+7(499)495-49-41

Контрактная система

Контрактная система оплаты труда – что это такое, достоинства и недостатки, пример

Контрактная система

Результаты хозяйственной деятельности любого предприятия при контрактной основе трудовых отношений обеспечивается качеством выполненных работ, что ведет его к экономическому процветанию.

Качество работ создает определенную репутацию, некий престиж предприятия, что, несомненно, важно для обретения конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. 

Что это такое

Условия рыночной экономики диктуют применять на предприятиях наиболее прогрессивные методики расчета заработной платы, оплаты за труд, который должен отличаться высоким качеством.

Контрактная система оплаты труда, являясь договорной, отвечает ее требованиям как наиболее приемлемая в создавшихся условиях.

В ней четко прослеживается взаимосвязь качества работы, ее результатов, которые влияют на регулирование учета труда и его оплаты, увеличение заработной платы.

Система оплаты труда, размер должностного оклада, других видов выплат устанавливается работодателем сообразно указаниям статьи 135 кодекса о труде самостоятельно.

Причем на одном и том предприятии каждой категории работников устанавливается отдельная система оплаты труда.

Одним из видов бестарифной системы оплаты труда является контрактная, предполагающая подписание работодателем и работником контракта найма на определенных условиях по срокам выполнения работы.

В контракте отмечаются позиции, в которых раскрываются:

  • производственные условия;
  • права и обязанности сторон, подписывающих его;
  • внутренний трудовой распорядок;
  • система оплаты труда;
  • срок его действия;
  • ответственность заинтересованных сторон.

В нем указывается виды стимулирующих и компенсационных доплат и надбавок, если стороны договорились об осуществлении их выплат.Как правило, они начисляются добросовестное отношение к выполняемой работе, профессиональную подготовленность, квалификацию, качество работы, за опасные и вредные условия.

При выборе системы оплаты труда работодатель должен руководствоваться предписаниями трудового законодательства, нормативно-правовых актов.

В основу выбора системы оплаты труда положен принцип затраченного времени и конечного результата труда, исходя их которых каждый работодатель, определяет применяемую на предприятии систему.

Чем характеризуется

На многих предприятиях переход на рыночные отношения заставил пересмотреть мероприятия по организации системы оплаты труда, методы начисления заработной платы. Они в ходе реорганизации получили возможность распределять самостоятельно заработанные средства.

За государством сохранилось только право:

  • регламентирования размера минимальной заработной платы;
  • введение поправок в размер минимальной зарплаты с учетом инфляции в стране;
  • формирования одинаковых возможностей для всех предприятий, которые зарабатывают средства на осуществление оплаты труда работников.

Кодексом законов о труде регулируется размер минимальных компенсационных выплат, которые совершаются за выполнение работы:

  • в выходные и праздничные дни;
  • сверхурочной;
  • по совместительству;
  • во вредных, опасных производственных условиях.

Помимо перечисленных выше в КЗоТ рассматриваются вопросы оплаты, касающиеся времени технологического простоя, осуществления доплат работающим подросткам.

При применении контрактной системы учитываются следующие характеристики:

  • гарантии по размеру минимальной оплаты за труд работника, предоставленные государством – оклад по Единой тарифной сетке;
  • квалификацию работника;
  • производственный стаж, если при выполнении объема работ были безоговорочно соблюдены нормы рабочего времени, которые утверждены трудовым законодательством;
  • профессиональное мастерство работника;
  • уровень личной заинтересованности, выраженной в творческом подходе к работам, выполняемым работником;
  • степень дополнительной нагрузки, поручаемой работнику в силу производственной необходимости;
  • потенциальную отдачу от участия работника в получении конкретных экономических результатов в хозяйственную деятельность предприятия, вследствие чего предприятие получило достаточную прибыль для зачисления в фонд заработной платы;
  • достижение максимальной продуктивности в работе каждого отдельно взятого работника и всего предприятия, полное единение личных и коллективных интересов.

В указанной системе предусматривается прямая зависимость от величины итогового вознаграждения за выполненный труд от конечного результата хозяйственно-экономической деятельности предприятия.

Про оплату труда в ночное время при сменном графике вы можете прочитать на этой странице.

Основным преимуществом контрактной основы является четкость в распределении функциональных обязанностей работника.

В условиях рыночных отношений она успешно зарекомендовала себя, потому что ее применение дозволяет получать эффективные результаты.

Что касается достоинств контрактной системы оплаты труда, то она позволяет существенно повысить производительность труда на предприятиях. Но они должны четко осуществить мероприятия по организации трудового процесса, планированию хозяйственной деятельности.

