+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Как унитарному предприятию перейти на контрактную систему закупок

Содержание

Переход МУП и ГУП в 2021 году – по 44-ФЗ, будут проводиться по закону

Как унитарному предприятию перейти на контрактную систему закупок

Переход МУП и ГУП в 2021 году по 44-ФЗ будет проводиться по закону. Для чего это нужно? Основные способы и этапы. Наступление 2021 года предусматривает определенные изменения в разных сферах экономики.

Все эти процессы осуществляются на основании разработанных и принятых правительством законов.

Одной из ячеек экономики, в которой предусмотрены изменения, являются МУП и ГУП, переход которых будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Прежде чем перейти к обсуждению, как будет проведен данный процесс, стоит рассмотреть, что стало основанием для его организации.

Причиной создания федерального закона 44 стало открытое, по мнению специалистов, поле для коррупции.

С целью ее снижения государственные органы власти приняли решение сделать процесс закупок унитарными организациями более контролируемым. Об этом подробнее далее.

Основные термины

Прежде чем перейти к обсуждению данной темы, предлагаем вам ознакомиться с рядом терминов, которые понадобятся в данном вопросе.

В первую очередь, стоит все же определиться, что собой представляют организации, имеющие столь сложные аббревиатуры.

Государственное унитарное предприятие (ГУП)Это форма коммерческой организации, при которой все ее активы и основные средства являются собственностью не данного субъекта, а государства. Оно является строго неделимым, обслуживание и обеспечение его находится на балансе государства
Муниципальное унитарное предприятие (МУП)Это юридическое лицо, которое не имеет права собственности на закрепленные за ним активы и основные средства. Не может быть распределено на доли, паи и другие части. Финансирование и обеспечение деятельности проводится при поддержке муниципалитета

В статье также нам понадобится такое определение как АНКО, АО и ООО. Рассмотрим это далее:

Автономная некоммерческая организация (АНКО)Это форма собственности юридического лица, целью деятельности которой является не получение прибыли, а выполнение на добровольной основе функций в жизненно важных сферах. Финансирование данной организации может осуществляться из государственного бюджета или проводится на основании добровольческих взносов и пожертвований
Акционерное общество (АО)Это форма собственности предприятия, при которой весь уставный капитал разделен между собственниками в долях, соответствующих количеству акций, находящихся в их собственности

Различают две формы данного вида собственности:

ЗАОЗакрытое акционерное общество, предусматривает, что при выходе из числа участников лицо может продать или подарить свои акции только лицам, уже являющимися участниками общество
ОАООткрытое акционерное общество, предусматривает условия свободной передачи права собственности на акции как ценные бумаги и долю уставного капитала в компании любому физическому или юридическому лицу. Обратите внимание, что при данной форме собственности участник несет ответственность только по своей доле акций
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)Это форма собственности предприятия, при которой уставный капитал в равных долях разделен между участниками, при этом они несут ответственность по обязательствам не только в размере свой доли, а в соотношении к всему уставному капиталу

Переход МУП и ГУП будут проводиться по закону 44-ФЗ

Главной целью изменений, которые были внесены Федеральным Законом № 44, стало ограничение бесконтрольной деятельности унитарных предприятий разных уровней.

Но помимо того, чтобы создать контролирующие органы, необходимо перевести все вышеупомянутые организации на договорную систему отношений.

Законом № 44 предусмотрено два варианта перехода предприятия на контрактную систему. К ним относятся:

  1. Реорганизация.
  2. Преобразование.

Как это выполнить согласно законодательству Российской Федерации, рассмотрим далее.

Особенности реорганизации унитарных предприятий

Реорганизация унитарных предприятий предусматривает ряд мероприятий, главной целью которых является организация деятельности, связанной с закупками в соответствии с Федеральным законом № 44.

Для того, чтобы выполнить данное условие, необходимо провести нижеуказанный алгоритм действий:

Для участия в торгах предприятие обязано обзавестись электронным кличемИменуемым как электронная подпись, с этой целью необходимо обратиться в казначейство
Следующий этап предусматривает регистрациюВ едином информационном пространстве, к чему обязует Приказ Федерального казначейства № 27н от 30 декабря 2015 года «Об утверждении Порядка регистрации в ЕИС в сфере закупок»
Используя «Личный кабинет»На портале электронных торгов вносятся все реквизиты предприятия
Согласно условиям, предусмотренным законом о контрактной системеСубъект обязан предоставлять, помимо информации о себе, также документ, именуемый как «Положение о закупках», которое является источником определения условий участия унитарного предприятия в торгах
Далее ответственное лицо выбирает для участия в торгах наиболее выгодную и удобную торговую платформуНа которой и будет осуществлять торговлю и поиск заказчиков в 2021 и последующих годах

Но прежде чем перейти к действиям, указанным в данном алгоритме, предприятие должно создать специальную контрольную комиссию.

