+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Как заключить соглашение между публичным и частным партнером

Содержание

Каким должен быть договор о ведении совместного бизнеса между партнёрами

Как заключить соглашение между публичным и частным партнером

О чём меньше всего думают потенциальные партнёры-новички на начальном этапе сотрудничества, так это о заключении договора о совместной деятельности.

В ответ на предложение оформить отношения юридически, они обычно отвечают: «А зачем этот договор нужен? Ведь, всё и так хорошо! Вот он – отличный парень Моня! Посмотрите в его честные глаза – разве он способен подвести в трудную минуту или кинуть на круглую сумму? С ним можно смело вести дела на честном слове!»

Вот так и создаются некоторые совместные бизнес-проекты, а через время появляются в интернете крики о помощи: «Помогите! Партнёр Моня меня кинул на деньги – тихо продал наш совместный бизнес и свалил в Израиль! Что делать? Как вернуть свою долю? Также интересует вопрос, где мне можно пожить некоторое время, так как мы с Моней взяли кредит под залог моей квартиры на развитие нашего бизнеса, а так как Моня нас покинул, то и денег моих тоже нет, а потому квартиру у меня забрал банк за долги! Буду благодарен вам за любую помощь! Искренне ваш, Ваня».

Честно говоря, любой может оказаться в аналогичной ситуации, но:

Важна не конечная точка, а тот путь, по которому ты к ней пришёл.

Заключи Иван договор о совместной деятельности с Моней, то кто знает, может и не пришлось бы ему кричать о помощи. В общем, предлагаю детальнее обсудить договорные отношения с партнёром.

Юридические аспекты

Я сейчас не буду вдаваться в юридические тонкости заключения договоров о совместном ведении бизнеса. Вся эта информация есть на профильных интернет ресурсах – там профессиональные юристы дадут вам компетентную рекомендацию по формам таких договоров и предложат наиболее оптимальный вариант, который идеально подойдёт именно для вас.

В то же время, хочу заметить, что открывая совместный бизнес, вы планируете осуществлять деятельность, приносящую прибыль. А потому, вы в обязательном порядке должны быть оформлены в качестве индивидуального предпринимателя или создать юридическое лицо (чаще всего это Общество с Ограниченной Ответственностью).

В противном случае, ваш договор с партнёром не будет иметь никакой юридической силы. Мало того, если вы будете заниматься предпринимательской деятельностью без оформления ИП или юридического лица, то у правоохранительных органов могут возникнуть к вам кое-какие вопросы по поводу законности вашего бизнеса.

Вот, собственно, вкратце и всё, что я хотел сказать относительно юридических аспектов. Теперь давайте обсудим основные пункты.

Основные пункты, которые следует прописать в договоре

Есть ряд важных вопросов, которые надо обязательно согласовать ещё на начальном этапе ведения совместного бизнеса. Именно эти пункты я и предлагаю сейчас рассмотреть. Они могут быть все внесены в один договор, а может, понадобится оформить несколько документов – эти тонкости лучше знают юристы. Я же сейчас вас сориентирую на самой задаче, которую вы должны поставить своему юристу.

Итак, дабы избежать недоразумений со своим партнёром, советую вам согласовать и юридически оформить следующие моменты:

  • Сумму стартового капитала, внесённую каждым партнёром. Создавая совместный бизнес, предприниматели делают стартовые финансовые вложения. Иногда вносятся равные суммы, а бывают ситуации, когда кто-то из партнёров вносит больше, а кто-то – меньше. Все эти стартовые вложения надо обязательно задокументировать.
  • Долю от стоимости компании (в процентах) принадлежащую каждому партнёру. Известно, что не принято делить «шкуру неубитого медведя». Однако мы имеем дело с бизнесом, а потому:Лучше уж заранее поделить «шкуру», чем в будущем яростно рвать её на куски. В общем, советую ещё на начальном этапе документально закрепить за каждым партнёром его долю (в процентах) от бизнеса. Я неспроста говорю о процентах, а не о конкретных суммах. Дело в том, что вы будете развивать свой бизнес, а это значит, что его цена будет расти. Кроме того, инфляция делает своё грязное дело. А потому, уже через год ваши стартовые вложения начнут обесцениваться, а стоимость бизнеса будет расти. Отсюда следует, что в договоре, доля каждого партнёра должна фиксироваться именно в процентах от реальной рыночной стоимости бизнеса.
  • Функциональные обязанности каждого партнёра. Надо понимать, что партнёрство в бизнесе предусматривает некое равенство статусов его владельцев. То есть, придя утром в офис и обнаружив там своего партнёра играющим в компьютерные игры, вы не сможете пригрозить ему увольнением или как-то наказать его. Ведь он такой же директор, как и вы. А потому, вам надо вместе подписать документ, в котором будет чётко прописано, кто, чем занимается и за какой участок работы несёт ответственность.
  • Ответственность за невыполнение или некачественное выполнение обязанностей. Конечно же, расписать обязанности – это правильно, но надо также и согласовать наказание за невыполнение этих обязанностей. Это может быть штраф, лишение прибыли за какой-то период и т.д. В общем, надо, чтобы был конкретный документ обязательный для выполнения – это послужит стимулом для партнёров качественно выполнять свою работу.
  • Распределение прибыли. Иногда партнёры «бьют горшки» сразу же после получения первой прибыли. Один считает, что имеет право получить на руки половину заработанных средств, а второй уверен, что всю прибыль следует реинвестировать в развитие ещё неокрепшего бизнеса.Чтобы таких казусов не возникало, детально опишите в договоре весь механизм и условия распределения прибыли. Причём, не пожалейте времени и хорошенько всё продумайте – это в ваших же интересах.
  • Механизм принятия решений. Когда компанией управляет один человек, то он единолично принимает решения. В совместном же бизнесе, решения принимают все его владельцы. Вот тут и возникают проблемы. Например, Вася предлагает взять кредит на закупку какого-то товара, а Петя категорически против, так как считает, что данное предложение рискованно. Как быть в такой ситуации? На мой взгляд, лучше всего будет добавить в договор пункт, в котором будет сказано, что все решения в компании принимаются собственниками единогласно. Если хотя бы один из совладельцев бизнеса не согласен с предлагаемым решением, тогда данное решение отклоняется. Также, можно прописать более демократичные нормы. Например, решения принимаются только большинством соучредителей. Если же оно набирает 50% , тогда такое решение отклоняется.В общем, тут уже сами решайте, какой вариант выбрать. Можете придумать своё – более интересное условие.
  • Право подписи. Тут очень тонкий момент. Люди, ведь, бывают разные. Вот начинаете вы совместный бизнес с одним человеком, а лет через пять, это уже совсем другой человек. И если раньше вы были уверены в нём на 100%, то сейчас у вас уже есть сомнения относительно его порядочности. Кто знает, может, когда вы уедете на недельку в командировку, он шустренько продаст все активы компании и сделает вас банкротом.Чтобы спать немного спокойнее, советую юридически оформить права подписи каждого компаньона. Естественно, укажите, что обязательно должны стоять подписи всех партнёров на ответственных документах, связанных с продажей активов компании, переоценкой товаров, дополнительной эмиссией акций, включением в бизнес новых соучредителей и т. д.

Итак, друзья, вот мы и рассмотрели основные нюансы, которые следует согласовать в договоре о ведении совместного бизнеса. Далее я предлагаю разобраться с причинами развала совместного бизнеса.

Источник: http://www.temabiz.com/business-school/sb-dogovor-o-vedenii-sovmestnogo-biznesa.html

Как составить соглашение о сотрудничестве между организациями — образец

Как заключить соглашение между публичным и частным партнером

В правовом поле взаимодействие между организациями (ООО, АО и другими коммерческими структурами) определяется Гражданским и Налоговым кодексами РФ.

Согласно законодательной базе стороны должны заключить соглашение о ведении совместной деятельности, извлечении прибыли или достижении иных задач.

Оно определяет права и обязанности каждого контрагента, а также степень его участия в реализации общих целей и задач.

Подписание подобных договоров о партнерском взаимодействии позволяет избежать ряда дополнительных расходов. Во-первых, исключается необходимость создания нового юридического лица, что ведет за собой определенные финансовые издержки. Во-вторых, регламентируется вклад каждой компании в совместную деятельность. В-третьих, определяется ответственность за несоблюдение условий.

Когда заключается договор о сотрудничестве между организациями?

Иногда для выполнения проектов сил одной компании бывает недостаточно. Единственным выходом из ситуации является привлечение сторонних организаций. Объединение усилий позволит увеличить людские резервы и нарастить капитал. Суть соглашения заключается в разделении обязанностей между партнерскими компаниями:

  1. Делегирование ряда работ юр. лицу на возмездной основе. По этому принципу один из хозяйствующих субъектов за выполненные по соглашению действия получает определенное вознаграждение. Примеры подобных договоров: подряд, аутсорсинг.
  2. Сотрудничество на безвозмездной основе. В данном случае взаимодействие юридических лиц является равноправным, итоговая прибыль бенефициаров определяется успешностью реализованного проекта. Расчет дохода идет по долям участия.