К тому же она позволяет реализовать свой профессиональный резерв работникам, освоить новейшие виды технологического оборудования, прогрессивные рабочие операции и технологии, приобрести другие профессии. система предоставила возможность работникам, имеющим высокую квалификацию получить дополнительный вид заработка.

У небольших фирм появилась возможность нанять для выполнения специфических производственных задач специалиста на контрактной основе.

Например, юриста для осуществления консультаций по правовым актам, дизайнера для разработки проекта по ландшафту, экономиста для проведения обследования производственной деятельности.

При наличии достаточно широкого круга положительных качеств контрактная система обладает и рядом недостатков, главной из которых стала угроза увольнения работника.

Некоторые работодатели злоупотребляют своим положением, расторгая трудовой договор, потому что применяет контрактную основу для получения дополнительного основания, позволяющего в одностороннем порядке разорвать трудовые отношения.

Где применяется

Контрактную основу при осуществлении производственной деятельности можно применять на любом предприятии без всякого исключения, поэтому она широко распространилась во многие производственные сфера. Она успешно проявила себя в сфере оказания услуг различными учреждения, фирмами.

Например, в медицинских учреждениях для оказания помощи больным людям высококвалифицированными работниками.

При этом контрактная оплата труда медработников состоит из базовой части и стимулирующей, которая назначается работнику исходя из количества баллов, полученных при проведении анализа из профессиональной деятельности.

Контракт заключают с руководителями различных уровней, профессионалами с узкой специализацией, рабочими с большим стажем, работниками с уникальной профессией.

В государственных учреждениях она осуществляется, чтобы удержать специалистов высокого класса. Они увольняются в целях устройства на работу в коммерческие организации, где заработная плата значительно выше.

Пример расчета

В качества примера приводится расчет заработной платы медицинского работника, имеющего оклад, варьируемый от 14800 рублей до 19500 рублей со стажем работы равным 5 годам.

Находим размер должностных окладов врачей, обусловленный итоговой оценкой:

 при оценке – 3,6 получаем: (14800 + 2350)*(3,6 – 3,0) = 16179, 24 рубля
 при оценке – 4,3 имеем: (14800 + 2350)*(4,3 – 3,0) = 17650 рублей

При этом заработная плата врача будет колебаться в пределах:

 минимальная от 14800 рублей до 16179,24 рубля
 средняя от 16179, 24 рубля до 17650, 45 рублей
 максимальная от 17650 рублей до 19650 рублей

Врач обязан пройти аттестацию, при которой применяется критерии оценки для получения бальной оценки. По результатам каждого критерия находится итоговая оценка, измеряемая в баллах. Она служит основанием для назначения оклада по должности семейного врача.

Определяем размер должностного оклада врача, используя критерий оценки, коэффициенты значимости критерия, для чего используем формулу:Где:

 К 1, 2, 3 коэффициенты значимости критериев, в число коих входит стаж работы по специальности, профессиональные знания и практические навыки, качество исполнения функциональных обязанностей
 О 1, 2, 3 оценка по отдельным критериям

Должностной оклад определяется исходя из показателя итоговой оценки, которая в данном случае варьируется от 3,0 до 5,0 в пределах рекомендуемых должностных окладов соответственно нормативам.

Значения величины оклада в зависимости от итоговой оценки:

 минимальная 3,0-3,6
 средняя 3,6-4,3
 максимальная 4,3-5,0

Принимая за основу итоговый балл, который равен 3,75 баллов, врачу назначается минимальный должностной оклад в пределах 14800-16179,24 рубля.

И в заключении необходимо заметить, что работодатель, применяя контрактную систему оплаты труда должен быть предельно честен, придерживаться нормативов действующих правовых, законодательных актов.

Работник в свою очередь должен обладать высокой квалификацией, подтвержденной широкими знаниями и опытом практической работы.

Про минимальный размер оплаты труда рассказывается тут.

Как рассчитать почасовую оплату труда, описывается в этой статье.

Источник: http://vkadry.com/kontraktnaja-sistema-oplaty-truda.html

Государственная контрактная система: описание, структура и требования

Контрактная система

Любая организация, будь она коммерческой или государственной, для обеспечения своей деятельности приобретает товары и услуги. Частный бизнес действует на собственный страх и риск, поэтому эффективность его затрат контролируется лишь с точки зрения полноты уплаты налогов.

А вот всевозможные государственные органы, бюджетные учреждения, унитарные предприятия и прочие подобные организации не должны себе позволять лишних расходов. Они получают финансирование из бюджета и не могут самостоятельно решать, с кем из поставщиков заключить договор.