Количество ответственных лиц в ней зависит от величины проводимых далее операций. В целом достаточно избрать одно лицо на должность контрактного управляющего.

: применение 44-ФЗ для ГУП и МУП

Именно с введением данной должности и связана основная часть реорганизации рабочего процесса организации.

Для назначения полномочий контрактного управляющего можно перевести уже работающего сотрудника на данную должность управления. Но все же более целесообразно с этой целью привлечь новых специалистов.

Преобразование УП

Если предприятие не может по какой-либо причине провести реорганизацию и продолжить свою деятельность в рамках федерального закона № 44, то стоит прибегнуть к процессу преобразования.

Он предусматривает изменение формы собственности унитарного предприятия на любую удобную.

Переход в другую форму собственности унитарным предприятием проводится на законных основаниях, согласно положениям статьи 34 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года.

Таким образом, данный субъект может выступать как:

АНКОИли госучреждение
АОАкционерное общество
ООООбщество с ограниченной ответственностью

Процесс преобразования предприятия в другую юридическую форму значительно более затратный, чем реорганизация.

В первую очередь, это связано с передачей в оперативное управление имущества, которое необходимо для продолжения своей деятельности предприятию.

Прежде чем зарегистрировать новую компанию, необходимо осуществить выбор формы собственности.

При регистрации в обязательном порядке декларируется размер уставного капитала, сумма которого должна быть не менее чем 100 тысяч рублей для акционерных обществ.

В случае, если данная сумма меньше, то общество может получить только форму ООО. Размер уставного капитала также зависит от потребностей предприятия.

Главной целью преобразования является продолжение деятельности организации. Для этого необходимо провести переоформление имущества, находящегося в пользовании.

С этой целью проводится следующее:

Первым этапом определяется размер имуществаКоторое необходимо для продолжения своей деятельности. Как правило, унитарные предприятия осуществляют приватизацию целых имущественных комплексов, что в разы выгоднее, чем накапливать активы заново. Также в разках данного этапа разрабатывается план и график приватизации и составляется детальный перечень всего имущества
Отдельно стоит отметить процесс оформления права собственности на землю и недвижимостьКоторая ранее находилась в пользовании данного предприятия
Прежде чем окончательно оформить имуществоСтоит провести самостоятельно ряд проверок. В рамках этого необходимо составить промежуточную финансовую отчетность, которая станет основанием для аудиторской проверки. Далее стоит проверить фактическое состояние имущества и соответствие его документации. Вышедшие из строя основные средства подлежат официальному списанию, что проводится на основании соответствующей документации
Если по результатам проверок не возникло вопросов и сложностейТо по результатам вышепроведенных работ составляется финансовая оценка активов. Именно она определяет их балансовую стоимость, которая и должна стать минимальной суммой при создании уставного капитала

Предприятия, прошедшие стадию переоформления, становятся самостоятельными юридическими лицами. В связи с этим они получают возможность проводить закупки на общих основаниях, как и другие ООО и АО.

В рамках предотвращения развития коррупционных схем с участием государственных и муниципальных организаций государственными властями были предприняты меры, изменяющие процесс закупки.

Основные его правила изложены в федеральном законе № 44, согласно которому на предприятии должна быть проведена реорганизация с целью введения новой должности «контрактный управляющий».

Все закупки должны быть проведены на основании контракта. Торговля проводится на специальных торговых платформах.

Помимо реорганизации, предприятие может пройти процесс, переходя в другую форму собственности, после чего сможет осуществлять закупки на общих основаниях.

По мнению правительства, данные изменения позволят повысить качество работы предприятий в условиях конкуренции.

Источник: http://jurist-protect.ru/perehod-mup-i-gup/

Закупки МУП и ГУП будут проводиться по 44-ФЗ в 2021 году

Как унитарному предприятию перейти на контрактную систему закупок

28.10.2021

В период с 2011 года и до настоящего момента все муниципальные и государственные унитарные предприятия (МУП и ГУП) при совершении своих закупок руководствовались положениями Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года. С 2021 года в этой части своей работы данные организации обязаны были перейти на качественно другой уровень, предполагающий осуществление закупок на открытых электронных торгах (требование устанавливается Федеральным законом от №321-ФЗ от 03 июля 2021 года). О новом порядке проведения закупочных операций сообщает другой нормативный документ – Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года.

Таким образом, унитарным предприятиям было предложено перейти на контрактную систему закупок, т. е. совершить переход с 223-ФЗ на 44-ФЗ. При этом в ряде случаев положения старого закона были востребованы. Руководствоваться требованиями закона №223-ФЗ пришлось при совершении закупок за средства выделенных грантов и при участии в сделках третьей стороны.

