+7(499)495-49-41

Арендная плата: земли в государственной (муниципальной) собственности

Содержание

Арендная плата за землю и налогообложение

Арендная плата: земли в государственной (муниципальной) собственности

Вопрос земли в России всегда актуален. Существующий порядок предоставления её в пользование предусматривает два варианта владения ею — аренда и право собственности.

Оба они предусматривают внесение за пользование землёй платежей, которые определены Налоговым и Земельным кодексах страны.

Арендная плата за землю

Существующий порядок предоставления, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности земель в аренду определен статьёй 39.1 ЗК РФ. Вопросам, связанным с платой за пользование ресурсом, посвящена статья ЗК № 65. Определение «плата за землю» подразумевает совокупность всех видов существующих платежей. Они могут иметь форму налога или арендной платы.

Законодательство

Порядок и основания для назначения платежей определены в статье 65 ЗК РФ.

Согласно действующему законодательству, правом устанавливать размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной собственности, обладают федеральные, региональные и муниципальные собственники земли.

Размер установленных платежей и сроки их выплат указываются в договоре, который заключается между собственником земли и арендатором после согласования условий использования земли.

Платежи за аренду земли, с точки зрения закона, относится к разряду существенных условий договора. Это значит что они не могут быть изменены собственником в одностороннем порядке. Прервать договор можно в случае нарушения правил пользования землёй или задержке по оплате.
Использовать землю можно только по назначению, определённому сторонами в договоре.

Договора аренды, заключаемые на срок более 11 месяцев подлежат государственной регистрации. Срок аренды сельскохозяйственных угодий не может превышать 49 лет, для муниципальных или государственных нужд — 1 года. За нарушение правил регистрации договоров аренды предусмотрено административное наказание.

Как определяется размер арендной платы и от чего зависит

В основе расчёта арендной платы могут лежать два показателя – кадастровая стоимость земли или нормативная цена. Такой порядок определён статьёй 3 ФЗ № 137, принятого в 2001 году.

Понятие «нормативная цена» раскрыто в статье 25 ФЗ № 1738-1, введенного в действие в 1991 году. Прерогатива определения нормативной цены закреплена статьёй 66 ЗК РФ за Правительством РФ.

Своё решение по определению цены оно закрепляет соответствующим постановлением.

Величина нормативной цены зависит от места расположения земельного надела, его категории и потенциально возможного получения дохода за его эксплуатацию в определённый промежуток времени.

Конечный размер арендной платы на землю, устанавливаемый её владельцем, согласовывается с арендаторами.

Используемые в практике расчёта рыночная и кадастровая стоимости земли регулируются действующим законодательством. В качестве основного нормативного документа для этих целей используется ФЗ, регулирующий в стране оценочную деятельность. Размер платежей за пользование землей на условиях аренды может быть изменён только по согласованию сторон.

Как происходит оплата за аренду участка физ лицами

Действующее законодательство позволяет взимать арендную плату за землю не только в денежной форме. Фиксированная сумма может быть оплачена арендатором в форме оказанных им владельцу земли услуг, выделением доли в доходах от коммерческой деятельности, имуществом, товарами и т.п.

В качестве арендной платы во многих регионах страны применяют только налог на землю. Задержка платежей по аренде более, чем на 6 месяцев является основанием для расторжения договора и взыскания сумм задолженности через Арбитражный суд.

Налог на землю

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните: Москва+7(499)350-80-59, Санкт-Петербург+7(812)309-94-01.

Действующее законодательство возлагает обязанность по уплате земельного налога на собственников наделов. Такие платежи относятся к общегосударственным видам налоговых начислений. Арендаторы являются косвенными плательщиками земельного налога. Его сумма закладывается в размер арендной платы.

Правовое регулирование

Главным законодательным актом, регламентирующим порядок начисление налога на землю, является НК РФ. Определение налога дано в статье 31 этого кодекса.

В соответствии с его положениями местные и региональные власти разрабатывают свои нормативные акты по форме и размеру уплаты налога. Такое право дано им статьёй 31 НК РФ.

Принятые ими решения не должны противоречить федеральному законодательству и быть лишь дополнением к нему.