Поэтому всю свою закупочную деятельность они должны осуществляться под чутким контролем в рамках контрактной системы.

Суть и правовое регулирование

В широком смысле под контрактной системой понимается совокупность организаций и органов, которые так или иначе участвуют в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Система состоит из нескольких элементов, основные из которых — заказчики и поставщики. Первые публично размещают информацию о своих потребностях и объявляют закупки, а вторые принимают в них участие и соревнуются между собой.

В обстановке здоровой конкуренции создается возможность для получения наилучших условий контракта.

Основным нормативным актом, регулирующим сферу государственных закупок, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.13. Специалисты кратко именуют его законом о контрактной системе или о госзакупках. В документе детально прописаны положения относительно правил и порядка осуществления закупочной деятельности, но работа над ним ведется и по сей день.

Кто является заказчиком

Итак, инициатором заключения контракта выступают заказчики. Это организации, которые по закону должны проводить закупки публично.

К ним относятся органы государственной и муниципальной власти, казенные, бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия, некоторые государственные корпорации, а также прочие юридические лица, осуществляющие закупки за счет средств бюджетного финансирования.

Заказчики заранее продумывают, какие товары и услуги понадобятся им в недалеком будущем, составляют плановые документы и публикуют их в открытом доступе.

Поставщики и прочие участники системы госзаказа

Вторая сторона контрактной системы в сфере закупок — поставщики. Ими могут быть любые организации, предприниматели и даже физические лица, отвечающие определенным требованиям.

Когда заказчик объявляет закупку товара или услуги, поставщики подают свои предложения в заявках.

Побеждает тот, чьи условия будут признаны лучшими по ряду критериев, среди которых цена, качественные и функциональные характеристики товара и множество других. С победителем заключается государственный (муниципальный) контракт.

Кроме заказчика и поставщика, в государственной контрактной системе есть и другие звенья. Например, органы, которые осуществляют контроль в сфере закупок. Это Федеральная антимонопольная служба, а в некоторых случаях — иные уполномоченные органы региональной и местной власти. Также в систему входят торговые площадки (ЭТП), аккредитованные для проведения торгов в электронной форме.

Единая информационная система

Закон № 44-ФЗ требует, чтобы все закупки проводились через так называемую Единую информационную систему (ЕИС). Она представляет собой интернет-сервис, в котором заказчики размещают информацию о своих нуждах. В системе можно найти предстоящие, текущие и прошлые закупки из любого региона России. Кроме того, в ЕИС размещается прочая полезная информация, в том числе:

  • отчеты заказчиков об их закупочной деятельности;
  • реестр заключенных госконтрактов;
  • реестр исполнителей, нарушивших условия контракта или уклонившихся от его заключения (реестр недобросовестных поставщиков);
  • информация о жалобах на процедуры закупки, проведенных по ним проверках и выводах контролирующих органов;
  • формы контрактов, обязательные для определенных видов деятельности;
  • каталог объектов закупок — товаров, услуг и работ, которые могут понадобиться заказчикам.

Для поставщиков ЕИС выполняет в большей степени информативную функцию. По сути, это большая база данных для простого поиска закупок и другой информации. Однако значение системы гораздо шире — она обеспечивает прозрачность закупочной деятельности и дает возможность ее контролировать.

Подготовка закупки

Любая закупка в контрактной системе — многоступенчатый процесс. Первый его этап — это планирование. Оно начинается задолго до того, как у заказчика возникнут потребности в товаре или услуге. На этапе планирования составляется план закупок и план-график.

План закупок формируется на текущий финансовый год и плановый бюджетный период — в настоящее время это 3 года.

В него включается основная информация о будущих закупках: наименование закупаемого товара или услуги, цель, срок или периодичность закупки, требуемый размер финансирования и некоторые другие данные.

План-график включает более детальную информацию, но лишь о закупках, которые должны состояться в текущем году. Эти документы публикуются в ЕИС — по ним поставщики могут заранее ознакомиться с потребностями заказчиков, определить степень соответствия их требованиям и планировать участие в закупках.

Контрактная система в сфере закупок предполагает обязательное общественное обсуждение, которое также проводится на предварительном этапе.

Это актуально в случаях, установленных законодательством, например, если стоимость будущего контракта оценивается в 1 млрд рублей и более.

Обсуждение — это механизм общественного контроля за бюджетными расходами. Принять в нем участие может каждый желающий.

Проведение процедуры определения поставщика

В срок, установленный в плане-графике, заказчик объявляет проведение закупки. Для этого он размещает в ЕИС извещение о закупке, а также закупочную документацию. В ней содержатся требования к необходимому товару или услуге, условия участия поставщиков, данные о способе определения победителя, начальная цена контракта, срок исполнения и прочая важная информация.