Гуп и муп в 2021 года

Основная сложность перехода унитарных предприятий на контрактную систему заключается в необходимости реорганизации их работы или вовсе преобразования в юридическое лицо другой организационной формы.

Положения закона 44-ФЗ ставят перед такими организациями довольно сложные задачи по выполнению будущих закупок, но все они оправданы с точки зрения достижения поставленных целей: закупочная деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий станет более прозрачной, а открытые электронные торги исключат факты приобретения товаров, работ и услуг у одних и тех же поставщиков. Более жёсткий контроль и открытая конкуренция – вот ожидаемые итоги введения нового закона.

44-ФЗ обяжет унитарные предприятия закупать всё необходимое либо через электронные аукционы, либо через открытые конкурсы, либо посредством запроса котировок.

Определённая часть товаров (услуг, работ) будет реализовываться только через электронные торги (Распоряжение Правительства Российской Федерации №471-Р от 21 марта 2021 года).

Ожидается, что всё это позволит властям осуществлять качественный мониторинг процесса закупок, регулировать условия сделок и, при необходимости, устанавливать ограничения, к примеру, в отношении продукции зарубежного производства.

Переход автономных учреждений на 44-ФЗ

По мнению представителей контрольных органов, положения закона 223-ФЗ давали унитарным предприятиям слишком много свободы, которая использовалась ими для реализации крайне сложных, но неизменно прибыльных схем.

Многие МУП и ГУП не раз были уличены в использовании таких систем закупок, которые фактически приводили к сотрудничеству только с одним поставщиком.

Такая возможность открывала огромное поле деятельности для коррупционеров, а обратной стороной проблемы становилось отсутствие добросовестной конкуренции на рынке.

С новым законом сфера закупок в Российской Федерации начнёт работать в более прозрачных и справедливых для всех участников рынка условиях. Но этому должен предшествовать переход унитарных предприятий на контрактную систему по 44-ФЗ. Сделать это предлагается только двумя возможными способами:

  1. Реорганизовать свою работу таким образом, чтобы осуществление закупок производилось в полном соответствии с законом 44-ФЗ.
  2. Выполнить преобразование МУП или ГУП в предприятие иной организационной формы (возможные варианты – государственное учреждение, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью).

Реорганизация унитарного предприятия: инструкция

С 2021 года осуществлять закупки унитарные предприятия могут только по новым правилам.

Одним из способов перенастройки своей работы в соответствии с положениями закона 44-ФЗ стала реорганизация, которая будет включать в себя появление в штате унитарного предприятия контрактного управляющего либо создание полноценного отдела закупок – контрактной службы. К слову, данное условие предусмотрено Законом о контрактной системе.

Конечно, реорганизация подразумевает, куда больший комплекс мероприятий, нежели обычное расширение кадров. Как правильно осуществить переход с 223-ФЗ на 44-ФЗ путём реорганизации? Это можно узнать из следующей инструкции:

  1. Контрактная система закупок предполагает участие в электронных торгах, а потому унитарное предприятие должно обзавестись ключом усиленной электронной подписи. Для этого необходимо обратиться с соответствующей просьбой в органы Федерального казначейства.
  2. После муниципальному унитарному предприятию следует зарегистрироваться в Единой информационной системе, что также является обязательным условием участие в торгах. На этом этапе правовое регулирование берёт на себя Приказ Федерального казначейства №27н от 30 декабря 2015 года «Об утверждении Порядка регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок».
  3. Каждый пользователь Единой информационной системы, участвующий в электронных торгах, обязан посредством личного кабинета внести свои реквизиты в специальную форму. Впоследствии эти данные будут использоваться при оформлении сделок.
  4. Работа в сфере закупок с 2021 года потребовала привлечения специалистов, коими могут стать новые наёмные работники, либо представители собственного штата предприятия, прошедшие специальное обучение контрактной системе закупок.
  5. Следующий этап – организация работы контрактной службы или введение в должность контрактного управляющего, а также создание комиссии, в обязанности которой будет входить контроль за выполнением закупок.
  6. Положения закона о контрактной системе обязывают участников ЕИС разрабатывать, утверждать и размещать в системе специальный документ, который носит название Положение о закупках. В нём унитарное предприятие приводит свои условия участия в торгах.
  7. Далее контрактный управляющий должен выбрать наиболее подходящую для своей организации электронную торговую площадку и разработать план закупок на 2021 и последующие годы (ещё одно требование Закона о контрактной системе).

Преобразование унитарного предприятия

Согласно положениям статьи 34 Федерального закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года, любое унитарное предприятие может быть преобразовано в:

  • госучреждение (автономная некоммерческая организация),
  • акционерное общество (АО),
  • общество с ограниченной ответственностью (ООО).