В 2017 году произошло изменение базового значения стоимости земли, принимаемого для расчёта налоговой ставки. Теперь в качестве базы для расчёта применяется кадастровая стоимость земли.

Ранее в основе определения налоговой ставки использовалась её балансовая стоимость.

Эти величины имеют принципиальные отличия в оценочной стоимости земли. Балансовая стоимость может быть значительно ниже кадастровой. При сдаче в аренду частной земли используется её рыночная оценка.

Установленные местной властью налоговые ставки имеют свои ограничения. Они определены статьёй 394 НК РФ. Размеры налоговых ставок зависят от категории земель.

Их кодирование раскрывается в Кодексе бюджетной классификации.

Как влияет арендная плата на земельный налог

Между арендной платой и земельным налогом существует прямая связь. Земельный налог входит в состав арендной платы. Размер последней при сдаче в аренду государственных земель в большинстве случаев равен сумме налога.

Земельная рента, которой является налог на землю, поддерживается государством на уровне, обеспечивающем определённую рентабельность сельскохозяйственным производителям.

Порядок налогообложения земли

Действующее законодательство возложило обязанность по уплате налога на владельцев земли. Его плательщиками являются юридические и физические лица, которые владеют землей на праве собственности или бессрочного пользования. Статья 388 НК РФ освобождает от уплаты налога арендаторов, берущих наделы у их собственников.

Обязанность по уплате налоговых платежей на них ложится при выкупе права аренды на землю, находящуюся в собственности государства или муниципалитетов. Размер арендной платы за частные земельные наделы определяется владельцем самостоятельно в соответствии с рыночными ценами. Их уровень формирует спрос.

Не попадает под действие НДС арендная плата за государственную и муниципальную землю. Арендные платежи других видов земель облагаются по ставке 18%.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7(499)350-80-59, Санкт-Петербург +7(812)309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/arenda-2/stoimost/plata-i-nalogi-na-arendu.html

Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности

Арендная плата: земли в государственной (муниципальной) собственности
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности

Размер арендной платы, условия и периоды внесения платежей за использование земли регулируются российскими законами.

На территории РФ земельные участки в большинстве случаев предоставляются гражданам возмездно, то есть за определенную плату (за исключением случаев, предусмотренных законом). Подобная норма права установлена ст. 65 ЗК РФ.

Согласно Земельному кодексу РФ одной из форм возмездного пользования наделами считается арендная плата за земли сельскохозяйственного, жилого, лесного или иного предназначения.

Однако размеры арендной платы варьируются и зависят от многочисленных условий, прописанных в ЗК РФ, в частности, в ст. 39.7, а также в федеральных законах и законах субъектов РФ.

Понятие арендной платы за земельный участок. Правила и порядок определения размера арендной платы земельных участков

Определение арендной платы за земельный участок – вопрос, который занимает умы практикующих юристов не первый год.

Если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то под понятием арендной платы понимается обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество для целевого использования, но на условии внесения конкретных платежей, размер которых фиксируется в соглашении между участниками правоотношений.

Таким образом, определение данной дефиниции имеет достаточно четкую трактовку, которая содержит в себе все основополагающие характеристики.

Порядок предоставления, размер арендной платы, условия и временные периоды внесения платежей за использование земельных участков (сельскохозяйственного, лесного, жилого, садоводческого и прочего предназначения), которые числятся как публичная собственность, т.е. государственное или муниципальное имущество, определяются постановлениями Правительства РФ, а также федеральными, региональными законами и указами на местном уровне.

В частности, регламентирует данную сферу Постановление № N 582, принятое Правительством РФ.

Арендные платежи за землю

Арендные платежи за земли сельскохозяйственного, жилого, коммерческого, лесного и прочего назначения (не следует путать с таким понятием как налог), а точнее формы их воплощения в жизнь, гражданским законодательством РФ классифицируются следующим образом:

