+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Кто может быть участником государственно-частного партнёрства

Содержание

Государственно-частное партнёрство – инструмент развития инфраструктуры СПО

Кто может быть участником государственно-частного партнёрства

В современном профессиональном образовании существует проблема количественной и качественной диспропорции подготовки специалистов для нужд экономики. Возможные решения этой проблемы были рассмотрены 29 августа на вебинаре «Перспективы развития государственно-частного партнёрства в профессиональной образовательной организации».

Онлайн-мероприятие провёл Айрат Илдарович Сатдыков – заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», участник рабочей группы ФИРО по разработке профессиональных стандартов.

В своём выступлении Сатдыков рассказал, как европейские страны решают проблему нехватки квалифицированных кадров для нужд экономики и как решалась эта проблема в эпоху СССР.

Сатдыков считает, что опыт СССР «можно назвать успешным для тех условий, когда он был», то есть в условиях командной экономики. В советском опыте были интересные моменты, но «эти моменты интересны, как археологические раскопки».

– Германия, Финляндия, скандинавские страны решают проблему путём внедрения дуальной модели образования, когда обучение происходит в основном на предприятии, и часть обучения – в колледже, – рассказал эксперт.

Айрат Сатдыков объяснил, почему такой вариант решения проблемы работает в европейских странах: в этих странах сильный рынок труда, сильное объединение работодателей, которое не допустит возникновения «проблемы безбилетника». Для этого в странах Европы действуют система коллективных договоров и система промышленных палат, которые могут вынести санкции предприятию, переманившему работника, в обучение которого вкладывало деньги другая компания.

Другими вариантами решения проблемы диспропорции кадров и нужд экономики становятся социальное и государственно-частное партнёрство.

Что такое социальное партнёрство?

В 2011-2014 годах Айрат Сатдыков и сотрудники ФИРО провели исследование о применении инструментов социального партнёрства в российских колледжах, техникумах и училищах.

Опрос выявил основные формы взаимодействия организаций СПО с предприятиями:

  • практика студентов у работодателей;
  • трудоустройство студентов работодателем;
  • совместная разработка образовательных программ;
  • стажировка преподавателей на предприятиях;
  • совместное проведение олимпиад, конкурсов и других мероприятий;
  • привлечение представителей бизнеса к преподаванию;
  • повышение квалификации представителей бизнеса в колледже;
  • материальная помощь и передача имущества.

Результаты исследования говорят о том, что интенсивность взаимодействия не достаточна для выпуска квалифицированных специалистов. К примеру, в большинстве случаев размер материальной помощи не превышает 100 тысяч рублей.

Что такое государственно-частное партнёрство?

– Государственно-частное партнёрство – это, прежде всего, отношения по поводу имущества и инвестиций, – пояснил Сатдыков.

Цель ГЧП – это привлечение в экономику частных инвестиций в те сферы, которые исторически считаются государственными, для обеспечения доступности товаров, услуг и повышения их качества.

Основное отличие ГЧП от социального партнёрства заключается в том, что при ГЧП заключается конкретный договор, в котором обязательно указывается предмет соглашения.

Предмет договора содержит в себе две составляющие:

  1. Создание объекта: строительство с нуля или реконструкция объекта.
  2. Дальнейшее использование объекта: техническое обслуживание или эксплуатация.

Техническое обслуживание предполагает мероприятия, направленные на поддержание объекта в пригодном для эксплуатации состоянии, а эксплуатация – использование объекта частным партнёром для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, например, реализация образовательных программ.

Соглашение о ГЧП заключается между публичным и частным партнёрами при возможном участии финансирующего лица.

Частный партнёр – российское юридическое лицо, публичным партнёром может быть государство, регион или муниципальное образование. Финансирующим лицом имеет право выступать юридическое лицо, которое предоставляет заёмные средства частному партнёру.

Что указывается в соглашении о ГЧП?

