+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Камеральная налоговая проверка: что нужно знать юристу

Содержание

Как вести себя при камеральной проверке? Советы юриста – Центр Совета

Камеральная налоговая проверка: что нужно знать юристу

Как себя вести руководителю предприятия при камеральной налоговой проверке? Об этом — в нашем новом материале.

Что такое камеральная проверка?

В законодательстве Российской Федерации под термином «камеральная налоговая проверка» понимается проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию. Проще говоря, КНП — это инспектирование налогоплательщика внутри ФНС, без личных визитов сотрудников налоговой службы в вашу фирму.

Отдельно стоит отметить, что закон не требует принятия какого-либо специального решения о проведении такой проверки— «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей.

Какие документы требуются при камеральной проверке? В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении КНП могут быть использованы следующие документы:

  • Налоговая декларация за расчетный период;
  • Документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию;
  • Ранее предоставленные налоговые декларации;
  • Документы, полученные ФНС в ходе предыдущих налоговых проверок (как камеральных, так и выездных);
  • Заявления и сообщения, полученные органами Федеральной налоговой службы (от самого налогоплательщика или от третьих лиц);
  • Материалы от правоохранительных и иных органов;
  • Решения и постановления налоговых органов;
  • Иные документы и сведения, полученные налоговыми органами на законных основаниях.

Обратите внимание! При проведении КНС сотрудники налоговой инспекции не вправе требовать у вас документы, не указанные в ст. 88 НК РФ.

Проведение камеральной проверки: основные особенности

К основным особенностям проведения «камералки» можно отнести следующее:

  • Камеральная проверка всегда проводится по месту нахождения налогового органа;
  • КМП может быть проведена в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации;
  • Если в декларации налогоплательщика будут найдены ошибки и/или неточности, налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование о представлении пояснений;
  • Разъяснения налогоплательщика должны быть рассмотрены ФНС в пределах срока камеральной проверки;
  • Если «камералка» не выявила никаких нарушений со стороны налогоплательщика, то никакого документа по ее результатам не составляется;
  • Если же налоговый орган выявил какие-либо нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки должен быть составлен соответствующий акт.

Чем камеральная проверка отличается от выездной?

В чем состоит разница между КНП и выездной налоговой проверкой? Давайте разберемся!

Камеральная налоговая проверка:

  • Основание для проведения проверки: сдача налоговой декларации в ИФНС;
  • Срок проведения проверки: 3 месяца;
  • Место проведения проверки: в налоговой инспекции по месту регистрации налогоплательщика;
  • Составление акта: акт составляется только в том случае, если проверка выявила нарушения.

Выездная налоговая проверка:

  • Основание для проведения проверки: приказ руководителя ИФНС;
  • Срок проведения проверки: 2 месяца;
  • Место проведения проверки: на территории налогоплательщика;
  • Составление акта: акт составляется только в том случае, если в ходе проверки не было обнаружено никаких нарушений.

Как вести себя при проведении камеральной налоговой проверки? 5 практических советов

Если вам в ближайшем будущем предстоит камеральная проверка, советуем придерживаться следующих рекомендаций:

Совет #1

Перед проверкой обязательно проведите ревизию документации. Самостоятельно или с помощью юриста проверьте ваши документы на предмет законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых реквизитов.

Совет #2

Сохраняйте спокойствие. Возможно, этот совет покажется вам банальным. Однако следует учитывать, что слишком нервное или агрессивное поведение лишь отвлекает ваше внимание и мешает вам полностью контролировать ситуацию.

Совет #3

Составьте опись документов. Как показывает практика, строгое соблюдение правил (в частности передача любых документов только по акту приема-передачи) помогает избежать многих серьезных проблем.

Обратите внимание: такой акт должен быть составлен в двух экземплярах. Один экземпляр остается у вас, второй — передается в налоговый орган вместе с документами для проверки.

Совет #4

Соблюдайте установленные законом сроки. В соответствии с действующим законодательством все необходимые изменения или пояснения должны быть предоставлены в налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления.

Совет #5

Не забываете, что каждый гражданин РФ имеет право на поддержку юриста. Если вы хотите обезопасить себя и минимизировать неудобства, неизбежно возникающие при проведении КНП, вы можете обратиться за помощью в юридическую фирму, которая предоставляет услугу правового сопровождения налоговой проверки.