При заключении соглашения о взаимодействии важно учесть все обязанности сторон

Помимо юридических субъектов, в таких договорах способны участвовать и индивидуальные предприниматели.

Соглашения этого типа не смогут заключить только граждане, не занимающиеся хозяйственной деятельностью, а также муниципальные или государственные учреждения.

Чаще всего партнерское взаимодействие определяется типовыми образцами договоров, но по желанию партнерских организаций могут быть дополнительно учтены разные специфические условия сотрудничества.

Важно: для упрощения процесса подписания договора о сотрудничестве в качестве контрагента могут выступать сторонние граждане, но только при наличии у них доверенности на представление интересов юридического лица.

Особенности составления партнерского соглашения о сотрудничестве

При составлении договора о взаимодействии следует четко определить права и обязанности каждой организации. Это позволит снизить риски разногласий между партнерами в будущем. Желательно избавиться и от возможности разночтений условий договора. Любые нюансы должны быть в обязательном порядке учтены в письменной форме, заверены подписями и печатями сторон.

  Какие страховые взносы платят за себя ИП в 2021 году?

При разногласиях между партнерами никакие устные договоренности в арбитраже учитывать не будут. Все пункты должны быть соотнесены с Гражданским и Уголовным кодексами.

В противном случае договор в принципе не будет обладать никакой юридической силой. Образец типового соглашения о сотрудничестве между структурами должен иметь четкую структуру.

При его составлении необходимо принять во внимание ряд положений:

  1. Предмет. В данном пункте учитываются усилия, которые будут объединять организации для реализации поставленных задач (финансовые средства, материальная база, персонал, технологии).
  2. Обязанности. Тут прописывают степень участия каждого юридического лица в совместной хозяйственной деятельности. Например, объем и тип работ, ведение документооборота, поддержка материально-технической базы.
  3. Ответственность. Здесь определяются штрафные санкции для каждого контрагента, которые наступают в случае неисполнения взятых по соглашению обязательств.
  4. Порядок расчетов. Взаимодействие юр. лиц подразумевает оказание сторонами определенной помощи друг другу. Этот раздел типового договора учитывает ее вид и способ выполнения.
  5. Размер вложений между фирмами. Задача пункта заключается в указании точного типа вклада. Например, обозначается конкретное оборудование либо объем финансовых средств, которые каждая из сторон должна внести для реализации проекта.
  6. Получение прибыли. Обязательный пункт при заключении договора на возмездной основе. С его помощью удается распределить дивиденды от совместной деятельности для каждой организации. Также образец соглашения может учитывать и взаимодействие сторон при отрицательной прибыли.
  7. Общие положения. В данном случае происходит учет дополнительных аспектов сотрудничества. Например, способ решения вероятных конфликтных ситуаций между участниками договора.

Естественно, это далеко не все пункты соглашения о сотрудничестве между сторонами. При составлении партнерского документа следует учесть порядок расторжения, указать реквизиты сторон, определить временные рамки исполнения. Отдельно составляется протокол разногласий к договору.

Нередко при подписании юридические лица не учитывают порядок действия при форс-мажорных обстоятельствах. Этот пункт в типовом образце документа не является обязательным, однако он поможет регламентировать поведение сторон во время чрезвычайных ситуаций (пожары, природные катаклизмы).

  Как узнать ОКПО организации по ИНН?

Важно: в заключении договора может участвовать несколько организаций. При этом законодательно число сторон в проведении совместной партнерской деятельности ничем не ограничивается.

Отдельные нюансы существуют и в положении соглашений о сотрудничестве на безвозмездной основе. Чаще всего договоренности между юр. лицами вступают в силу с момента их подписания и не требуют дополнительных ратификаций, в некоторых случаях могут быть исключения из общих правил.

Соглашение о сотрудничестве между юридическими лицами — образец

  • Скачать образец соглашения о сотрудничестве между юридическими лицами .doc

Подводим итоги

При заключении соглашения о взаимодействии важно не только учесть все обязанности сторон, но и определиться с благонадежностью партнера.

Например, нужно выполнить поиск контрагента по ИНН, удостовериться в наличии нужных лицензий и патентов (если это подразумевается условиями сотрудничества).