Закон от 13 июля 2015 года №224-ФЗ устанавливает обязательные элементы соглашения о ГЧП:

  • создание объекта соглашения частным партнёром;
  • полное или частичное финансирование создания объекта частным партнёром;
  • эксплуатация и (или) техническое обслуживание объекта частным партнёром.

– Вот эти все пункты: обязательные, о чём я сказал ранее, и дополнительные – из них, как из конструктора «Лего», можно сконструировать соглашение для каждого конкретного случая, – поясняет Айрат Сатдыков.

Как ГЧП может применяться в СПО?

Сатдыков считает, что ГЧП – «это инструмент развития образовательной инфраструктуры». Эксперт представил участникам вебинара авторскую модель, которую он разработал специально для сферы СПО.

– Она нетривиальная такая модель, – рассказал эксперт, – но может быть вполне себе реализована при условии, что у нас частным партнёром будет либо крупное предприятие, либо отраслевое объединение, либо, возможно, торгово-промышленная палата, что менее вероятно в силу того, что у нас связь предприятий довольно слаба в вопросе принятия совместных решений.

Айрат Сатдыков считает ГЧП перспективной формой взаимодействия с предприятиями, так как частные инвестиции в образовательную организацию позволят руководству колледжа сосредоточиться на повышении качества образовательных услуг.

О последних новостях сферы СПО, вы сможете узнать на Всероссийской практической конференции «Перспективные направления развития профессионального образования: новые формы и содержание».

Источник: https://academy-prof.ru/blog/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-spo

Государственно-частное партнерство (ГЧП)

Кто может быть участником государственно-частного партнёрства

30.05.2021

1 января 2021 года произошло долгожданное для российских застройщиков событие – вступил в силу Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», одним из главных инициаторов появления которого выступала Группа компаний КОРТРОС. Нет ничего удивительного в том, что, заходя в территории со стратегической миссией, руководство компании всегда стремилось установить прозрачные и взаимовыгодные нормативно-правовые основания для взаимодействия с региональной властью. Теперь, с принятием нового закона, это происходит намного проще и эффективнее.

Что такое государственно-частное партнерство?

В документе впервые дается правовое определение понятия «государственно-частное партнерство»: «ГЧП – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны и частного партнера с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, заключенного в соответствии с настоящим федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества». Закон о ГЧП регламентирует вопросы подготовки, заключения, исполнения, прекращения соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в отношении закрытого перечня объектов общественной инфраструктуры (транспортной, социальной, коммунальной и инженерно-технической). Его главное отличие от закона о концессиях и госзаказа заключается в норме, согласно которой на объект соглашения о государственно-частном партнерстве возникает право частной собственности.

Если обобщить, то государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Современные схемы ГЧП позволяют реализовать важные для регионов инфраструктурные объекты в условиях бюджетных ограничений.

Формы ГЧП

Традиционно модели государственно-частного партнерства как в России, так и за рубежом, разворачиваются на строительстве объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а главным мотивом становится стремление сократить участие государства в экономике. В основе идеи ГЧП лежит теория смешанной экономики.

Однако нельзя назвать им любое взаимодействие государства и частного капитала. Критерием того, что перед нами именно ГЧП может выступать принятие бизнесом функций, традиционно выполняемых государством. Развитие и поддержание инфраструктуры (производственной, транспортной, социальной) – наиболее типичный пример.

Международные практики использования ГЧП привели к формированию развернутой типологии моделей подобного сотрудничества, каждая из которых может быть эффективна в конкретных социально-экономических условиях.