Законодательство о контрактной системе закупок строго регламентирует проведение процедуры определения поставщика — заказчики весьма ограничены в выборе действий. Например, они не могут устанавливать какие-то дополнительные требования к участникам и объекту закупки, а во многих случаях даже выбрать способ ее проведения. А их существует несколько:

  • открытый конкурс и его подвиды;
  • аукцион, причем в рамках контрактной системы цена при торгах идет на понижение;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

Каждый из них имеет свою специфику и множество нюансов — от разрешенных случаев применения до критериев оценки заявок. Наиболее популярным является аукцион в электронном виде, а также заключение контракта с единственным поставщиком. Применение последнего метода разрешено лишь в некоторых случаях.

В частности, это закупка у субъектов естественных монополий, то есть в обстановке отсутствия конкурентов. Примером является приобретение услуг водо-, газо- и электроснабжения, а также железнодорожных перевозок. Кроме того, без проведения конкурентных процедур разрешено заключать контракты стоимостью до 100 тыс.

рублей, то есть проводить так называемые малые закупки.

Форма проведения

Казалось бы, в современном мире торги должны проходить в электронной форме, но не все так просто. По мнению властей, в России пока к этому полностью не готовы ни люди, ни инфраструктура.

Реформа, подразумевающая отказ от «очных» процедур, откладывается с 2015 года. Пока в планах правительства фигурирует конец 2018 — начало 2019 годов, но возможно, срок вновь отодвинут.

Так что электронные закупки — это вопрос будущего, и хочется надеяться, что не столь отдаленного.

Пока же в электронной форме проводятся аукционы, и потому они завоевали огромную популярность. Весь процесс осуществляется на одной из электронных торговых площадок (ЭТП). Для участия в торгах нужно предварительно пройти на ней аккредитацию. Для этого понадобится оформить электронную подпись и собрать небольшой комплект документов.

Пройдя аккредитацию на ЭТП, поставщик может подавать заявки на участие в аукционах. Заказчик либо допустит его до торгов, либо отклонит заявку.

Последнее происходит в случае несоответствия поставщика или предлагаемой продукции установленным в аукционной документации требованиям. Безосновательно отклонить заявку заказчик не может.

Это будет прямым нарушением конкуренции, а ее обеспечение является одним из принципов контрактной системы в сфере закупок.

В назначенный день и час начинается сама процедура электронного аукциона на ЭТП. Из допущенных участников побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Заключение и исполнение госконтракта

Каким бы способом ни проводилось определение поставщика, победитель не может отказаться от заключения госконтракта.

Скорректировать его положения по собственному желанию он также не имеет права — существенные условия контракта изменению не подлежат.

Поэтому крайне важно перед подачей заявки тщательно ознакомиться с текстом проекта контракта — он всегда публикуется в ЕИС вместе с документами по закупке.

Не сможет поставщик по своей воле и отказаться от исполнения уже заключенного госконтракта. Расторгнуть его можно, но для этого нужны веские причины. Например, решение суда или нарушение второй стороной его существенных условий.

На практике контракты чаще всего расторгаются по вине самих поставщиков — они не исполняют взятые на себя обязательства.

Такой исполнитель попадает в Реестр недобросовестных поставщиков, и работа в контрактной системе для него на ближайшее время станет весьма затруднительной.

Приемка результатов

Когда контракт исполнен, заказчик должен организовать приемку его результатов. Собственными силами или с привлечением экспертов он проводит экспертизу объекта закупки. Ее цель — определить, соответствует ли поставленный товар или оказанная услуга заявленным требованиям.

Если эксперты дают положительную оценку, заказчик подписывает документ о приемке и производит оплату. При выявлении незначительных дефектов исполнителю будет предложено их устранить.

Если экспертиза установит, что поставлен товар ненадлежащего качества, и его недостатки не могут быть исправлены, заказчик откажется его принять.

Это как раз тот случай, когда контракт может быть расторгнут из-за нарушения его условий поставщиком.

Контрактная система объединяет огромное количество участников. Она создавалась, чтобы сделать процесс расхода бюджетных средств эффективнее и прозрачнее. Пока трудно оценить, насколько поставленные цели были достигнуты. Сегодня система еще далека от идеала, однако ее механизм постепенно развивается.

Источник: http://fb.ru/article/345091/gosudarstvennaya-kontraktnaya-sistema-opisanie-struktura-i-trebovaniya

Государственная контрактная система

Контрактная система

Государственная контрактная система – это система организаций, которые формируют заказы на товары и услуги для нужд государства. Также в ее обязанности входит выбор исполнителей, подготовка контракта между государственным учреждением и стороной, которая осуществляет заказ.