С помощью индивидуального налогового номера удастся выяснить, участвует ли партнерская организация в судебных разбирательствах, имеет или нет задолженность перед налоговыми органами.

Проверка не является обязательным условием. Законодательство не регулирует необходимость определения надежности контрагента. Однако для осуществления экономической и налоговой безопасности при составлении договора между юр. лицами выполнить ее все-таки рекомендуется.

Источник: https://uvolsya.ru/organizatsiya-biznesa/dogovor-o-sotrudnichestve-mezhdu-yur-litsami/

Соглашение о сотрудничестве между организациями. Образец, бланк

Как заключить соглашение между публичным и частным партнером

Соглашение о сотрудничестве между организациями имеют право подписывать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели: Роспотребнадзор, библиотеки, консалтинговые организации и т.д.

Это достаточно удобно, так как для объединения усилий, капиталов, технического оснащения нет необходимости прибегать к созданию новой структуры подразделений, регистрации нового юрлица (что подразумевает большие затраты) и пр.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк соглашения о сотрудничестве между организациями .docСкачать образец соглашения о сотрудничестве между организациями .doc

Цель

Предмет соглашения обычно тщательно обговаривается всеми сторонами. Целью соглашения могут быть какие-либо действия, которые компании решили предпринимать совместно. Причем на практике чаще встречается ситуация, когда выгодна такая сделка обеим организациям. Они совместно могут:

  • Оказывать разнообразные услуги населению.
  • Осуществлять техническое обеспечение.
  • Оказывать помощь в критических ситуациях (как финансовую, так и техническую, юридическую либо другого характера).
  • Оказывать взаимные услуги.
  • Принимать участие в каком-либо совместном проекте или ряде проектов.
  • Обмениваться принципиально важной, полезной информацией.
  • Обмениваться товарами.
  • Организовывать совместные предприятия.
  • Заказывать или осуществлять маркетинговые услуги и пр.

Этот перечень операций, которые организации могут осуществлять совместно, далеко не полный. Зачем и когда объединяться, организации или ИП решают в каждом конкретном случае самостоятельно. Перед объединением неизменно присутствует этап переговоров.

Составные части соглашения

Установленной формы этого документа нет и не предвидится, так как его содержимое напрямую будет зависеть от конкретных условий заключения соглашения и целей каждой из сторон. Их может быть и не две, а три и более. И все они должны быть согласны с условиями, которые прописаны в бумаге.

Элементов в прилагаемом образце соглашения несколько:

  • Шапка.
  • Предмет соглашения.
  • Ответственность сторон.
  • Порядок расчетов.
  • Форс-мажорные обстоятельства. Прочие условия. Каким образом стороны улаживают возможные споры.
  • Срок действия соглашения. В приведенном образце он составляет 5 лет.
  • Общие положения. Типовая для всех соглашений часть.
  • Заключение.

Вводная часть

В самом верху по порядку должно быть указано:

  • Наименование соглашения, его номер.
  • Дата и город подписания документа. Обычно эти данные располагаются в левой и правой части листа.
  • ФИО представителя, название организации, которые заключают соглашения.
  • На каком основании действуют представители (устав, положение, доверенность и пр.).
  • Кто получает в соглашении наименование «сторона 1», а кто «сторона 2». Это очень важно, так как дальнейший текст соглашения может предполагать определенные действия либо предоставление чего-либо одной из сторон.

Предмет соглашения

В этой части должны быть перечислены все сферы взаимодействия, в которые обе стороны готовы вступить. Это может быть какая-то одна сфера, например, финансовая. Тогда стороны договариваются о ссудах, кредитах на определенных условиях и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=Wm3Tca4ZtkQ

Две стороны могут описать в предмете договора практически все сферы. Сотрудничество при этом приобретает характер слияния двух организаций, но не является им. Кроме того, соглашение не подразумевает заключение никаких последующих договором. В этой части как раз и говорится, в каких сферах могут быть друг другу полезны организации.

Возможно, одна из сторон оказывает помощь другой в одной сфере, а вторая – в другой. Тогда в предмете соглашения должны быть указаны обе эти сферы.

Ответственность сторон

В этом пункте соглашения стороны договариваются о том, что не будут разглашать, к примеру, коммерческие тайны друг друга, а также оговаривается возможность оказания помощи в определенных сферах деятельности (маркетинг, получение патентов и пр.).

Порядок расчетов

Конкретных цифр в этом пункте обычно не приводится. Формулировка предполагает заключение насчет финансовой стороны вопроса других договоров. Если это возможно, то приводятся ссылки. Но в большинстве случаев организации ограничиваются общей фразой о том, что прибыть от сделок распределяется после достижения в этом вопросе согласия.