  • BOT Build, Operate, Transfer (Построй-Управляй-Передай) Концессионный механизм: строительство, право пользования (без права собственности) в течение срока соглашения и передача государству
  • BOOT Build, Own, Operate, Transfer (Построй-Владей-Управляй-Передай) (подразумевается право собственности, но не только владения) Аналогично п. 1, но право собственности на время действия контракта принадлежит частному партнеру
  • BTO Build, Transfer, Operate (Построй-Передай-Управляй) Аналогично п. 1, только объект передается государству сразу после строительства. Частный партнер обслуживает объект в течение срока действия соглашения, а публичный возмещает затраты регулярными платежами (контракт жизненного цикла)
  • BOO Build, Own, Operate Аналогично п. 2, но по истечении срока соглашения объект остается в собственности частного партнера
  • BOMT Build, Operate, Maintain, Transfer (Построй-Управляй-Поддерживай-Передай) Акцент на поддержке жизнеспособности и обслуживании объекта. Право собственности остается у публичного партнера.
  • DBOOT Design, Build, Own, Operate, Transfer (Спроектируй-Построй-Владей-Управляй-Передай) Аналогично п. 2, но в обязанности частного партнера входит и проектирование объекта соглашения
  • DBFO Design, Build, Finance, Operate (Спроектируй-Построй-Владей-Управляй-Передай) Акцент на обязанности частного партнера финансировать строительство и мероприятия по обслуживанию. Публичный партнер возмещает издержки регулярными платежами

Объекты ГЧП группы компаний КОРТРОС

Стратегическим принципом политики Группы компаний КОРТРОС является гибкость в реализации инвестиционных схем и жилищных программ в рамках ГЧП. Среди них:

  • Возведение жилья для военных и полиции
  • Расселение ветхих и аварийных кварталов
  • Реконструкция и ревитализация памятников истории и архитектуры
  • Строительство социально-значимых объектов: детских садов и школ
  • Решение проблем обманутых дольщиков

При этом существует разумный баланс между социальной ответственностью и коммерческой успешностью бизнеса, в том числе и при партнерстве с государственными институтами развития.

Так, построенный в рекордно быстрые строки (2 года!) крупнейший в Европе курортный комплекс Azimut Hotels в Сочи – продукт партнерства Правительства Российской Федерации и КОРТРОСа.

3600 единиц его номерного фонда смогли обеспечить комфортное проживание участников и гостей сочинской Зимней Олимпиады.

Другой пример успешного партнерства органов власти и компании – строительство в новом екатеринбургском районе «Академический» медицинского кластера: учебных корпусов Уральского государственного медицинского университета и высокотехнологичного завода по производству кардиостимуляторов.

Преимущества работы с ГК КОРТРОС

«Главное, на что нужно обращать внимание при работе с государственными структурами, это баланс интересов. Вопреки расхожему мнению, у государства нет желания вытянуть из бизнеса последние жилы.

В этом случае оно лишится налогоплательщика, причем в лице КОРТРОС весьма серьезного, – убежден Директор управления по государственно- частному партнерству Довран Гарагозов. – Государство не может отказаться от решения насущных проблем. И тут мы можем подставить свое плечо.

Да, не рассчитывая на серьезную финансовую отдачу, мы компенсируем ее стабильностью нашего партнерства. Главное видеть возможность компромисса, не бояться идти на диалог. Можно сожалеть, что немногие осмеливаются на такое сотрудничество».

Помимо репутационных бонусов, плодотворное сотрудничество ГК КОРТРОС с федеральными и региональными государственными структурами позволяет девелоперу привлекать новых инвесторов к реализации проектов комплексной застройки и рассчитывать на софинансирование проектов из бюджетных источников, возможность которого предусмотрена новым федеральным законом.

Все материалы

Источник: https://kortros.ru/investors/encyclopedia/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-gchp/

Гчп в нарве

Кто может быть участником государственно-частного партнёрства

В основе ГЧП лежат отношения между тремя его основными участниками: государством или другим публично-правовым субъектом (далее – “концедент“), проектной компанией и финансовыми организациями.

Концедент и проектная компания заключают соглашение о проектировании, строительстве и экслуатации объекта инфраструктуры и привлекают средства финансовых организаций для осуществления проекта.

Данная глава рассматривает цели и задачи трёх основных участников ГЧП, а также типичную структуру договорных отношений между ними.

§ 4.1. Стороны соглашения о государственно-частном партнёрстве

Соглашение о ГЧП, как правило, является двусторонним и заключается между концедентом и проектной компанией, которая берёт на себя ответственность за фактическую реализацию проекта.