В любом новом виде данное юридическое лицо сможет принимать участие в электронных торгах на общих основаниях.

Преобразование в государственное (бюджетное) учреждение является наиболее простым способом перехода с 223-ФЗ на 44-ФЗ, и в этом случае предполагается, что организация осуществляет закупки в рамках выполнения тех или иных управленческих, социально-культурных или других функций, не извлекая при этом никакой коммерческой выгоды.

Что касается имеющегося у такого учреждения имущественного комплекса, то оно передаётся бюджетной организации на правах оперативного управления.

Отметим, что преобразование унитарного предприятия в госучреждение требует наличия органа-учредителя, а также инициатора данного процесса в лице какого-либо органа субъекта Российской Федерации.

Образование юридического лица в форме АО или ООО требует куда больших временных затрат. Главный вопрос связан с передачей имущественного комплекса в собственность Общества, что фактически является приватизацией.

Основные фонды, принадлежащие субъекту Российской Федерации и подлежащие приватизации, могут передаваться новому собственнику только в рамках положений Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года.

Здесь потребуется пройти многоэтапный процесс, который начинается с выбора организационной формы будущей компании.

В Российской Федерации акционерные общества регистрируются только при условии декларирования уставного капитала в размере более 100 тысяч рублей. Если в рамках преобразования унитарное предприятие решает установить меньшую сумму, её выбором должна стать регистрация в виде ООО.

Дальнейший процесс преобразования потребует:

  • определить размеры имущественного комплекса и разработать прогнозный план приватизации;
  • сформировать перечень имущества, подлежащего приватизации, и оформить передаточный акт;
  • составить промежуточную финансовую отчетность организации и провести в отношении неё аудиторскую проверку;
  • оформить в собственность землю и недвижимость, прежде находящуюся в пользовании унитарного предприятия;
  • провести контрольные проверки состояния имущества;
  • рассчитать балансовую стоимость активов;
  • разработать Устав общества.

Источник: http://www.zakonprost.ru/article/319

Как ГУПам и МУПам перейти на контрактную систему

Как унитарному предприятию перейти на контрактную систему закупок

Федеральный закон о контрактной системе – 44-ФЗ – начал действовать еще в 2014 году. Однако некоторые его положения будут вступать в силу до 2021 года. До этого времени ГУПы и МУПы должны перейти на контрактную систему. Разберем пошагово, как проходит эта процедура.

Основные различия 44 и 223-ФЗ для унитарных предприятий

Сейчас МУПы и ГУПы работают по закону 223-ФЗ. Рассмотрим основные отличия его от Закона о контрактной системе.

  • 44-ФЗ более подробный и регулирует все закупки госзаказчиков и каждый их этап. За нарушение этого закона обеим сторонам грозят серьезные санкции. 223-ФЗ носит более общий характер. Заказчику необходимо самому составить положение о закупках для своей организации.
  • Существует разница в заказчиках. По 44-ФЗ работают все бюджетные учреждения, как государственные, так и муниципальные. По 223 – монополисты, бюджетные организации, проводящие закупку за собственные средства, компании, где доля участия государства больше 50 процентов.
  • Что касается способа закупок, то набор почти идентичен. Это и аукционы, и конкурсы, и запросы. Однако в 44-ФЗ есть довольно строгие ограничения на проведение закупки у единственного поставщика, которыми часто злоупотребляют по 223-ФЗ.
  • Если 223-ФЗ никаких требований к сотрудникам предприятия, занимающимся закупками, не предъявлял, то по 44-ФЗ в этом аспекте все очень жестко. Это должны быть специально обученные люди.
  • По 44-ФЗ можно пользоваться лишь пятью электронными торговыми площадками, по 223-ФЗ их больше 170.
  • Если в законе о контрактной системе все сроки жестко прописаны, то работающий по 223-ФЗ заказчик должен сам составить положение о закупках, которым потом будут пользоваться участники.
  • В 44-ФЗ прописаны четкие требования к тому, когда должно быть установлено обеспечение контракта, по 223-ФЗ это делается на усмотрение заказчика.
  • Менять существенные условия контракта по Закону о контрактной системе нельзя. Для остальных изменений есть правила. Условия расторжения заказчик прописывает в проекте контракта. По 223-ФЗ в положении закупки указывается, можно или нельзя менять условия контракта.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:                   

Возникает вопрос: почему согласно поправкам в законодательство унитарные предприятия должны перейти на более сложный 44-ФЗ о контрактной системе? Это делается, чтобы повысить эффективность расходования бюджетных средств. Ведь по 223-ФЗ большинство закупок проводят без всякого конкурса у единственного поставщика, хотя на рынке существует масса других предложений.