Источник: http://www.centersoveta.ru/yurlikbez/kak-vesti-sebya-pri-kameralnoj-proverke-sovety-yurista/

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Камеральная налоговая проверка: что нужно знать юристу

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений.

Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета.

Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.  

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе

  1. Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  2. Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.

  3. Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  4. Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.

  5. Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы.

    Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.

  6. Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.

  7. Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

 Андрей Комиссаров

Источник: https://www.profiz.ru/kr/blog/post_1507/

Проверки: что надо знать про «камералку»

Камеральная налоговая проверка: что нужно знать юристу

С камеральной проверкой сталкивался каждый бухгалтер. Ведь она ожидает в налоговой инспекции каждую сданную декларацию. Поэтому знание правил, которым подчиняется камеральная проверка, пригодится любому учетному работнику.

Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная).

Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ). Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации.

Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе.

Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).

Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции.

Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях. К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.

Сроки проверки

Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.

Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ).

То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября.

Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.

Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).

Какие периоды могут проверить

Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.

При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ).

А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к. вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.

78 НК РФ)).

Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации.

Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.

Обнаружены ошибки

Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию. Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование.

Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме. Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/320@). Однако на практике такая информация часто сообщается устно.

Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ). В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа.

Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.

Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.

Оформление результатов

Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется. Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.

Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова.

Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику. Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом.

При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени. Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2009/6/1711

Чем занимается отдел камеральных проверок налоговой службы

Камеральная налоговая проверка: что нужно знать юристу

Особенность камеральной проверки заключается в том, что она производится без непосредственного выезда к налогоплательщику, а также в том, что изучаются только поданные налогоплательщиками декларации.

Продолжительность камеральной проверки согласно Налоговому кодексу имеет строго ограниченный срок. Он составляет три месяца с момента подачи декларации налогоплательщика, а также других документов, на основании которых производится начисление и уплата налогов.

Однако в определенных случаях длительность камеральной проверки может быть увеличена. Перечень таких причин содержится в ст. 88 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе проводимой проверки налогоплательщика обнаруживается то или иное нарушение налогового законодательства, а также какое-либо несоответствие в документации, то в соответствие со cтатьей 100 Налогового кодекса оформляется акт камеральной проверки, в который заносятся все выявленные нарушения.

Деятельность отделов камеральных проверок налоговых органов вносит свой вклад в наполнение федерального и местных бюджетов за счет взыскания неуплаченных налогов и сборов, а также устранения других выявленных нарушений в налоговой сфере.

Под камеральную проверку могут попасть предприятия различной формы собственности, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. За редким исключением проверке подвергаются только те предприятия, которые извлекают прибыль из своей деятельности.

Однако при наличии весомых причин отдел камеральных проверок Налоговой службы может проверить также благотворительные и иные организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью.

В соответствие с действующими нормативно-правовыми документами, в первую очередь проверке могут подвергнуться те предприятия, у которых взымаемые налоги находятся ниже среднего уровня по сравнению с аналогичными предприятиями, отчетность содержит значительное число вычетов, а также выявлен убыток на протяжении определенного количества смежных налоговых периодов.

Цели и виды

Целями проводимых камеральными отделами налоговых органов поверок являются обнаружение и предотвращение нарушений в сфере налогового обращения, контролирование исполнения налогоплательщиками налогового законодательства, наложение взысканий по обнаруженным нарушениям, привлечение виновных в выявленных правонарушениях к налоговой или административной ответственности.

Также в ходе камеральных проверок осуществляется сбор и систематизация информации, на основе которой налоговый орган выбирает налогоплательщиков для проведения в отношении них выездных проверок.

Существуют четыре вида камеральной проверки:

  • формальная;
  • нормативная;
  • арифметическая;
  • непосредственная.

Цель формальной проверки – выявить наличие или отсутствие всех необходимых отчетов и документов. Помимо наличия конкретной документации, проверяется также правильность ее заполнения, отсутствие в ней неразрешенных исправлений, наличие необходимых подписей с обязательной проверкой их подлинности.

В ходе нормативной проверки производится изучение документов на предмет выявления нарушений действующего на момент проверки законодательства.