  • арендные платежи за арендуемое имущество в твердой валюте, которые вносятся либо в определенный временной период, закрепленный в законодательном порядке, либо единовременно. В качестве основной валюты выступает российский рубль.
  • платежи за наделы сельскохозяйственного, жилого, коммерческого или огородоводческого и прочего назначения могут осуществляться в натуре, в частности, в виде установленной доли от полученной продукции или поставляемых услуг.
  • возмездной основой может выступать также предоставление арендодателю конкретных услуг со стороны арендатора, что закрепляют законодательные правила.
  • расчет и определение платежа за аренду может осуществляться также посредством передачи в срочное или постоянное пользование конкретной вещи или имущества, что закрепляют собой законодательные правила.
  • арендная плата за земли сельскохозяйственного или иного назначения может взиматься в виде возложения на арендатора обязанности нести все затраты на эксплуатацию и поддержание должного состояния арендуемого имущества.
  • расчет арендной платы может происходить посредством смешения перечисленных выше форм, а также иными способами, которые не противоречат закону. В частности, берется во внимание и земельный налог.

Расчет арендных платежей за земельный участок

Кроме того, помимо перечисленных выше нормативно-правовых актов, непосредственная регламентация арендных платежей осуществлена в ЗК РФ.

В частности, в Земельном кодексе РФ официально закреплены некоторые особенности того, как происходит определение размера арендной платы за землю.

Во-первых, законодательный порядок устанавливает возможность повышающего коэффициента арендных платежей на земли, находящиеся в публичной собственности, предполагаемые для жилого назначения. Земельный налог здесь берется в расчет.

В данном случае речь идет о ситуациях, когда в трехлетний срок на территории земельного участка, взятого в аренду, не будет введено в эксплуатацию сооружение жилого назначения. Арендный платеж в такой ситуации будет равняться двукратному размеру налоговой ставки, по которой рассчитывается земельный налог.

Во-вторых, если изменение касается права собственности на земельный участок, т.е. происходит переоформление права бессрочного пользования на арендное право, то расчет размера платежа происходит по одному из оснований:

  • два процента кадастровой стоимости земельного участка, который берется арендатором в установленном законодательством порядке.
  • три десятые процента от кадастровой стоимости земли сельскохозяйственного назначения.
  • полтора процента кадастровой стоимости на земли, которые числятся как ограниченные или же изъятые из оборота.

Кроме того, определение размера арендной платы за участок сельскохозяйственного, лесного или прочего назначения не может превышать собой уровень, который имеет земельный налог. Данная норма нашла свое определение в ст. 39.7 ЗК РФ.

Если углубиться в ее суть, то можно вывести следующие особенности и правила расчета размера арендной платы, который не может превышать собой налог:

  • Законодательный порядок устанавливает, что если договор аренды на землю заключен с физическим лицом, которое наделяется Земельным кодексом России правом бесплатного использования участка сельскохозяйственного, садоводческого, лесного и прочего назначения без проведения торгов, а также если он зарезервирован или ограничен в обороте, то размер платежа не может превышать налог.
  • Нормативные правила также устанавливают, что если с лицом заключен договор о развитии и освоении территории, то расчет платежа также должен проходить в полном соответствии со ставкой, которую имеет налог на землю.
  • Учитывается налог на землю и в том случае, если арендный контракт заключается с гражданами, которые имеют право на внеочередное предоставление надела, что обуславливается федеральным законом.
  • Расчет и определение арендного платежа с учетом налоговых издержек также происходит в том случае, если земли принадлежат субъекту на основании оперативного управления.
  • Иные основания и законодательные правила, предусмотренные ЗК РФ.

Размер арендной платы земли сельскохозяйственного назначения

Аренда земель сельскохозяйственного назначения имеет ряд нюансов по сравнению с угодьями иного целевого использования.

В частности, расчет размера арендной платы за эксплуатацию надела должен в обязательном порядке быть прописан в соглашении между участниками сделки.

Это условие является гарантией того, что арендатор будет выплачивать собственнику (в нашем случае государству или муниципалитету) определенную плату (не налог).

При этом максимально допустимый размер платежа не устанавливается законодательством.

Однако нормативно-правовые акты подразумевают, что производить изменение условий арендного договора можно не чаще, чем 1 раз в год.

Рассчитать платеж может каждый арендатор самостоятельно. Для этого необходимо умножить размер выделяемой площади на единицу стоимости имущества (или же продукции). Среднее значение и представляет собой платеж по заключенному договору аренды.