Так как государство является субъектом контрактах отношений, то ему предоставляется право контролировать выполнение сделки. В некоторых ситуациях государство может выполнять двоякую функцию: с одной стороны, гарантировать исполнение условий контракта, а с другой – обладать правом собственности.

Именно контрактная система дает возможность обеспечивать высокую эффективность работы субъекта, имеющего возможность самостоятельно организовывать свою деятельность.

Базой такой системы является собрание нормативной документации, которая регулирует обусловленные отношения между контрактодержателями: государством (представителем исполнительных органов) и частным предприятием в целом или частично, в некоторых отраслях, крупных проектах, видах деятельности.

Важно указать, что договорная и экономическая связь государства, как заказчика с исполнителем работы выполняется именно через контрактную систему. Так, в России государство является крупным потребителем товаров и услуг. Этого требуют постоянно меняющиеся социально-экономические условия.

В процессе закупок современные развитые государства и частные предприятия предпочитают смешанные (их еще называют гибридные) модели работы.

В этом случае центральные и местные органы делят между собой обязанности, полномочия и ответственность, касающуюся экономической деятельности.

Консалтинговая фирма «Ай Ти Карни» провела по этому поводу опрос, в результатах которого обозначалось, что из 275 международных предприятий более 55% берут за основу модель, где стратегические вопросы решаются на руководящем уровне, а работа осуществляется на местном.

Осуществление Государственной контрактной системы в России

Современный этап проведения реформ в системе муниципальных и государственных закупок заключается в выборе контрактной модели управления. В начале 2014 г. вступил в силу закон «О контрактной системе в области закупок товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Под этой системой понимается объединение всех участников процедуры, в том числе: федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления; заказчики, участники закупок; специализированные организации, операторы электронных площадок; органы единой информационной системы в сфере закупок; потенциальные исполнители (подрядчики, поставщики).

Придерживаясь указанной в вышеописанном законе процедуры: заказчики осуществляют закупку, с целью обеспечения нужд федераций, потребностей субъектов России и муниципальных учреждений. Таким образом, выполняется достижение цели и реализации мероприятий, которые предусмотрены государственными программами субъектов конкретной страны.

Можно сделать вывод, что государственная  контрактная система – это новый этап в осуществлении закупок.

Он основывается на следующие принципы: прозрачности, открытости, обеспечения конкуренции, стимулирования инвестиций, высокой квалификации заказчиков, единства системы в области закупок, ответственности за эффективное обеспечение государственных нужд.

Концепция развития конкретного конкретной работы – это расширение  инструментов закупки основанных на  усилении факторов предквалификации, размещение предложений способом запроса, ответственность за результат.

В соответствии с законом, указчик обязан составить план закупок на следующие год и три года. При возникновении замечаний он должен корректировать отдельные пункты договора. Также заказчик обязан обосновать цену закупки, предмет, способ выполнения процедуры и требования, которые будут предъявляться участникам.

Сформирован институт общественного контроля, который должен в обязательном порядке обсуждать формат и начальную цену закупки.

Политика США и Европейского Союза

Основа партнерских отношений между США и бизнесом лежит в правильном

функционировании конкретной системы, которая обладает   соответствующими  механизмами и развитыми институтами. Эксперты утверждают, что благодаря рассмотрению государственных схем и контрактов как одного целого, правительство экономит 65 млрд долларов в год только на военной промышленности.

В конкретной стране заказ на инновационные товары в рамках контрактной системы уже давно используется в качестве принципа реализации научно-технической, социально-экономической и промышленной политики.

Основным направлением государственной системы США является ее упор на разработку технологий и приобретение товаров для военной промышленности.

Касательно Евросоюза, то здесь именно государственный сектор проявляет существенную часть интереса на инновационную продукцию. Правительство союза является основным заказчиком и покупателем новинок в области здравоохранения, обороны, строительства, предотвращений проблем связанных с климатическими изменениями, энергетике, транспорте.

Вывод

В последние 5 лет государственный рынок закупок стабильно растет. В 2012 г. было заключено более 2 млн. контрактов стоимость которых превысила 6 трлн руб. Это приблизительно 50% расходной суммы бюджета страны.

Для того чтобы достичь уровня в области контрактных отношений Российской Федерации понадобится многое изменить в законодательной базе, но как показывает статистика страна двигается в правильном направлении касательно конкретного вопроса.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9023-gosudarstvennaya-kontraktnaya-sistema

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.