В осуществлении проектов ГЧП обычно принимают участие несколько компаний, включая инвесторов, кредиторов, подрядчиков и операторов, но договор о ГЧП, как правило, заключается с одной проектной компанией.

Множественность лиц в договоре о ГЧП, как правило, не отвечает интересам как государства, так и частных компаний из-за несоразмерной сложности и затратности согласования интересов и распеределения ответственности между всеми сторонами такого договора.

В связи с этим участие нескольких компаний в реализации одного проекта, как правило, обеспечивается не через множественность лиц в договоре, а при помощи специальной проектной компании, которая, с одной стороны, выступает стороной договора о ГЧП и несёт ответственность за осуществление всего проекта, а, с другой стороны, заключает договоры с другими компаниями о реализации отдельных аспектов проекта.

4.1.1. Концедент

Концедент является ключевым участником ГЧП, который, как правило, самостоятельно принимает решение о реализации инфраструктурного проекта при помощи ГЧП, проводит конкурс на заключение соглашения о ГЧП и контролирует реализацию проекта.

При этом в контексте ГЧП концедент включает в себя все уровни публично-правовых образований от независимых государств до местных самоуправлений.

Так, в Российской Федерации концедентом может выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в лице уполномоченных ими органов.

Концедент обладает целевой правоспособностью и обязан действовать в интересах представляемого им общества в целом. Необходимость действовать в интересах общества в целом означает, что участие концедента в ГЧП должно быть предметом обстоятельного анализа эффективности расходования публичных средств в рамках ГЧП.

Такой анализ должен включать комплексную оценку финансовой, технической и экономической эффективности реализации проекта в рамках ГЧП по сравнению с его реализацией иными способами.

В связи с тем, что затраты на привлечение частного финансирования, как правило, превышают аналогичные издержки концедента и подготовка проектов в рамках ГЧП занимает больше времени и денег по сравнению с реализацией проектов традиционными методами, оценка эффективности ГЧП проектов должна не только демонстрировать относительную эффективность за счёт снижения затрат или лучшее соотношение цены и качества, но также оправдывать дополнительные расходы, связанные с реализацией проектов при помощи ГЧП.

4.1.2. Проектная компания

При реализации малых и средних проектов ГЧП соглашение о ГЧП может быть заключено с существующей хозяйствующей компанией, у которой есть необходимый опыт реализации инфраструктурных проектов.

В большинстве случаев, однако, частные компании опасаются долгосрочной ответственности за дорогостоящие проекты ГЧП и стороной договора о ГЧП является специальная проектная компания (“СПК“).

СПК создаётся инвесторами специально для заключения договора о ГЧП и последующего привлечения других компаний на основе самостоятельных договоров о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации. Использование СПК позволяет не только организовать работу над крупными проектами ГЧП, но также лежит в основе кредитования проектов ГЧП при помощи проектного финансирования.

Учредителями СПК выступают коммерческие организации, заинтересованные в получении прибыли от проекта ГЧП.

Учредителями СПК могут являться как коммерческие организации, которые рассматривают проект исключительно в качестве инвестиционной возможности с финансовой точки зрения, так и компании, непосредственно заинтересованные в проектной деятельности СПК.

При этом интерес учредителей СПК в проектной деятельности может состоять как в приобретении необходимого опыта по созданию и эксплуатации инфраструктурного объекта и диверсификации существующих видов коммерческой деятельности, так и в заключении с СПК проектных договоров о подряде, поставках, эксплуатации и т.д.

Заключение соглашения о ГЧП с СПК предоставляет возможность гибко организовать работу нескольких компаний над проектом ГЧП, а также привлекать акционерный капитал для финансирования проекта. Долгосрочное участие в уставном капитале, однако, не отвечает, как правило, интересам участвующих в проекте коммерческих организаций.

Строительная компания, например, может быть заинтересована в выходе из СПК, то есть продаже доли в уставном капитале проектной компании, после завершения строительства инфраструктурного объекта и освобождении инвестированных в СПК средств для участия в других проектах.