Кроме того, некоторые контракты требуют от арендатора и арендодателя рассчитать общую стоимость земельного участка, предоставляемого в аренду. В этом случае следует перемножить средний показатель арендной платы и количество месяцев пользования наделом.

Изменение размера арендной платы в одностороннем порядке

Несмотря на то, что размер платы за аренду земельного участка прописывается в договоре между сторонами, законодатель предусмотрел возможность осуществлять изменение этого условия в одностороннем порядке. Однако подобное право осуществлять изменение пунктов соглашения в одностороннем порядке должно быть прописано в самом контракте, о чем гласит ст. 614 ГК РФ.

Если изменение условий арендной платы в одностороннем порядке предусматривается договором между участниками сделки, то арендодатель может воплотить подобные трансформации в жизнь. Но при этом должен быть соблюден строгий порядок действий, который зафиксирован в контракте.

В частности, изменение в одностороннем порядке возможно в том случае, если собственник земельного участка заранее известит арендатора о том, что произошло уменьшение или увеличение арендной платы.

В том случае если процедура внесения изменения в одностороннем порядке не прописана в основополагающем договоре, то между участниками может быть заключено дополнительное соглашение. Если же изменение в одностороннем порядке произошло с нарушением законодательного механизма, то арендатор может выплачивать за надел прежнюю сумму, закрепленную контрактом.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/zemleustrojstvo/razmer-arendnoj-platy-za-zemlyu-nahodyashhuyusya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti.html

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности в 2017 году: формула расчета, порядок и срок выплаты, ставка | Земельный эксперт

Арендная плата: земли в государственной (муниципальной) собственности

В статье 39.7 Земельного кодекса РФ описан процесс исчисления платежа за временную эксплуатацию надела в рамках аренды.

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

Прежде всего, важно отметить, что арендная плата за землю назначается с учетом принципов, которые устанавливает Правительство РФ:

  1. Экономическое обоснование, в рамках которого учитывается доходность надела, категория, размер.
  2. Предсказуемость расчета. Здесь указывается процесс исчисления и возможность пересмотра суммы со стороны арендодателя.
  3. Максимально возможное упрощение расчетов. Указывается возможность исчисления платежа на основании кадастровой стоимости надела.
  4. Недопущение деградации площади. В рамках положения в отношении данных территорий размер платы в два раза превышает сумму земельного налога.
  5. Необходимость соцподдержки важных видов деятельности. Здесь учитывается максимально возможный и минимальный уровни арендных платежей.
  6. Запрет предпочтений, не имеющих обоснований, в рамках которого определяется порядок расчетов для каждой категории земель.

В том случае, когда соглашение о передаче надела в аренде достигнута, договор составляется по итогам аукциона, а размер уплаты устанавливается в той сумме, которую заявил выигравший участник.

Если заявка на участие в аукционе единственная, то процедура все равно считается состоявшейся и арендная сделка проводится с этим участником.

Стоимость при данных обстоятельствах устанавливается та, которая была назначена в заявке, то есть изначальная цена площади, назначается организаторами аукциона.

Размер арендной платы за землю государственной или муниципальной собственности, переданной в аренду без проведения торгов

Некоторые площади передаются нанимателям без назначения торгов в форме аукциона. При данных обстоятельствах исчисление размера оплаты находится в сфере деятельности следующих ведомств:

  • Правительство РФ, относительно федеральных земель;
  • органы государственной власти субъектов — для региональных территорий;
  • администрация или муниципалитет для наделов, состоящих в их распоряжении.

Для земель, состоящих в распоряжении государства или муниципалитета, сумма выплаты за аренду не может быть определена больше суммы, исчисленной для таких же целей относительно федеральных территорий. Также сумма платежа за аренду не должна быть выше налога на землю, рассчитанного для конкретного надела, если соблюдаются следующие условия:

  • пользователь имеет право на получение территории в личное распоряжение безвозмездно и без торгов, при наличии земли в резерве;
  • имеется акт, подтверждающий полномочия организации на развитие земельной зоны и ее дальнейшую застройку;
  • в случае, когда гражданин располагает правом на получение участка в первую очередь или во внеочередном порядке;
  • если здания, находящиеся на площади, принадлежат заявителю в порядке оперативного управления.