Профессионалы советуют составлять соглашение о сотрудничестве после каждого крупного распределения прибыли. Так порядок расчетов будет сразу понятен, не будет путаницы с датами.

Форс-мажорные обстоятельства

Оговаривается, какие обстоятельства являются форс-мажорными. Как при этом могут меняться условия достигнутых соглашений. Но основной момент этого пункта — в какой срок одна сторона обязана уведомлять другую о случившемся (и о невозможности выполнить прописанные в документе обязательства).

Заключение

После того как соглашение о сотрудничестве между организациями согласовано, в него внесены необходимые правки, на нем все участники оставляют свои реквизиты, подписи, печати, расшифровку подписей. Нелишним будет указать должности подписывающих сотрудников (в большинстве случаев – руководителей организаций), особенно если они упомянуты в начале документа.

Нюансы

Помимо общих интересов, одна организация может оказать помощь другой: финансовую, с техническим обеспечением и пр. В соглашении четко прописываются границы этой помощи, условия, при которых она оказывается. Важный момент – сроки заключения соглашения.

Важно, чтобы документ был оформлен юридически грамотно, иначе может случиться недопонимание между партнерами либо злоупотребление одним из участников соглашения своими правами.

Сколько экземпляров подписывать

Что же касается количества экземпляров соглашения о сотрудничестве между организациями, то минимальное количество – два. Если сторон три, то составляется минимум три экземпляра. Кроме того, для бухгалтерского отдела каждой организации может потребоваться оригинал или заверенная копия.

Словом, количество подписанных соглашений о сотрудничестве между организациями должно соотноситься с количеством сторон, которое его заключают. Количество экземпляров бумаги прописывается в нижней ее части.

Источник: https://assistentus.ru/forma/soglashenie-o-sotrudnichestve-mezhdu-organizaciyami/

Муниципальное частное партнерство: определение, соглашение, закон

Как заключить соглашение между публичным и частным партнером

ФЗ №244 “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве” от 13 июля 2015 г.

направлен на формирование условий для повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, качества услуг, продукции и работ, обеспечение которыми входит в ведение органов госвласти и местных структур.

В документе определены ключевые аспекты правового регулирования соответствующих отношений, полномочия ответственных институтов. Закон “О муниципальном частном партнерстве” устанавливает гарантии реализации интересов сторон сделок. Рассмотрим далее ключевые аспекты нормативного акта.

Положение о муниципальном частном партнерстве

МО заключают контракты на поставку продукции, производство работ и предоставление услуг для своих нужд. Порядок их заключения определяется нормативными актами РФ. Контракты, финансируемые исключительно средствами местного бюджета, не являются договорами муниципально-частного партнерства.

Это обуславливается тем, что в них, по сути, содержится только одностороннее обязательство предоставить услугу, выполнить работу или поставить продукцию в конкретный срок за оговоренную цену.

Муниципальное частное партнерство – это отношения, в рамках которых предусматривается софинансирование контрактов со стороны бизнеса и устанавливаются соответствующие обязательства для МО. В отечественной практике такие сделки рассматриваются как инвестиционные.

Каким может быть муниципальное частное партнерство? Это отношение основывается на разных сделках. К примеру, предприятие может использовать имущество на праве аренды. Между тем не каждая такая сделка будет выступать как муниципальное частное партнерство. Пример можно привести здесь следующий. Предприятие берет в аренду сооружение, использует его в производственных нуждах.

Муниципалитет, передавая здание компании, преследует цель пополнить местный бюджет за счет оплаты за эксплуатацию. Такие отношения не выступают как муниципальное частное партнерство. Определение рассматриваемого института содержит указание на софинансирование реализации нужд МО. Другими словами, предприятие берет объект в аренду на конкретных условиях для решения им общественно-значимых задач.

В договоре при этом могут прописываться некоторые льготы для компании. Муниципальное частное партнерство, основанное на арендных отношениях, может использоваться для решения проблем социально-экономического развития территории.

Это может быть совершенствование сферы обслуживания граждан, расширение среднего и малого бизнеса, соцподдержка некоторых слоев населения, формирование новых рабочих мест и так далее.

Подписывая контракт, стороны оговаривают свои обязанности и права, руководствуясь Гражданским кодексом. В качестве одного из преимуществ таких отношений выступает наличие нормативного обеспечения, сохранение контроля эксплуатации имущества собственником.