Для установления правильности прописанных в исследуемых документах сумм проводится арифметическая проверка. Ее предмет – все цифровые показатели и арифметические действия, записанные в документах.

Непосредственная проверка заключается в логическом исследовании цифровых показателей, являющихся базой при определении налогоплательщиком конкретной суммы налога, вносимой им в бюджет.

Необходимо иметь ввиду, что при осуществлении данного вида проверки, налоговые инспектора не имеют права требовать у налогоплательщика любые документы по своему усмотрению. Перечень документов и сведений, которые налогоплательщик обязан предоставлять при камеральной проверке, содержится в Налоговом кодексе.

Отдел камеральных проверок налоговой службы выполняет значительный объем работы. Основные функции отдела можно разделить по следующим категориям:

  • проверка и контрольные мероприятия;
  • сбор информации о налогоплательщиках;
  • принятие мер к нарушителям налогового законодательства;
  • аналитическая работа;
  • подготовка налоговых уведомлений, справок;
  • исчисление налогов;
  • взаимодействие с другими отделами налогового органа;
  • ответы на запросы налогоплательщиков, входящие в компетенцию отдела;
  • проведение работ по переподготовке кадров и повышению их квалификации.

Отдел проводит камеральные проверки налоговых деклараций, деклараций о доходах физических лиц, документов на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги и сборы, размеров применяемых налоговых ставок и вычетов, а также правомерности операций с НДС.

https://www.youtube.com/watch?v=8HXR_RL_PNo

Контрольные мероприятия отдела касаются налоговых вычетов по НДС, применения минимальных налоговых ставок, соблюдения налогоплательщиками-экспортерами действующего законодательства в сфере налогов и сборов.

Сбор информации о налогоплательщиках с последующим их отбором осуществляется с целью формирования плана налоговых выездных проверок. Помимо этого осуществляется достаточно масштабный сбор и анализ информации о налогоплательщиках, получаемой из различных источников.

Собираются в том числе такие показатели, как размер потребляемой предприятием-налогоплательщиком электроэнергии, воды и т.д. Данная информация анализируется, систематизируется и используется для проведения эффективных контрольных мероприятий.

Отдел осуществляет принятие мер к нарушителям налогового законодательства – приостанавливает операции по их счетам, передает отделу урегулирования задолженности информацию о должниках.

Аналитическая работа производится в сфере изучения существующих способов уклонения от уплаты налогов. На основе проведенного всестороннего анализа отдел подготавливает предложения о предотвращении действия данных схем.

Отдел готовит налоговые уведомления для индивидуальных предпринимателей, составляет справки для налогоплательщиков-экспортеров, необходимые им для взаимодействия с таможенными органами.

Он также занимается исчислением налогов на имущество физических лиц, транспортного налога.

В своей деятельности Отдел камеральных проверок взаимодействует с другими отделами налоговой службы – готовит для них материалы, справки, передает результаты проверок.

Помимо этого, осуществляется обратная связь с налогоплательщиками в виде подготовки ответов на поступающие от них письменные запросы.

Отдел также принимает участие в проведении мероприятий по повышению квалификации сотрудников налоговых органов, их переподготовке, готовит и проводит семинары, совещания по тем вопросам деятельности налоговой службы, которые входят в его компетенцию.

Действующая структура

Отдел камеральных проверок возглавляется начальником, имеющим широкий круг полномочий и обязанностей, и имеет в своем штате высококвалифицированных юристов, бухгалтеров, экономистов и специалистов в области высоких технологий. Помимо своей специализации, все сотрудники обязаны иметь хороший уровень подготовки в области действующего налогового законодательства.

Нюансы проведения камеральных налоговых проверок представлены в данном видео.

Обязанности начальника

Начальник руководит текущей деятельностью отдела, осуществляет взаимодействие с другими отделами налоговой службы, занимается кадровыми вопросами, составляет должностные инструкции сотрудников, осуществляет контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей и соблюдением ими условий трудового распорядка, планирует деятельность.

На начальника возложена персональная ответственность за работу отдела, соблюдение действующего законодательства, сохранность числящегося в составе отдела имущества.

Работа государственного налогового инспектора

Государственные налоговые инспектора в соответствие со своей спецификацией осуществляют проверку налогоплательщиков на предмет выполнения ими норм налогового законодательства. Проверки юридических и физических лиц имеют свои особенности, также различия есть у выездных и камеральных проверок.