Выход из СПК, однако, может иметь значительные последствия для устойчивости проекта в долгосрочном плане и концедент заинтересован в ограничении права выхода из СПК.

Соглашение о ГЧП, как правило, содержит положения, которые ограничивают право передачи доли участия учредителей в уставном капитале проектной компании, а также право учредителя на залог и иные формы обременения доли участия в пользу третьих лиц.

Такие ограничения обеспечивают долгосрочную устойчивость проекта, но при этом следует учитывать, что возможность выхода из уставного капитала проектной компании создаёт необходимые условия для создания вторичного рынка проектов ГЧП и, в свою очередь, приводит к снижению стоимости реализации проектов ГЧП.

В связи с этим запрет на выход из проектной компании в соглашении о ГЧП должен быть ограничен разумно необходимым для соблюдения интересов концедента сроком. В отношении строительной компании, например, разумно предусмотреть, что такой запрет действует в течение периода строительства и предусмотренного гарантийного срока на объект инфраструктуры.

Источник: http://medvedevs.eu/oleg/ppp/chapter4/paragraph1.html

Кто может быть участником государственно-частного партнёрства

Кто может быть участником государственно-частного партнёрства

С 2021 г. устанавливаются правила государственно-частного партнерства в инвестиционных проектах, теперь частные лица могут получить право собственности на объекты публичной инфраструктуры.

См. также Закон о государственно-частном партнерстве

Кто может быть участником ГЧП

Заключить соглашение о государственно-частном пертнерстве может любая российская компания, кроме контролируемой государством (п. 2 ст. 5 закона № 224-ФЗ). В противном случае это противоречило бы самому смыслу ГЧП, так как инвестиции должны быть частными. Но круг лиц, которые могут выступать в качестве частного и публичного партнера, значительно уже, чем в концессионных соглашениях.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

  • Сохраните и распечатайте памятку сотрудникам

В отличие от закона № 224-ФЗ, закон № 115-ФЗ не устанавливает указанных ограничений. Концессионерами могут быть хозяйственные общества, акции или доли которых находятся в государственной и муниципальной собственности, а также иностранные юридические лица.

Российская компания, которой владеют иностранные граждане или организации, также может выступать частным партнером в ГЧП. Запрет иностранцам выступать в качестве частного партнера может привести к тому, что в проектах ГЧП будут участвовать российские «дочки» иностранных компаний. При этом они будут отвечать по обязательствам только имуществом российского юридического лица.

Требования к частному партнёру

Частный партнер должен отвечать следующим требованиям: 1) не находиться в процессе ликвидации или в банкротстве; 2) не иметь административного наказания в виде приостановления деятельности (на день представления заявки на участие в конкурсе); 3) не иметь недоимки по налогам, сборам, иным обязательным платежам, а также задолженности по уплате процентов за использование бюджетных средств, пеней, штрафов. Не иметь финансовых санкций менее чем за один месяц до дня представления заявки на участие в конкурсе;

4) иметь необходимые лицензии, свидетельства СРО о допуске к выполнению работ, предусмотренных соглашением, и иные разрешения для реализации проекта.

Устанавливать дополнительные требования нельзя (п. 8, 9 ст. 5 закона № 224-ФЗ).

Частный партнер обязан исполнять обязательства своими силами и вправе привлекать третьих лиц, только если это прямо предусмотрено условиями соглашения (п. 6 ст. 5 закона № 224-ФЗ). Поэтому инвесторам стоит внимательнее отнестись к условию о третьих лицах.

Если не спланировать работы заранее, придется самостоятельно выполнять весь проект, который может включать широкий круг обязательств: привлечение финансирования, проектирование и строительство, эксплуатация, техническое обслуживание объекта и пр.

За действия третьих лиц частный партнер отвечает как за свои собственные.