Соответственно, муниципальное частное партнерство позволяет владельцу следить за надлежащим исполнением условий контракта. МО при этом несет относительно низкие риски, не расходует бюджетные средства, если передаются в пользование существующие объекты.

Положение о муниципальном частном партнерстве предусматривает возможность осуществлять инвестиции арендатором в имущество, которым он пользуется.

Концессии

Эта форма сотрудничества считается сегодня наиболее популярной. В рамках концессионного контракта реализуются различные проекты муниципально-частного партнерства. К самым актуальным относят договоры в сфере общественного транспорта, ЖКХ, сбора и уничтожения отходов. В РФ действует отдельный закон, регламентирующий заключение концессионных контрактов.

Участие в капитале

Муниципальное частное партнерство в России может реализовываться в результате приватизации предприятий либо образования хозяйственного общества. Так, унитарная организация может быть акционирована, затем доля ценных бумаг может продаваться. Нормативное регулирование осуществляется в этом случае в соответствии с ФЗ “О приватизации муниципального и госимущества”.

Еще один вариант – учреждение хозяйственного общества. Оно будет иметь смешанную форму собственности. В нем части либо доли ценных бумаг будут принадлежать МО, а оставшиеся – инвесторам. Экономическая деятельность в этом случае осуществляется на средства участников.

Ими, соответственно, выступают частные инвесторы и муниципалитет. Управление созданным обществом они осуществляют совместно. Такое муниципальное частное партнерство предполагает пропорциональное распределение рисков в соответствии с величиной доли участников в капитале.

Баланс интересов будет определяться тем, кто владеет блокирующими и контрольными пакетами. В отличие от прочих форм, муниципальное частное партнерство такого типа предполагает постоянное участие представителей власти в хозяйственной деятельности общества.

Соответственно, бизнес обладает меньшей самостоятельностью и свободой в принятии управленческих решений.

Смешанные формы

Государственно-частное, муниципальное партнерство не разграничиваются в нормативных актах. В этой связи на практике могут реализовываться разнообразные смешанные формы сотрудничества. Кроме этого, могут существовать и такие проекты, которые сложно отнести к какому-либо из приведенных выше вариантов партнерства.

Преимущества для МО

Муниципальное частное партнерство может существовать только при условии взаимной выгоды для участников. Ее наличие выступает в качестве необходимого условия для сотрудничества.

Вместе с этим выгода для сторон может иметь различные, а в ряде случаев и противоположные, основания.

В этой связи для правильного формулирования условий сотрудничества необходимо понимать природу преимуществ для каждого участника в отдельности. Преимущества для МО состоят в следующем:

  1. Привлечение инвестиций в сферу социально-экономического развития. Поступление средств способствует повышению эффективности собственных финансов МО.
  2. Уменьшение сроков реализации программ развития.
  3. Сокращение собственных затрат.
  4. Улучшение качества услуг, снижение их стоимости.
  5. Привлечение технологий, бывших ранее недоступными.
  6. Мультипликационный эффект.
  7. Привлечение квалифицированных работников.

Между тем неправильно было бы говорить, что указанные выгоды появляются сами по себе и всегда сопутствуют отношениям. Эти преимущества необходимо сначала обнаружить, убедить в их реальности лиц, которые принимают управленческие решения.

Какие преимущества дает соглашение? Муниципальное частное партнерство может обеспечить предприятию:

  1. Высокие гарантии в достижении расчетных показателей рентабельности, окупаемости инвестиций, извлечении запланированного дохода.
  2. Получение ряда льгот, позволяющих уменьшить расходы и повысить экономическую результативность предпринимательской деятельности.
  3. Наличие определенного круга потребителей либо гарантированного рынка для сбыта.
  4. Более высокую доступность кредитования.
  5. Гарантированное финансирование, если условия сделки предполагают участие средств МО.
  6. Возможность подписания договоров с солидарной ответственностью по определенным рискам.
  7. Получение ряда конкурентных, в том числе репутационных, преимуществ благодаря наличию стабильных и долговременных доходов, за счет участия в проектах, обладающих большим общественным значением.

Риски для власти

Муниципальное частное партнерство всегда сопровождается вероятностью возникновения потерь. Для власти потенциальные риски могут состоять в следующем:

  1. Необходимость обеспечивать дополнительное финансирование, если оно предусматривается условиями контракта или есть задержка реализации программы до полного отказа от нее. Последнее вероятно в случае допущения ошибки при экономическом обосновании проекта либо при изменении конъюнктуры рынка.
  2. Затягивание срока реализации исполнителем.
  3. Увеличение сумм собственных расходов.
  4. Снижение качества услуг или повышение их стоимости при низкой подготовленности либо недобросовестности партнера.
  5. Репутационные потери при провале проекта или недостижении поставленных целей.