Предельная величина арендной платы

Согласно законодательству, регулирующему процесс землепользования, при назначении оплаты за использование площади, являющейся госсобственностью или принадлежащей к владениям города, учитываются показатели, которые не могут превышать установленную сумму.

Таковыми считаются:

  • земельный налог;
  • нормативы, разработанные в рамках законодательных положений;
  • арендный платеж, исчисленный для земель федеральной собственности с учетом их целевой эксплуатации в дальнейшем.

Иными словами, арендная плата за землю в 2017 году не должна быть больше размера начисленного налога за землю и устанавливается с учетом оговоренных нормативов.

Ставки арендной платы за землю назначаются Правительством РФ и периодически проходят через повышение. Начисление платежа по договору аренды осуществляется по стандартной формуле и при помощи определенной методики расчета.

Заключение

В итоге можно сделать следующие выводы:

  1. В случае заключения арендной сделки, между сторонами соглашения устанавливается договоренность об оплате за временное пользование участком.
  2. При начислении платежа используются принципы, сформированные Правительством РФ.
  3. В случае если сделка проводится при помощи аукциона, то размер платежа устанавливается в соответствии с тем размером, который заявлен победителем.
  4. Когда в торге имеется лишь одна заявка, процедура считается состоявшейся, а арендная плата назначается в соответствии с начальной стоимостью надела, заявленного организатором аукциона.
  5. Предельная цена аукциона не может быть больше земельного налога и исчисляется в соответствии с теми нормативами, которые установлены законом.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по размеру арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Михаил. Дело в том, что я подал заявление на получение надела в порядке аренды, однако, после того как приступил к оформлению документов, узнал, что стоимость намного выше, чем я ожидал и чем та, которая установлена на соседние участки.

Подскажите, кто устанавливает размер уплаты и как мне уменьшить сумму?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. В статье 39.7 ЗК РФ прописано, что исчисление суммы происходит в соответствии с принципами, установленными Правительством РФ.

При этом, если сделка оформляется без назначения торгов, размер платежа не может быть больше суммы земельного налога, а сам расчет должен производиться по специальной формуле и с помощью специальной методики.

В вашем случае, следует обратиться в муниципалитет, который пересчитает размер платы в соответствии с законодательными нормами РФ. Если обращение не даст нужного результата, то вы будете иметь право подать заявление в суд.

Вам будут полезны следующие статьи:

  • Для Москвы и МО:
  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:
  • Вся Россия:

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/predostavlenie-zemelnyx-uchastkov-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/razmer-arendnoj-platy-za-zemelnyj-uchastok-naxodyashhijsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/

Как заключается аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

Арендная плата: земли в государственной (муниципальной) собственности

Аренда земельных участков муниципальной собственности — распространенная процедура, имеющая свои тонкости. В данной статье мы расскажем, что такое предоставление в аренду земельного участка муниципальной собственности, как территории сдаются во временное пользование и какие нюансы при этом есть.

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Кому возможна передача в аренду земельного участка муниципальной собственности.
  • Каков порядок аренды земельного участка муниципальной собственности.
  • Как проводятся торги по аренде земельных участков муниципальной собственности.
  • Когда не требуются торги по аренде земельных участков муниципальной собственности.
  • Какой заключать договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Аренда земельных участков муниципальной собственности — распространенная процедура, имеющая свои тонкости. В данной статье мы расскажем, что такое предоставление в аренду земельного участка муниципальной собственности, как территории сдаются во временное пользование и какие нюансы при этом есть.

Кому возможна передача в аренду земельного участка муниципальной собственности

Взять государственный или муниципальный участок земли в аренду может как физическое, так и юридическое лицо, если:

  • На данной территории есть объект (строение, здание), принадлежащий ему на праве собственности, однако саму землю физлицо или юрлицо покупать не желает. Аренда земельных участков муниципальной собственности предполагает заключение договора сроком до 49 лет. При этом договор не должен препятствовать выкупу данной территории в будущем.
  • Хочет получить землю для возведения на ней объекта на весь период строительства. В таких случаях обязательно проводят работы по формированию участка с предварительным согласованием месторасположения строения. Земли предоставляют только на основании аукционов с последующим составлением протокола. Договор на аренду территорий с победителем аукциона заключают на основании протокола. На оформление договора отводится 5 дней с момента подписания протокола.
  • Комитет по земельным ресурсам: история создания и современные функции

Правила аренды земельного участка муниципальной собственности

Право аренды земли с позиции рыночных отношений — это ресурс и товар. Арендуя участок, лицо получает все права на его использование, прописанные в договоре с арендодателем-собственником и иногда с третьими лицами.