Помимо этого, в обязанности налоговых инспекторов входит контроль за своевременной уплатой налогов и сборов, ведение статистики по налогообложению, работа с нарушителями налогового законодательства (наложение разнообразных санкций).

Для качественного исполнения своих должностных обязанностей, налоговые инспектора планомерно повышают свой профессиональный уровень, проходят курсы усовершенствования и переподготовки.

Отдел камеральных проверок налогового органа в своей деятельности руководствуется статьями 87, 88, 90, 91, 93, 95, 97, 100 Налогового кодекса, действующими Приказами Федеральной налоговой службы, а также некоторыми положениями действующего федерального законодательства, касающимися сферы налогообложения.

Вопросы камеральных проверок наиболее подробным образом рассмотрены и регламентированы в статье 88 Налогового кодекса.

Следует отметить, что налоговые инспектора постоянно находятся в курсе последних изменений в налоговом законодательстве, отслеживают принятие новых законов и внесение изменений в действующие. Это позволяет проводить проверки с максимальной эффективностью и избегать ошибок и нарушений законодательства.

Вебинар о камеральных проверках можно посмотреть ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/control/otdel-kameralnyh-proverok.html

Что такое камеральная налоговая проверка и для чего она нужна

Камеральная налоговая проверка: что нужно знать юристу

Камеральная проверка — проверка налогоплательщика внутри ФНС, без личных визитов. Налоговая проверяет ваши декларации, отчеты и другие данные о вашей деятельности, чтобы посмотреть, не нарушаете ли вы закон, и нет ли у вас ошибок в расчетах.

Проверку могут устроить в течение трех месяцев после сдачи декларации. Если в ходе проверки инспекторы обнаружат ошибки в декларации или противоречивые сведения в документах, налогоплательщик получит требование о предоставлении пояснений.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Налоговый кодекс говорит, что проверять нужно, но не говорит, кого и когда. Главное налоговое ведомство полагает, что проверять следует каждую декларацию. Местные налоговые решают сами. Не исключено, что это делает программа.

Как проводят камеральную проверку

Вы сдаете декларацию и налоговые расчеты, программа в налоговой сверяет контрольные соотношения. Сданная отчетность сопоставляется с данными предыдущего отчетного периода, с движениями средств на расчетном счете и с показателями за этот же период, но по другим налогам.

Если ошибок нет, вы даже не узнаете, что проходили камеральную проверку. О таких проверках налоговая не сообщает.

Сверка может выявить три категории нарушений:

  • ошибки в налоговой отчетности;
  • противоречия между сведениями в предоставленных документах;
  • несоответствие между сведениями, которые предоставили вы, с теми, которые налоговая получила из других источников. Например, от банков или контрагентов.

Если у налоговой возникло подозрение на нарушение, вам об этом сообщат и потребуют исправить ошибки или уточнить сведения. За пять рабочих дней исправьте ошибки и подайте уточненную декларацию, отправьте устное или письменное пояснение в свободной форме. Если подадите позже, вас не накажут, но могут заблокировать счет.

Если нарушений нет, запрашивать у вас первичные документы или требовать объяснений налоговая не имеет права.

Уже проверенная отчетность второй раз не проверяется, даже в другом налоговом органе. Но налоговики могут повторно проверить тот же отчетный период, если вы подали уточненную декларацию.

Углубленная камеральная проверка

Камеральная проверка бывает углубленной. В этом случае, кроме сверки контрольных соотношений, налоговая может запросить копии первичных документов, связаться с контрагентами, допросить свидетелей или назначить экспертизу. Пугаться этого не следует. Внимание налоговой еще не означает, что у вас что-то не так.

Углубленную камеральную проверку проводят:

  • если вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • в декларации заявлено возмещение НДС. Обычно предприниматели стараются избегать возмещения. С 2015 вычеты НДС можно переносить три года, чтобы уйти от возмещения и избежать углубленной камеральной проверки;
  • в декларации по НДС есть сведения об операциях, которые противоречат другим сведениям из этой же декларации или не соответствуют сведениям об этих же операциях из декларации по НДС, представленной другим лицом. Например, вас и вашего контрагента по одной сделке разный НДС. Раньше это служило основанием, если было заявлено возмещение НДС. Теперь возмещения не требуется;
  • через два года с последнего дня срока подачи декларации вы предоставили уточненную декларацию, в которой увеличен убыток или уменьшена сумма налога;
  • декларация подана по налогам на использование природных ресурсов.