Потенциальные потери для предприятия

Риски для бизнеса могут заключаться в:

  1. Корректировке условий деятельности по условиям соглашения вследствие изменения тех или иных политических факторов (нормативного регулирования, приоритетов структур власти и так далее).
  2. Невозможности достижения расчетных показателей рентабельности либо снижении ее уровня. Такая ситуация может возникнуть вследствие действия рыночных, экономических, политических факторов.
  3. Изменении предпочтений потребителей.
  4. Снижении расчетного дохода в ходе исполнения условий соглашения.
  5. Невыполнении договора солидарной ответственности.
  6. Репутационных потерях при провале проекта или недостижении целей.

Инвестиции

Несмотря на то что муниципалитеты получают стабильные неналоговые и налоговые доходы, статья расходов у них достаточно объемна. Как показывает практика, затраты только в редких случаях могут покрываться полностью собственной прибылью МО.

Обычно же большая часть расходов погашается за счет поступлений из бюджетов вышестоящих уровней. Вместе с этим МО существенно ограничены в возможности покрывать дефицит за счет заимствований. Выходом из ситуации может стать муниципальное частное партнерство.

Закон допускает частичное или полное финансирование реализации задач со стороны бизнеса, передачу части имущества МО предприятиям.

При этом вложенные сторонними компаниями средства могут окупаться за счет потребителей, или этот процесс будет растянут во времени, если приобретателем услуг будет местная власть.

На практике МО вынуждено привлекать дополнительные ресурсы для решения актуальных задач социально-экономического развития территории.

Что касается бизнеса, то закон “О муниципальном частном партнерстве” предусматривает ряд гарантий для предприятий. В первую очередь они касаются процедуры возврата вложенных средств, а также извлечения расчетного дохода.

Однако следует иметь в виду, что всегда существуют потенциальные риски. Чем проект будет масштабнее, тем они будут выше.

Использование имущества

Проекты муниципально-частного партнерства, основанные на арендных и концессионных отношениях, предполагают передачу коммерческим предприятиям определенных объектов, находящихся в собственности местной власти.

В этом случае МО освобождается от обязанности содержать имущества, а бизнес, в свою очередь, экономит средства на его создание. Несмотря на очевидность выгод, при реализации конкретных проектов преимущества могут быть не такими явными.

Объекты, особенно относящиеся к сфере ЖКХ, зачастую пребывают в ветхом состоянии. В этой связи оценить риск, связанный с необходимостью реконструкции либо капремонта, бывает сложно. После окончания периода концессии либо аренды пользователь должен вернуть объект муниципалитету.

В этом случае также существует риск износа и необходимости провести восстановление основных средств.

Эффективность управления

В теории экономики рынка существует тезис о том, что частное предпринимательство является более эффективным, чем государственный менеджмент.

Между тем это мнение справедливо для конкурентных условий хозяйствования, развитых институтов гражданского права и нормативного регулирования отношений, а также высокой культуры управления.

Только при сочетании этих факторов заинтересованность коммерческих обществ в уменьшении расходов и извлечении прибыли перерождается в повышенную ответственность перед покупателями.

Соответственно, предприятия стремятся повышать качество услуг и изделий, применяют новые технологии, постоянно совершенствуют производство. Для этого в рамках муниципально-частного партнерства должны устанавливаться такие условия, при которых управление деятельностью будет осуществляться компетентными лицами. При этом они могут являться представителями как власти, так и самих предприятий.

Выводы

Муниципально-частное партнерство по своей сути и юридическому содержанию практически не отличается от государственного. Разница только в масштабах сделок и объемах реализуемых задач. Обычно государство принимает участие в осуществлении крупных проектов для развития отдельных регионов или секторов народно-хозяйственного комплекса. МО заинтересованы в менее масштабных программах.

Между тем указанные отличия не меняют принципов подготовки и последующей реализации проектов. От масштабов программ будет зависеть только выбор модели или формы реализации. Государство, являясь заинтересованной стороной в крупных сделках, при их осуществлении в ряде случаев не может обойтись без участия в них муниципалитетов.

Это обуславливается тем, что в некоторых ситуациях необходимо согласование с местной властью документов по территориальному планированию, отвод земель, предоставление разрешений на строительство объектов и решение прочих вопросов, относящихся к компетенции органов самоуправления.