Кто не может быть участником ГЧП

Поскольку инвестиции должгны быть частными, не могут стать частными партнерами:

1) ГУП и МУП; 2) учреждения; 3) публично-правовые компании и организации, созданные Российской Федерацией на основании федеральных законов;

4) хозяйственные товарищества, общества, партнерства, находящиеся под контролем Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования (понятие контроля раскрывает пункт 3 статьи 5 закона № 224-ФЗ);

5) дочерние общества, находящиеся под контролем указанных организаций; 6) некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями в форме фондов;

7) некоммерческие организации, созданные указанными выше организациями в форме фондов.

Можно ли уступить права по соглашению о ГЧП

Уступка частным партнером своих прав и обязанностей по соглашению о ГЧП недопустима (п. 11 ст. 13 закона № 224-ФЗ).

Публичный партнер может заменить частного партнера, если он не исполняет обязательства или исполняет их ненадлежащим образом (п. 13 ст. 13 закона № 224-ФЗ). Замену производят с проведением конкурса.

Без конкурса можно заменить частного партнера в случае, предусмотренном пунктом 14 статьи 13 закона № 224-ФЗ.

Кто может быть публичным партнёром

Публичным партнером могут быть исполнительные органы на соответствующем уровне. На федеральном, например, Правительство РФ, Минэкономразвития России. На региональном – правительство субъекта, глава местной администрации и др. В отличие от концессии, публичной стороной не могут быть государственные (муниципальные) учреждения и предприятия, а также госкорпорации.

Третьи лица

В проекте также может участвовать финансирующее лицо, которое не является стороной соглашения (п. 6 ст. 3 закона № 224-ФЗ). Оно предоставляет финансирование частному партнеру. В этом качестве может выступать любое юридическое лицо, предоставляющее заемные средства, не обязательно финансовая организация.

Что нужно учитывать при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве. Новые возможности и риски инвесторов

Источник: https://www.law.ru/article/5708-kto-mojet-byt-uchastnikom-gosudarstvenno-chastnogo-partnrstva

Государственно-частное партнерство – Меры поддержки – Инвестиционный портал Санкт-Петербурга

Кто может быть участником государственно-частного партнёрства

Санкт-Петербург является неоспоримым лидером в России по использованию такой формы взаимодействия с бизнесом, как государственно-частное партнёрство.

В рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства

1

место

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге в различных стадиях реализации находятся шесть соглашений о государственно-частном партнёрстве, два проекта проходят конкурсные процедуры, еще 15 проектов находятся в стадии подготовки.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же
задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.

СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.

Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.

Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения.

Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса.

Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.

Основные модели ГЧП:

Концессионная модель, предусматривающая право государственной (муниципальной) собственности на объект соглашения  
Модель ГЧП, при которой объект соглашения будет находится в частной собственности при условии соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом № 224-ФЗ “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”,  соглашением о ГЧП и иными общими положениями законодательства РФ

Закон о КС и Закон о ГЧП. Ключевые отличия:

В 2015 году Закону о КС исполнилось 10 лет. По сути, это первый в современной России нормативный акт, регулирующий отношения в сфере ГЧП. Ключевой элемент его правового регулирования – это КС.

По КС концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок.

В 2015 г. был принят Закон о ГЧП, который позволил использовать новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП в российской практике.

Ключевой элемент его правового регулирования – это СГЧП.

Предусмотренная Законом о ГЧП новелла – возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.

В интересах инвесторов Законом о ГЧП и Законом о КС предусмотрен механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта.

В случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т. д.

), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.

Ключевые отличия:

  • в рамках КС право собственности на объект всегда сохраняется за публичной стороной (концедентом);
  • в рамках КС осуществление эксплуатации всегда возлагается на концессионера;
  • в рамках СГЧП осуществление эксплуатации может быть возложено на публичного партнера;
  • в рамках СГЧП право собственности на объект соглашения возникает у частного партнера.