Если ни одного из перечисленных оснований нет, вы вправе отказать налоговой и ничего не предоставлять.

Что происходит после проверки

Если ошибок нет — ничего.

Если в декларации заявлены льготы или предъявлен НДС к возмещению из бюджета, налоговая может запросить подтверждающие документы.

Если выявлены нарушения, налоговая за 10 дней после окончания проверки составит акт, после чего за пять дней вручит его налогоплательщику. У него есть месяц, чтобы подать возражения на акт проверки.

Через месяц, когда срок подачи возражения пройдет, руководитель налоговой за 10 рабочих дней рассмотрит материалы проверки, возражения налогоплательщика, и решит, привлекать ли его к ответственности за налоговое правонарушение или нет.

Как оспорить результат камеральной проверки

Если вы не согласны с решением налоговой, есть два способа это решение обжаловать: подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, а если его решение вас не устроит, обратиться в арбитражный суд.

Вышестоящий налоговый орган или чиновник рангом выше рассмотрит вашу жалобу на акт налоговой и сделает следующее:

  • ничего. Решение останется в силе, а жалоба — без удовлетворения;
  • отменит или изменит решение налоговой полностью или частично, примет по делу новое решение;
  • отменит решение налоговой полностью.

Жалоба рассматривается полтора месяца. Результаты налоговики сообщат в письме, которое вышлют через три дня после принятия решения.

Арбитражный суд. В суд есть смысл идти только после обжалования акта камеральной проверки в вышестоящем органе. На подачу иска у вас есть три месяца. Срок считают со дня, когда вы узнали о решении по жалобе, или со дня, когда кончился месяц на ответ вышестоящего органа.

Источник: http://nebopro.ru/blog/kameral

Камеральная налоговая проверка: что нужно знать юристу

Камеральная налоговая проверка: что нужно знать юристу

В ходе камеральной налоговой проверки инспекция проверяет документы организации. Нужно оформить доверенность на ответственное лицо, которое будет взаимодействовать с контролерами, и проверять правомочность запроса тех или иных документов.

Камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка – это два вида проверок, с помощью которых налоговая контролирует исполнение закона и выявляет нарушения.

Камеральной налоговой проверкой называют комплекс мероприятий налоговой, в ходе которых инспекторы занимаются документами компании.

Камеральная налоговая проверка – это проверка, которую инспекция проводит на своей территории, без выезда в офис компании-налогоплательщика. В ходе такой проверки инспекция работает:

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 88 НК РФ).

В каких случаях проводят камеральную налоговую проверку

Камеральную налоговую проверку организуют после того, как компания подаст налоговую декларацию. Чтобы провести проверку, налоговикам не нужно получить специальные указания от руководства инспекции и извещать налогоплательщика. Согласно НК РФ камеральная налоговая проверка – обязательная процедура после получения очередной декларации от компании. Этапы проверки:

  1. Получение декларации.
  2. Анализ данных по декларации.
  3. Проверка документов компании.
  4. Составление акта от лица налоговой.

В ходе проверки инспекторы:

  • определяют правильность начисления налогов;
  • анализируют данные из разных отчетов, чтобы выявить возможные ошибки.

Какие несоответствия может выявить инспектор, и как он будет действовать в этом случае, сказано в пункте 3 ст. 88 НК РФ о камеральной налоговой проверке. Налоговики могут обнаружить:

  • ошибки в декларации или расчетах;
  • несоответствия в сведениях из разных документов компании;
  • расхождение данных компании с данными налоговой, которые инспекция получила в рамках мероприятий по налоговому контролю.

Если это произойдет, инспекция известит компанию. Компании потребуется внести исправления. Также контролеры вправе запросить пояснения по поводу несоответствий.

В таком случае нужно будет направить пояснения в срок до 5 дней с момента поступления запроса из налоговой.

Для подтверждения достоверности данных компания вправе передать выписки из налогового или бухгалтерского регистра и другие документы.