В ст. 606 ГК РФ сказано об условиях аренды. Арендодатель, соблюдая условия соглашения, обязан за установленную плату передать земельный участок арендатору для временной эксплуатации и владения, или только для временной эксплуатации. Ст.

607 ГК РФ разъясняет, что в законодательных актах могут быть прописаны и иные условия передачи земель и других обособленных природных объектов в аренду. В договоре должны быть указаны сведения об объекте, по которым можно точно установить его.

Если такой информации нет, документ недействителен.

Предоставление в аренду земельного участка муниципальной собственности разрешено негосударственным юрлицам и простым гражданам. Территории, находящиеся в госсобственности, принадлежат государственным органам и органам муниципалитетов. Закон РФ также разрешает брать землю в аренду у лица, уже арендующего ее.

В п. 2 ст. 22 ЗК РФ указано, что предоставлять в аренду территории могут их собственники. Исключения составляют лишь изъятые из оборота земли. Их в аренду можно сдавать лишь в исключительных ситуациях, прописанных в ФЗ.

Право на аренду земельного участка государственной или муниципальной собственности может прекратиться, если:

  • срок аренды истек;
  • стороны договорились о завершении договора, не дожидаясь окончания срока;
  • одна из сторон инициировала прекращение соглашения;
  • один из участников нарушил условия договора;
  • арендатор использовал землю ненадлежащим образом;
  • арендатор предпринял действия, которые снизили качество земли или могли вызвать это;
  • территория стала непригодной к эксплуатации.

Каков порядок аренды земельного участка муниципальной собственности

Порядок аренды земельных участков муниципальной собственности определяется целями эксплуатации. Территории арендуют как для строительных работ, так и для решения задач, не связанных со строительством. Земли для строительства также сдают в аренду на разных условиях — все зависит от выполнения работ по их формированию:

  • без предварительного согласования мест расположения построек;
  • с предварительным согласованием (ст. 30 Земельного кодекса РФ).

По закону земельные участки муниципальной собственности сдают в аренду на аукционах, если месторасположения объектов на них до этого согласованы не были.

В новой редакции Земельного кодекса РФ абсолютно по-новому определен порядок сдачи земли в аренду на аукционах или без их проведения. Ст. 39.6 ЗК РФ содержит общее правило: договор на аренду территорий государственной или муниципальной собственности заключают на аукционах.

Подход к порядку формирования земель для торгов стал другим. В законе упразднили критерий разграничения порядка сдачи участков с предварительным согласованием месторасположения построек и без согласования.

В соответствии с новой статьей 39.11 ЗК РФ, земли для сдачи в аренду по результатам аукционов могут формироваться двумя путями:

  • по инициативе органа госвласти или муниципалитета;
  • по инициативе физлица или юрлица, заинтересованного в сдаче земли в аренду.

Сбором необходимой документации занимается или орган государственной власти (муниципалитет), или заинтересованное юридическое или физическое лицо. Все зависит от того, кто выдвинул инициативу о формировании участка.

Важным нововведением стало то, что на основании п. 15 ст. 39.8 ГК РФ, лицо, арендующее землю в государственной или муниципальной собственности, больше не обладает преимущественным правом на заключение договора аренды такой территории на новый период без аукциона.

В Земельном кодексе РФ сейчас нет указаний о конкретных сроках заключения договора на аренду государственных или муниципальных земель. В тексте новой редакции ЗК РФ уточнены максимальные сроки аренды территорий нескольких видов (период сдачи участков для строительства, ведения сельскохозяйственной деятельности и т. д. (п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).

Отметим, что на основании п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ владельцы построек наделены исключительным правом на покупку участков, где размещены их сооружения (если об ином не сказано в ФЗ).