Признаки ГЧП:

Долгосрочный характер партнерства (для СГЧП   не менее 3 лет)  В среднем по статистике КС в России заключаются на срок 13 лет. Долгосрочный характер проектов в сфере ГЧП следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов
Распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и (или) техническому обслуживанию.Риски в инфраструктурных проектах – это вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту. Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в проектах ГЧП, и наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков.
Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной сторонойОсновным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером), при этом публичный партнер (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и (или) техническим обслуживанием объекта соглашения

Преимущества механизма ГЧП:

Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периодеЗакрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения
Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация)Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП (СМЧП)
Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услугВозможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности)
Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологийВозможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации
Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру)Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту)
Снижение присутствия государства в экономикеЗакрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством
В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексомВ случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения

Источник: http://spbinvestment.ru/ru/gid/partnerstvo

Государственно-частное партнёрство

Кто может быть участником государственно-частного партнёрства

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия.

С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования.

ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Наиболее показательный опыт государственно-частных партнёрств наработан в Великобритании[1].

Понятие государственно-частного партнёрства

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

  • сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
  • взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
  • взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
  • ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
  • в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
  • финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.[2]

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Формы государственно-частного партнёрства

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести[2]:

В России в 2004 году рассматривалось семь основных типов концессионных соглашений[3]. Однако, в связи с включением в ряд международных договоров РФ отдельных положений из документов Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка) и подготовкой к вступлению в ВТО в российское законодательство были включены и иные термины характеризующие иные виды концессионных соглашений.

На 2012 год в российском праве были предусмотрены следующие 3 формы (типы контрактов) ГЧП:

Контракт на управление и арендные договоры;

Контракт на эксплуатацию и обслуживание;

Концессия.

Основные типы ГЧП по состоянию на 2004 год
СокращениеРасшифровкаОписание
1*BOTBuild, Operate, Transfer

(Построй-Управляй-Передай)

Концессионный механизм: создание, право пользования (без права собственности) в течение срока соглашения и передача государству.
2BOOTBuild, Own, Operate, Transfer

(Построй-Владей-Управляй-Передай)

Аналогично вышесказанному, но право собственности на время действия контракта принадлежит частному партнеру
3*BTOBuild, Transfer, Operate

(Построй-Передай-Управляй)

Аналогично п. 1, только объект передается государству сразу после строительства. Частный партнер обслуживает объект в течение срока действия соглашения, а публичный возмещает затраты регулярными платежами (контракт жизненного цикла).
4*BOOBuild, Own, Operate

(Построй-Владей-Управляй)

Аналогично п. 2, но по истечении срока соглашения объект остается в собственности частного партнера.
5BOMTBuild, Operate, Maintain, Transfer

(Построй-Управляй-Поддерживай-Передай)

Акцент на поддержке жизнеспособности и обслуживании объекта. Право собственности остается у публичного партнера.
6DBOOTDesign, Build, Own, Operate, Transfer

(Спроектируй-Построй-Владей-Управляй-Передай)

Аналогично п. 2, но в обязанности частного партнера входит и проектирование объекта соглашения.
7DBFODesign, Build, Finance, Operate

(Спроектируй-Построй-Финансируй-Управляй)

Акцент на обязанности частного партнера финансировать строительство и мероприятия по обслуживанию. Публичный партнер возмещает издержки регулярными платежами.

-* Прописаны в Российском законодательстве (по состоянию на 2012 год прописаны все указанные виды, а также иные)

Решением совета глав правительств СНГ “О межгосударственной программе сотрудничества государств-участников СНГна период до 2021 года” в качестве приложения 4 утвержден “Словарь терминов (глоссарий) необходимых для работы с программой”, в котором приводится полная расшифровка применяемых в рамках ГЧП терминов, в том числе 18 типов концессионных соглашений

Области применения государственно-частного партнёрства

Основная область применения ГЧП в мире — постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.[4]

Государственно-частное партнёрство в России

Источник: http://www.fedlab.ru/komitety/komitet-po-gosudarstvenno-chastnomu-partnyerstvu/gosudarstvenno-chastnoe-partnyerstvo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.