Кроме того, инспекторы могут потребовать обосновать убытки, которые компания указала. Если есть подозрения, что компания уменьшила базу налогообложения или сумму налога, сотрудники ИФНС должны это доказать (п. 5 ст. 82 НК РФ). В том числе это делают в рамках камеральных налоговых проверок.

Камеральную налоговую проверку и выездную налоговую проверку могут провести в комплексе

Обычно такие проверки осуществляют в плановом порядке. Однако если есть информация о нарушениях со стороны компании, могут организовать внеплановую камеральную налоговую проверку.

У компаний запросят документы, которые потребуется представить в указанный срок. Кроме того, если не поможет камеральная налоговая проверка, выездную налоговую проверку также могут провести.

Нередко в отношении подозрительных компаний комплексно проводятся выездная налоговая проверка и камеральная проверка.

Срок проведения камеральной проверки зависит от обстоятельств

Срок камеральной налоговой проверки составляет 90 дней с момента получения инспекторами налоговой декларации. Это максимальный срок. Проверку могут закончить раньше. Реальные сроки проведения камеральной налоговой проверки зависят от состояния отчетности, необходимости дополнительных документов и т. п.

На что обратить внимание перед камеральной налоговой проверкой 

О камеральной налоговой проверке компании известно заранее. Юристу нужно позаботиться, чтобы проверка прошла с минимальным затруднениями. Нужно определить, что из сотрудников компании будет отвечать за контакты с налоговой в ходе проверки и готовить документы по запросам.

Контакты обычно доверяют сотруднику бухгалтерии, юридического отдела или налоговому менеджеру. Для того, чтобы официально представлять компанию, такому сотруднику потребуется доверенность.

Только в некоторых случаях он может делать это в силу должности – например, главный бухгалтер. Поэтому юристу нужно проследить, чтобы доверенность оформили по правилам.

Если в компании есть налоговый специалист, общение с проверяющими лучше всего доверить именно ему.

Документы для налоговой готовят обычно сотрудники бухгалтерии. В ходе проверки может понадобиться рабочая группа, которая будет непосредственно этим заниматься. Также в подобную группу включают налоговых специалистов компании и юристов. О создании группы, ее составе и функциях издают специальный приказ.

При камеральной налоговой проверке по НК РФ могут выявить необоснованное занижение налогов

Помимо подготовки к самой проверке, юристу нужно своевременно отслеживать коммерческие контакты компании и выявлять подозрительных контрагентов, сделки с которыми могут нанести вред. Недобросовестные компании выявляют в процессе проверки перед очередной сделкой.

Если компания не проявит надлежащую осмотрительность и заключит сделку с однодневкой, ее могут заподозрить в получении необоснованной налоговой выгоды и доначислить налоги.

Документы, которые компания передаст в налоговую, должны подтверждать реальность хозяйственных операций.

По некоторым контрагентам документы (соглашения, акты сверки, накладные и т. п.) могут быть утрачены. Нужно получить их копии. Если контрагент согласится эти копии предоставить, принять документы нужно по акту приемки-передачи. Вместе с актом оформляют опись документов. Эти действия подтвердят добросовестность компании как налогоплательщика.

Инспекция вправе требовать только определенные документы 

В процессе камеральной налоговой проверки могут затребовать дополнительные документы. Юристу нужно убедиться, что инспекция не выходит за рамки необходимого (п. 7 ст.88 НК РФ).  Если налоговая правомочно запросила большой объем документов, и на их подготовку не хватает отведенного времени, нужно подать ходатайство об увеличении срока.

В акте о проверке указывают нарушения компании 

После того, как камеральную налоговую проверку завершат, налоговая составляет акт проверки. Это делают в случае выявления нарушений (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт составляют в течение 10 дней с момента окончания процедуры проверки. На основании акта компанию привлекут к ответственности.

Смотрите видеолекцию

Налоговые проверки. Рассказывает главный редактор журнала «Корпоративный юрист» Елена Ершова.

Прослушайте курс видеолекций о проверках компании и защите от административной ответственности в Высшей школе юриста. Систематизируйте свои знания и получите документальное подтверждение: диплом государственного образца. 

Источник: https://www.law.ru/article/21753-kameralnaya-nalogovaya-proverka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.