Схема определения стоимости аренды таких участков также изменилась. Ст. 65 ЗК РФ гласит, что сумму, порядок внесения и сроки оплаты аренды земли, принадлежащей РФ, субъектам РФ или муниципалитетам, устанавливает Правительство РФ, органы госвласти субъектов РФ и муниципалитеты.

В соответствии с ЗК РФ в новой редакции, плата за аренду земельного участка муниципальной собственности устанавливается по разным схемам. Все определяется порядком заключения договора.

  • Если договор заключают на торгах, плату за аренду земельного участка муниципальной собственности устанавливают по их итогам.
  • Если договор на аренду заключают с лицом, подавшим единственную заявку для участия в торгах, или с единственным участником, цена на аренду земли должна соответствовать начальной стоимости, указанной на аукционе.
  • Если договор на аренду земельного участка заключают без аукциона, сумма зависит от того, кто владеет территорией — государство, субъект РФ или муниципалитет; размер оплаты устанавливают уполномоченные органы (если об ином не сказано в ФЗ) (ст. 39.7 ЗК РФ).

Однако в Законе сохранилось общее правило, действовавшее и ранее: плата за аренду земельного участка муниципальной собственности или территории, принадлежащей государству, рассчитывается на основании главных принципов определения арендной платы, обозначенных Правительством РФ (иными словами, в соответствии с ПП РФ от 16.07.2009 № 582).

Подчеркнем, что данное ПП РФ соотносится с новыми нормами ЗК РФ по части формирования порядка платы за аренду земельных участков, принадлежащих РФ. Из этого вытекает правило, по которому каждый год необходимо определять сумму оплаты аренды земельных участков, предоставляемых в ходе аукционов, с учетом их цен на рынке.

На основании ПП РФ от 16.07.2009 № 582, сумма арендной платы за землю для соглашений, заключаемых без аукционов, зависит от оснований покупки земли:

  • по кадастровой стоимости территории в процентах, обозначенных в Постановлении;
  • в соответствии со ставками арендной платы или методическими указаниями для ее расчетов.

Сумма платы за аренду земли для соглашений, заключенным по итогам аукционов, зависит от их итогов.

В иных ситуациях плату за аренду земли, где размещены недостроенные объекты, рассчитывают по рыночной цене участка. Цена определяется на основании законодательного акта РФ об оценочной деятельности.

То есть, положения новой ст. 39.7 ЗК РФ свидетельствуют о том, что при установлении стоимости аренды земли, предоставляемой по результатам аукциона, следует опираться лишь на общие принципы, прописанные в Постановлении.

Нормы формирования стоимости аренды земель в РФ, утвержденные данным Постановлением, сейчас лишь подтверждают правило в ЗК РФ: если договор на аренду территории заключается на аукционе, ежегодная сумма или сумма первой выплаты за аренду рассчитывается по его итогам.

Остановимся на порядке применения новых законодательных норм подробнее.

В ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ сказано о порядке плавного перехода на новую систему урегулирования отношений, связанных с использованием территорий. Так, в Закон будут ведены новые правила об аренде.

Но на соглашения и преддоговорные согласования, достигнутые до вступления правил в силу, они не повлияют.

Достигнутые соглашения останутся юридически в силе, а для их регулирования будут применяться правила, действовавшие на момент заключения договоров.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102385-arenda-zemelnyh-uchastkov-munitsipalnoy-sobstvennosti

Арендная плата: земли в государственной (муниципальной) собственности

Арендная плата: земли в государственной (муниципальной) собственности

Как рассчитывается арендная плата за земельные участки, если компания арендует земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности? Когда плата по договору аренды может быть снижена? Практическую ситуацию разбирает эксперт.

Роман Ляпунов, руководитель отдела земельно-имущественных отношений консалтинговой компании HEADS

См. статью Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка

Аренда земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности

Компания заключила договор аренды земли, находящейся в государственной (муниципальной) собственности, или арендовала участок с неразграниченной собственностью. Договор аренды земельного участка заключен не на торгах.

При заключении договора для расчета арендной платы за земельный участок применялись официально утвержденные методики.

Однако они не соответствовали методике, утвержденной Правительством РФ для участков земли, находящихся в федеральной собственности.