Это ограничивает конкуренцию, и в итоге расходы государства и муниципалитетов завышаются. После перехода на контрактную систему основными способами закупок станут открытый конкурс и электронный аукцион.

А закупать у единственного поставщика можно будет лишь в строго определенных случаях и в достаточно ограниченном объеме.

Итак, планировать свои закупки на 2021 год МУПы и ГУПы должны в соответствии с законом о контрактной системе.

Отметим, что действие 44-ФЗ не будет распространяться на грантовые закупки и закупки для привлечения третьих лиц к исполнению контракта, по которому унитарные предприятия выступают в качестве исполнителей.

Переход ГУП и МУП на контрактную систему

Рассмотрим пошагово план действий для перехода на контрактную систему.

  1. Во-первых, нужно получить в Федеральном казначействе новые ключи усиленной электронной цифровой подписи. Ранее унитарные предприятия ее тоже получали, но выдавалась она на человека, и процедура эта была платной. ЭЦП для работы по 44-ФЗ делается на неограниченное количество человек и бесплатно. Желательно озаботиться этим заранее, чтобы система в самый ответственный момент не дала сбой из-за огромного числа заявок.
  2. Зарегистрироваться в Единой информационной системе и настроить в ней личный кабинет.
  3. Разобраться в тонкостях 44-ФЗ, а лучше – пройти по нему обучение. Также необходимо проинструктировать сотрудников. Как мы уже писали, в законе о контрактной системе к людям, занимающимся закупками, предъявляют определенные требования. Помимо обучения сотрудников, нужно внести поправки в штатное расписание и перечни трудовых обязанностей.
  4. Если годовой объем закупок предприятия больше ста миллионов в год, обязательно необходимо создать контрактную службу – новый отдел или подразделение в составе старого. Она должна состоять из 3-4 человек. Если же оборот предприятия меньше этой суммы, вводится должность контрактного управляющего. Эти сотрудники должны иметь теоретические знания и навыки в области госзакупок. Квалификация должна быть подтверждена документом. Контрактная служба или управляющий буду составлять планы и планы-графики, размещать их на официальном сайте, проводить закупки и т.д.
  5. Создать комиссию по осуществлению конкурентных закупок.
  6. Распланировать закупки на 2021 и последующие годы. К этому пункту следует отнестись внимательно. С января 2021 года Федеральное казначейство будет штрафовать за планы, составленные с нарушениями. Обратите внимание, что и в планах, и в планах-графиках закупки нужно обосновывать. Деньги можно тратить на закупку в рамках различных программ, международных договоров, а также в соответствии с основной деятельностью предприятия.
  7. Подготовить пакет документов: Также необходимы документы внутреннего характера – инструкции для сотрудников, трудовые договоры с новыми обязанностями, штатное расписание с изменениями и т.п.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Оформить подписку

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102197-qqq-16-m10-31-10-2021-kak-gupam-i-mupam-pereyti-na-kontraktnuyu-sistemu

Как унитарному предприятию перейти на контрактную систему закупок

Как унитарному предприятию перейти на контрактную систему закупок

С 1 января 2021 года государственные и муниципальные унитарные предприятия должны оформлять закупки в соответствии с законом о контрактной системе. Что для этого нужно подготовить унитарному предприятию.

С 1 января 2021 года государственные и муниципальные унитарные предприятия должны перейти на контрактную систему закупок. То есть, чтобы приобрести товары, работы и услуги, они должны применять Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Раньше такие предприятия делали это по Федеральному закону от 18 июля 2011 г.

№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Изменения ввел Федеральный закон от 3 июля 2021 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (далее – Закон № 321-ФЗ).

Однако часть ФГУПов сможет по-прежнему проводить закупки по Закону № 223-ФЗ.

К таким заказчикам отнесли предприятия, которые имеют существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства.

Перечень предприятий утвердит Правительство РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ (Федеральный закон от 28 декабря 2021 г. № 474-ФЗ).

О закупках:

Регистрация унитарного предприятия на сайте закупок

Вся информация о закупках по Закону № 44-ФЗ, за исключением сведений гостайны, находится в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru. Поэтому заказчик должен иметь регистрацию в этой системе.

Для этого необходимо иметь сертификат электронной подписи (далее – ЭП). Его выдают удостоверяющие центры Казначейства России.

Чтобы получить ЭП, необходимо:

  1. Заключить с органом Казначейства России два договора:
  • об обмене электронными документами,
  • о присоединении к регламенту удостоверяющего центра Казначейства России.
  1. Получить ЭП.
  2. Получить сертификат ключа проверки ЭП.

Только после того, как заказчик получит электронную подпись, он сможет пройти регистрацию в ЕИС.

