дата и номер, подписи должностных лиц;

– доступность для понимания и однозначность толкования.

Наряду с этим локальный нормативный акт не должен противоречить федеральному законодательству, а также локальным актам, имеющим более высокую юридическую силу, например, уставу, если речь идет об акционерном обществе.

Создание локальных нормативных актов, иными словами локальное нормотворчество, также отличается определенной спецификой. Оно может быть прямым (непосредственном) и отражает тот случай, когда коллектив корпорации самостоятельно разрабатывает и утверждает локальную норму. При этом могут использоваться три основных способа принятия норм.

К первому способу относится принятие локальных нормативных актов общим собранием коллектива (акционеров) корпорации. Это достаточно сложный способ со всех точек зрения: организационной, юридической и финансовой9.

Так, в организационном плане необходимо оповестить о созыве собрания, а акционерам еще разослать приглашения с указанием даты, места, времени проведения, повестки собрания. Приглашение должно быть разослано заблаговременно, в установленные сроки.

Также необходимо арендовать подходящее помещение и осуществить ряд других организационных мероприятий по подготовке собрания. Все это обусловливает значительные финансовые издержки организаторов общего собрания.

Кроме того значительные и юридические трудности при принятии локальных норм общим собранием; к ним относятся: утверждение регламента собрания, подсчет , способ ания, принятие решения и другие процессуальные вопросы.

Именно поэтому закон и практика пошли на ограничение нормативных актов, принимаемых общим собранием, но зато по самым существенным вопросам существования корпорации. Эти вопросы четко и исчерпывающе прописаны соответствующих федеральных законах.

Источник: http://stud24.ru/enterprising/lokalnoe-normotvorchestvo-komercheskih-organizacij-antimonopolnoe/337229-1015912-page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.