Арендатор может добиться снижения арендной платы за такие земельные участки. Размер арендной платы можно снизить до 2 процентов от кадастровой стоимости участка (иногда и ниже), поскольку, по мнению судов, методика, утвержденная Правительством РФ, распространяется также на участки, которые находятся в собственности субъектов РФ, муниципалитетов или собственность на которые не разграничена.

Чаще всего арендная плата на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, исчисляется в процентах от их кадастровой стоимости.

Сейчас землепользователи повсеместно стремятся снизить чрезмерно завышенную кадастровую стоимость до рыночного размера, чтобы облегчить бремя платежей.

Но во многих регионах до сих пор действуют методики, утвержденные нормативным актом органа исполнительной власти субъекта РФ или муниципалитетом.

По таким методикам арендная плата на земельные участки может рассчитываться вообще без привязки к ее кадастровой стоимости либо с привязкой к ней, но без верхнего лимита, тогда как существуют ограничения, установленные Правительством РФ. В ряде случаев такие методики незаконны, поэтому арендатору стоит их перепроверить: возможно, у него есть право потребовать перерасчета арендной платы и возмещения переплаты.

Если действующая методика не привязывает расчет арендной платы за земли в государственной (муниципальной) собственности к кадастровой стоимости земли, то нужно учитывать, что в редких случаях перерасчет арендной платы в процентах от кадастровой стоимости может привести к увеличению размера платежей по сравнению с прежними. Но в большинстве случаев перерасчет арендной платы за такие земельные участки по основанию, описанному в этой статье, наоборот, позволяет сэкономить арендаторам весьма и весьма крупные суммы, порой исчисляемые в миллионах рублей.

Арендная плата не может превышать установленный процент от кадастровой стоимости

Заключая договор аренды земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, стороны обычно не свободны в определении арендной платы.

Арендная плата за пользование такими участками является регулируемой, то есть ее ставки устанавливаются нормативными актами Правительства РФ, органов власти субъектов РФ или муниципалитетов (п. 3 ст. 65 ЗК РФ, абз. 2–4 п. 16, абз. 1 п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.

11 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды», далее – постановление № 73).

Многие спорные вопросы по перерасчету арендной платы за земельные участки разрешались благодаря Президиуму ВАС РФ. Несмотря на то что с 6 августа 2014 года ВАС РФ упразднен, арбитражные суды могут в мотивировочной части решения ссылаться на сохранившие силу постановления Президиума ВАС РФ (ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

Ограничения размера арендной платы

Казалось бы, если арендная плата по договору рассчитывается по методике, закрепленной в действующем нормативном акте органа власти соответствующего уровня, то у арендатора нет оснований сомневаться в ее законности и требовать ее пересмотра. Но это не так.

В Земельном кодексе есть оговорка, что Правительство РФ может установить общие начала определения арендной платы при аренде участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 4 ст. 22 ЗК РФ). Такие общие начала утверждены постановлением Правительства РФ от 16.07.

09 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее – постановление № 582).

Один из важнейших принципов – предельно допустимая простота расчета арендной платы – предусматривает возможность определять арендную плату на основании кадастровой стоимости (абз. 4 Основных принципов определения арендной платы , утвержденных постановлением № 582).

При этом арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, не может превышать размеров, указанных в постановлении № 582.

Причем эти предельные размеры распространяются на аренду земли независимо от уровня публичной собственности (собственность субъекта РФ, муниципалитета или неразграниченная собственность), несмотря на то, что постановление № 582 содержит размеры платы за аренду земли, находящейся только в федеральной собственности. Напрямую в самом постановлении № 582 об этом не сказано, но такой вывод сделал Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.04.12 № 15837/11 (далее – постановление № 15837/11). Исключение составляют случаи, когда размер арендной платы определяется по результатам торгов или напрямую предписан федеральным законом (п. 2, 4 Правил определения размера арендной платы , утв. постановлением № 582).

Цитируем документ

Учитывая единство экономического пространства и правовой системы РФ, нашедшие свое отражение в постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.

Основываясь на названных принципах, Правительство РФ определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

Размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением № 582 для земель федеральной собственности (постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.12 № 15837/11).

Источник: https://www.law.ru/article/4215-arendnaya-plata-zemli-v-gosudarstvennoy-munitsipalnoy-sobstvennosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.