Администратор сайта закупок разработал подробную инструкцию для регистрации. Найти ее можно на странице обучающих материалов ЕИС («Документы – Обучающие материалы»).

Контрактная служба унитарного предприятия

Государственный или муниципальный заказчик должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

Контрактную службу нужно создать, если совокупный годовой объем закупок заказчика более 100 млн руб. Однако специальное структурное подразделение создавать не обязательно. Организовать деятельность контрактной службы можно на основе типового положения, которое утвердил приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631.

При годовом объеме закупок менее 100 млн руб. достаточно контрактного управляющего. Контрактный управляющий будет отвечать за закупки и исполнение каждого контракта.

Задачи контрактной службы и контрактного управляющего:

  • разрабатывать план закупок и план-график, готовить их изменения, размещать их в ЕИС;
  • готовить и размещать в ЕИС извещения, документацию о закупках и проекты контрактов;
  • проводить закупки, в том числе заключать контракты;
  • участвовать в рассмотрении дел по жалобам участников и готовить материалы для претензионно-исковой работы;
  • организовывать консультации с поставщиками на стадии планирования закупок для того, чтобы определить состояние конкурентной среды.

Для этого сотрудники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Комиссия по закупкам унитарного предприятия

Комиссию нужно было создать в 2021 году, если заказчик запланировал первую закупку на начало 2021 года. Такой вывод следует из части 2 статьи 39 Закона № 44-ФЗ, которая требует сформировать комиссию до начала закупки, то есть не позднее даты размещения извещения.

Это коллегиальный орган, который заказчик создает для того, чтобы выбрать поставщика конкурентными способами.

Для закупок у единственного поставщика формировать комиссию не нужно (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы создать комиссию, необходимо:

  • определить ее вид;
  • сформировать и утвердить ее состав (в т. ч. назначить председателя);
  • установить порядок работы (ч. 2 и 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

План закупок и план-график унитарного предприятия

Закон № 44-ФЗ предписывает заказчикам проводить закупки по заранее подготовленным и опубликованным планам:

  • плану закупок и
  • плану-графику.

Поэтому, чтобы стать частью контрактной системы, предприятиям нужно их своевременно разработать.

План закупок унитарного предприятия

Форму и правила формирования плана закупок утвердило Правительство РФ:

Кроме того, в плане закупок заказчик должен учесть правила нормирования, которые утверждают Правительство РФ, региональные и муниципальные власти.

Эти правила определяют:

  • требования к отдельным видам закупок унитарных предприятий, в том числе предельные цены;
  • нормативные затраты на закупки унитарных предприятий.

Это делают, чтобы исключить закупки предметов роскоши.

Требования о нормировании затрат приводит статья 19 Закона № 44-ФЗ.

План закупок необходимо составить одновременно с планом финансово-хозяйственной деятельности, а утвердить – в течение 10 рабочих дней после его утверждения. В течение трех рабочих дней после этого документ надо разместить в ЕИС (п.

4 Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1168).

План закупок необходимо составить на срок действия закона о бюджете соответствующего уровня. Например, если власти субъекта утвердили бюджет на три года, то и план закупок заказчик регионального уровня должен сформировать на этот период.

К плану закупок необходимо составить обоснование. Форму документа определило постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555.

В обосновании надо описать, что и для каких целей покупает предприятие.

План-график унитарного предприятия

Формы планов-графиков утвердило Правительство РФ:

В отличие от плана закупок в план-график заказчики включают:

  • более детальную информацию о планируемых закупках;
  • обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
  • обоснование выбора способа закупки.

Обоснование для плана-графика надо составить по форме и правилам, которые утвердило постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555.

Утвердить план-график необходимо в течение 10 рабочих дней с того момента, как предприятие утвердило план финансово-хозяйственной деятельности. В течение трех рабочих дней после утверждения документ надо разместить в ЕИС (ч. 15 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

План-график разрабатывают на один год.

Положение о закупках унитарного предприятия по Закону № 223-ФЗ

Чтобы продолжать закупать товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ, предприятие обязано было до 31 декабря 2021 года разработать и разместить в ЕИС положение о закупках (ст. 2 Закона № 321-ФЗ).

Однако после перехода на контрактную систему ГУПы и МУПы вправе использовать Закон № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • закупки за счет грантов, которые им передают граждане и организации безвозмездно и безвозвратно, а также за счет грантов, которые они получили из бюджета на конкурсной основе;
  • закупки товаров, работ, услуг у третьих лиц, если предприятие выступает исполнителем по контракту. Исключение из этого правила – предприятие заключило контракт в качестве единственного поставщика, которого определил указом или распоряжением Президент РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Такие же разъяснения приводит Минэкономразвития России в письме от 9 августа 2021 г. № Д28и-2021.