В этой связи практически все крупные программы государственно-частного партнерства реализуются при тесном взаимодействии с представителями муниципалитетов.

Следует также отметить, что во многих случаях местная власть проявляет большую заинтересованность в привлечении инвестиций на свою территорию. Однако при этом муниципалитеты существенно ограничены в своих возможностях в сравнении с государством.

Соответственно, они могут использовать только некоторые инструменты мотивации коммерческих обществ.

Это, в свою очередь, указывает на необходимость формирования определенной политики по привлечению финансовых ресурсов в отношении не только представителей бизнеса, но и органов госвласти региона.

Соглашение о государственно-частном партнерстве

Как заключить соглашение между публичным и частным партнером

Соглашение о государственно-частном партнерстве – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Законодательное регулирование

Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Отличительные признаки соглашения о государственно-частном партнерстве:

  • договорная основа партнерства при долгосрочном характере взаимодействия, регулируемая федеральным законодательством;
  • объекты – федеральная, региональная или муниципальная собственность;
  • предусмотрена возможность финансирования публичным партнером строительства и эксплуатации объекта, а также платы частного партнера публичному партнеру в период эксплуатации объекта; соглашением может быть предусмотрена выплата штрафов и неустоек как частным партнером, так и публичным партнером;
  • финансовое участие частного инвестора в капитальных затратах, то есть в создании, реконструкции объекта;
  • право собственности на объект в период эксплуатации может принадлежать как частному партнеру, так и публичному партнеру, по истечения срока соглашения объект может остаться в собственности частного партнера, а также предусмотрена возможность передачи объекта в собственность публичного партнера.
  • оценивается эффективность проекта и определяется его сравнительное преимущество уполномоченным органом;
  • возможно распределение рисков между частным партнером и публичным партнером;
  • гарантии прав частного партнера, обеспечиваемые со стороны государства.

Стороны соглашения о государственно-частном партнерстве:

Публичный партнер: Частный партнер: 
  • Российская Федерация (Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);
  • Субъект РФ (орган гос. власти субъекта РФ);
  • Муниципальное образование (орган местного самоуправления);
  •  Российское юр.

    лицо, кроме:

  1. государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  2. государственных и муниципальных учреждений;
  3. публично-правовых компании и иных создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов юридических лиц;
  4. хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
  5. дочерних хозяйственных обществ, находящихся под контролем указанных выше организаций;
  6. некоммерческих организаций, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в форме фондов;
  7. некоммерческих организаций, созданных указанными выше организациями в форме фондов.

Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве:

  1. частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
  2. транспорт общего пользования, за исключением метрополитена;
  3. объекты железнодорожного транспорта;
  4. объекты трубопроводного транспорта;
  5. морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
  6. морские суда и речные суда, суда смешанного (река – море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
  7. воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения;
  8. объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
  9. гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
  10. подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
  11. объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения;
  12. объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения;
  13. объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
  14. объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения;
  15. мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем;
  16. объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
  17. объекты охотничьей инфраструктуры;
  18. имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.

Основные положения соглашений о государственно-частном партнерстве

Предоставление земельного участка

Предоставление в аренду (субаренду) без проведения торгов земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр осуществляется для ведения деятельности по соглашению о государственно-частном партнерстве. Срок аренды не может превышать срок действия концессионного соглашения.

Плата публичного партнера

  • Часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта;
  • Часть расходов на эксплуатацию и (или) техническое обслуживания объекта;
  • Государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ;

Размер платы указывается в решении о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, в конкурсной документации, в соглашении о государственно-частном партнерстве.

Плата частного партнера

  • вносится как в период эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения, так и в течение отдельных периодов его эксплуатации и (или) технического обслуживания;

Размер, форма, порядок и сроки устанавливаются соглашением о государственно- частном партнерстве;

Форма платы:

  1. твердая сумма платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
  2. установленная доля продукции или доходов, полученных в результате деятельности, предусмотренной соглашением;
  3. передача публичному партнеру в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Срок действия соглашения о государственно-частном партнерстве устанавливается с учетом:

  • Срока создания объекта;
  • Объема инвестиций;
  • Срока окупаемости инвестиций;
  • Срока получения частным партнером средств (выручки) в объеме, определенном соглашением.

Срок соглашения не менее 3 лет.

Источник: http://economy.gov35.ru/departments/economic_development/investment/ppp/agreement/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.