  • Как ГУП и МУП перейти на Закон о контрактной системе

Обзоры последних изменений

Главные изменения в законодательстве в 2021 году
Посмотрите изменения, которые вступают или уже вступили в силу в 2021 году.

Директоров и учредителей станут чаще привлекать по долгам компании
И другие выводы из Обзора практики Верховного суда № 2/2021 от 04.07.2021

Закупки по Закону № 44-ФЗ с 1 июля: все изменения в одной инструкции
С 1 июля все конкурентные закупки можно проводить в электронном виде, правила для закупок в бумажном виде тоже изменились. Законодатели ввели в Закон № 44-ФЗ новые статьи, которые срочно нужно изучить.

Формулировки договоров, из смысла которых суды делают вывод, что стороны не установили досудебный порядок
Обзор практики.

Изменения в КоАП РФ в 2021 году
Все поправки в одной таблице.

Источник: https://www.law.ru/article/21253-qqq-17-m1-17-01-2021-kak-unitarnomu-predpriyatiyu-pereyti-na-kontraktnuyu-sistemu-zakupok

Изменения законодательства о закупках: новое регулирование для унитарных предприятий

Как унитарному предприятию перейти на контрактную систему закупок

Ю.С. Полякова, юрист; К.Г. Подгузова, юрист,
Коммерческая группа юридической фирмы VEGAS LEX, г. Москва

Введение

Летом этого года был принят Федеральный закон от 3.07.

2021 г № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (далее – Закон 321-Φ3, поправки), который предусматривает переход государственных и муниципальных унитарных предприятий на контрактную систему закупок.

Указанные поправки были разработаны Минэкономразвития РФ в связи с обширной практикой злоупотреблений унитарными предприятиями при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г № 223-Φ3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-Ф3).

Как указано в пояснительной записке, мониторинг закупок таких предприятий выявил, что преобладающими способами закупок в 2014 г стали «закупка у единственного поставщика» (20,1%) и «иные неконкурентные способы» (62,3%) (http://asozd2.duma.gov.ru/main.

nsf/%28SpraaNew%29?0penAgent&RN = 10360786&02). Анализ информации, размещенной в единой информационной системе (http://zakupki.gov.ru), показывает, что ситуация не поменялась ни в 2015, ни в 2021 гг. Принятые поправки призваны прекратить подобную практику.

Закон 321-ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 г. До этого времени действует переходный период, в течение которого унитарным предприятиям предлагается перестроить систему закупок в соответствии с новыми правилами.

Новые ограничения

Закон 321-ФЗ исключает унитарные предприятия из сферы применения Закона 223-ФЗ и одновременно распространяет на них положения и требования, установленные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ).

После вступления указанных изменений в силу унитарные предприятия смогут осуществлять закупки по Закону 223-ФЗ только при соблюдении совокупности следующих условий:

а) наличие у унитарного предприятия положения о закупках, принятого в установленном Законом 223-ФЗ порядке;

б) размещение положения о закупках до начала года в единой информационной системе (ЕИС).

Осуществление закупок:

■ за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (в т.ч.

иностранными), а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, либо за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; либо

■ в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств унитарного предприятия (за исключением ситуаций, когда такой контракт был заключен на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ (осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ)).

Как видно из перечня условий, случаи применения Закона 223-ФЗ будут существенно ограничены. По общему правилу, унитарные предприятия должны будут проводить закупки на основании Закона 44-ФЗ.

Закон 44-ФЗ содержит более детальное и императивное регулирование закупочной деятельности, существенно ограничивающее свободу унитарных предприятий.

Например, после вступления в силу поправок на унитарные предприятия будут распространяться иные правила планирования закупок, устанавливающие обязанность заказчиков в определенном порядке и в предусмотренные ст. 17, 21 Закона 44-ФЗ сроки формировать, утверждать планы и планы- графики закупок, а также вносить в них изменения.

Так, план закупок унитарных предприятий будет утверждаться в течение 10 дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности предприятий (по аналогии с бюджетными учреждениями).

Важно отметить, что в качестве возможных целей осуществления закупок, установленных ст. 13 Закона 44-ФЗ, не предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности.

При этом цели, перечисленные в указанной статье, не соотносятся с правовой природой унитарных предприятий как коммерческих юридических лиц (возможными целями осуществления закупок являются: реализация государственных программ, исполнение международных обязательств РФ, выполнение функций и полномочий госорганов и органов управления внебюджетными фондами (статья 13 Закона 44-ФЗ. – Прим. авт.). Однако при планировании необходимо указать цель осуществления закупки. Включение в план объекта, не соответствующего целям закупок, влечет административную ответственность (ч. 1 ст. 7.29.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ)). Таким образом, в настоящий момент остается неясным вопрос о том, как данные нормы будут применяться к унитарным предприятиям на практике.

Закон 44-ФЗ также устанавливает необходимость обосновывать закупку (ст. 18). Указанное положение предполагает, среди прочего, необходимость обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Порядок такого обоснования закреплен в ст. 22 Закона 44-ФЗ, которой установлены конкретные методы обоснования, а также случаи применения того или иного метода.

Еще одним ограничением в деятельности унитарных предприятий станет необходимость проведения обязательного общественного обсуждения в отношении отдельных закупок. В 2014-2021 гг. такое обсуждение проводится по закупкам, начальная (максимальная) цена которых превышает 1 млрд руб.

При этом региональным и местным законодательством могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения. С 1 января 2021 г. случаи проведения такого обсуждения и его порядок будут установлены Правительством РФ.

По результатам общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы, планы-графики закупок, документацию о закупках, кроме того, закупки могут быть отменены. Унитарным предприятиям также необходимо будет соблюдать правила о нормировании закупок.

Наиболее значимые изменения будут связаны с осуществлением непосредственно закупочной деятельности.

В отличие от Закона 223- ФЗ, который носит рамочный характер и позволяет заказчикам регулировать процесс осуществления закупок самостоятельно в локальном акте (положении о закупке), Закон 44-ФЗ детально регламентирует как перечень допустимых способов закупок, так и порядок проведения закупок установленными способами. К таким способам относятся конкурс (в т.ч.

конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс), электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного источника. Данный перечень является закрытым, возможность провести закупку любыми другими способами у заказчика отсутствует.

Важно отметить, что Закон 44-ФЗ также не предоставляет заказчикам свободу в выборе конкретного способа закупки из закрепленного перечня. Такой выбор в большинстве случаев обусловлен императивными нормами. Например, в ряде случаев, установленных распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2021 г.

№ 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)», заказчик обязан проводить именно аукцион в электронной форме. К таким случаям, в частности, относятся закупки древесины, нефтепродуктов и т.д.

Перечень, установленный указанным актом Правительства РФ, является довольно широким и разнообразным.

Кроме того, Законом 44-ФЗ установлен закрытый перечень случаев осуществления закупки путем проведения запроса котировок, запроса предложений, закупок у единственного источника. По смыслу ст.

72, 83, 93 Закона 44-ФЗ указанные способы закупок применяются государственными заказчиками исключительно в случаях, перечисленных в Законе 44-ФЗ.

Проведение закупок такими способами в иных случаях не допускается.

Например, запрос котировок возможен при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб., а годовой объем закупок с использованием данного способа не превышает 10% совокупного годового объема закупок и составляет не более чем 100 млн руб. (ст. 72 Закона 44-ФЗ).

Запрос предложений также возможен только в прямо перечисленных в Законе 44-ФЗ случаях (ст. 83). При этом большинство перечисленных в ст. 83 Закона 44-ФЗ случаев не имеют широкого применения.

В связи с этим для большинства унитарных предприятий применение запроса предложений будет релевантно, только когда закупка осуществляется на недопоставленное количество товара (работ, услуг) в случае досрочного расторжения ранее заключенного контракта на основании решения заказчика об одностороннем отказе, либо в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися по строго определенному перечню обстоятельств.

Основания закупки у единственного поставщика также прямо перечислены в Законе 44-ФЗ (ст. 93). Перечень, приведенный в данной статье, является закрытым и не подлежит расширению со стороны заказчика. Несмотря на то, что ст. 93 предусматривает довольно большой список оснований, большинство из них также не имеет широкого применения и рассчитано на использование в исключительных случаях.

Кроме того, ряд оснований для закупки у единственного поставщика в существующей формулировке не может быть применен к унитарным предприятиям. Например, п. 31 ч. 1 ст.

93 Закона 44-ФЗ в качестве такого основания устанавливает приобретение нежилого здания/помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд. П. 32 ч. 1 указанной статьи содержит аналогичную формулировку в отношении аренды нежилого здания/помещения.

Таким образом, для применения данных оснований унитарными предприятиями необходима корректировка законодательства либо подготовка разъяснений.

В отличие от Закона 223-ФЗ Закон 44-ФЗ регулирует не только процесс осуществления закупки, но и порядок заключения, исполнения и расторжения контракта (параграф 7, ст. 94, 95).

Например, Закон 44-ФЗ устанавливает императивное правило о твердой цене договора, а также запрет на изменение существенных условий договора: изменение допускается только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 94 Закона 44-ФЗ.

Таким образом, помимо существенного ограничения непосредственно закупочной деятельности, унитарные предприятия также лишаются значительной части своей свободы в дальнейших договорных отношениях.

Увеличение рисков привлечения к административной ответственности

Источник: http://www.RosTeplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=3252

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.